Автор: Филиппова Нина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 62"
Населённый пункт: г. Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: Презентация
Тема: Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Виды игровой деятельности
детей дошкольного возраста
Подготовила: педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 62»,
г. Петрозаводск
Филиппова Нина Александровна
«Игра
–
это
огромное
светлое
пятно,
через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений и понятий об окружающем мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игра - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
В игре формируются психические процессы.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия
для развития интеллекта.
В игре активно формируется способность становиться на точку зрения
другого человека.
В процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение.
Игра создает благоприятные условия для организации движений
дошкольника.
Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном
возрасте.
Игра обладает большими возможностями для формирования «детского
общества».
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности
дошкольника.
Классификация игр
Игра
Творческие игры
Игры с правилами
Народные игры
(игры, возникающие по
инициативе ребёнка)
(игры, созданные народом)
(игры, возникающие по
инициативе взрослого)
Сюжетно-ролевые
Дидактические
Театрализованные или
постановочные
Подвижные
Конструкторские
Классификация игр
По типу организации
С учётом места организации
С учётом времени организации
Подгрупповые
Групповые
Индивидуальные
Игры в первую
половину дня
Игры во вторую
половину дня
Игры в
помещении
Игры на воздухе
Творческие игры
Творческий характер игровой деятельности проявляется в перевоплощении
ребенка
в
того,
кого
он
изображает,
и
веря
в
правду
игры,
искренне
радуется и огорчается по её ходу.
Наличие любимой роли
Желание ребёнка принимать
на себя определённую роль
Нежелание заканчивать игру
Показатели развитого
игрового интереса
Длительная
заинтересованность ребёнка
игрой, развитием сюжета и
исполнением роли
Активное исполнение ребёнком
всех видов работ (лепка,
рисование)
Желание делиться со сверстниками и взрослыми
своими впечатлениями после окончания игры
Творческие игры
Сюжетно-ролевые
Театрализованные
Конструкторские
Игры-драматизации
С элементами художественно-
творческой деятельности
С элементами труда
Режиссерские
Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка
.
Ролевая игра - способ переживания эмоционально-напряженных ситуаций
Ролевые игры - школа общения. Они учат ребенка основам трех очень важных
видов человеческого общения – ролевого, делового и дружеского
Сюжетно-ролевая игра
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому
событию, которое разыгрывается.
Самостоятельность детей – одна из ее характерных черт.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
сюжет
содержание
роль
Сюжет игры – эта та
сфера действительности,
которая воспроизводится
детьми
.
Игры на патриотические темы
Игры на темы литературных
произведений, мультфильмов
Игры на бытовые сюжеты.
«Бытовые» игры.
Игры на производственные и
общественные темы.
«Профессиональные» игры
Игры с природным
материалом
Длительность сюжетно-ролевой игры:
в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).
Содержание – то, что отображается ребёнком, как характерный момент
деятельности и отношениями между взрослыми
Предметная деятельность
Поведение людей
Отношение между людьми
Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом
сюжетно-ролевой игры.
Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном
персонаже.
Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-
образцам.
Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра
Этапы развития игровой деятельности:
IV этап – собственная ролевая игра. Относится к возрасту с 3 до 7 лет.
III этап – сюжетно - отобразительная игра. Конец 2-ого – начало 3-его года жизни.
Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
II этап – отобразительная игра. Относится к рубежу 1 и 2 года жизни ребёнка.
Взрослый обращает внимание ребёнка на целевое назначение предмета.
I этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребёнка – 1 год.
Взрослый организует предметно-игровую деятельность.
Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность,
в которой дети берут на себя роли.
.
Театрализованные игры
Виды театрализованных игр
Игры – драматизации
Режиссёрские игры
Игры – драматизации с
пальчиками
Игры – драматизации с
куклами бибабо
Импровизация –
разыгрывание сюжета без
предварительной подготовки
Стенд-книжка
Фланелеграф
Настольный театр игрушек
Теневой театр
Настольный театр картинок
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного
произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации,
мимики, жестов) конкретных образов
Условия развития театрализованных игр
Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных
игр.
Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными
событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Заботиться об оснащении театрализованных игр.
К обновлению декораций, атрибутов подключать членов семей воспитанников.
Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные
игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
Учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и
таким, которые побуждают ребёнка к диалогу (“Был сапожник? – Был. – Шил сапожки? – Шил”);
Режиссёрские игры
Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка.
В режиссёрской игре речь – главный компонент.
В режиссёрской игре часто используется много персонажей, но
«активно действующих», т.е. тех, кого ребёнок представляет, обычно
бывает не более трех-четырех.
В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-
ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно -
отобразительная игра.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их
заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов,
претензий.
Конструкторские (строительно-
конструктивные) игры
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в
объединении
детей
на
основе
общих
интересов,
совместной
деятельности. Эти игры являются коллективными.
Различие состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются
разнообразные
явления
и
осваиваются
взаимоотношения
между
людьми,
а
в
строительной
основным
является
ознакомление
с
соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и
её использованием.
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой
является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними
действиях.
Конструкторские игры
Материал для конструкторских игр
Глина, песок, бумага
Снег
Шишки
Модульные блоки
Листья, ветки
Природный
Искусственный
Конструкторы различных
видов
Бумага
Мозаика
Игры с правилами
Дидактические игры
Подвижные игры
Настольно - печатные
Игры с предметами
Словесные
Игры с прыжками
Игры с лазаньем
Игры с бегом
Игры с метанием и ловлей
Игры с построениями,
перестроениями
Дидактические игры
Для
дидактических
игр
характерно
наличие
задачи
учебного
характера
-
обучающей
задачи.
Дидактические игры – игры, специально созданные или приспособленные для целей обучения.
Возможность обучать маленьких детей посредством актив
ной интересной для них деятельности -
отличительная особен ность дидактических игр. У дидактических игр народные корни.
Виды дидактических игр
Настольно - печатные
Игры с предметами
Словесные
Структура дидактической игры:
Правила.
Игровые действия
Обучающая
(дидактическая) задача.
Дидактическая игра - средство
всестороннего воспитания личности
Умственное развитие
Нравственное воспитание
Развитие коммуникативных
навыков
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание
Подвижные игры
Игры, основанные на ловкости, физической умелости.
Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции
играющих).
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением
заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Педагогические подходы организации детских подвижных игр:
Развитие игровой ситуации
Разбивка на команды, группы,
распределение ролей в игре.
Оборудование и оснащение
игровой площади, ее архитектура.
Предложение игры детям
Выбор игры
Правила игры
В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:
Народные игры
Индивидуальные
Коллективные
Сюжетные
Театрализованные игры
Сезонно - обрядовые
Игры - забавы
Игры - аттракционы
Бытовые
Игры - ловишки
Умение принимать и осуществлять перемены
Умение критически мыслить
Умение осуществлять выбор
Умение ставить и решать проблемы
Умение проявлять творчество, фантазию
Быть самостоятельным и инициативным
Правильное выстраивание игровой деятельности ребенка приведет к тому,
что у ребенка сформируются такие умения как:
Играющий ребенок – счастливый ребенок, который проживает свое детство,
вдыхая полной грудью аромат любви, развлечений,
приключений и новых интересных знаний.
Спасибо за внимание!