Автор: Наталья Олеговна Парфенова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: Нижегородская обл, город Бор
Наименование материала: Статья
Тема: "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наталья Олеговна Парфенова
МАДОУ детский сад «Берёзка», г. Бор, Нижегородская обл.
Аннотация. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с
предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у
него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность
его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В статье раскрывается методические пособия в обширном спектре в театрализованных игр
старших дошкольного возраста, как на современный взгляд на потенциальные развивающие
возможности театрального искусства. Театр – один из самых доступных видов искусства для
детей, помогающий решать многие актуальные проблемы. Театрализованная деятельность –
это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя – познает окружающее.
Театрализованные игры помогают успешно решать многие воспитательно-образовательные
задачи дошкольного учреждения: воспитывать художественный вкус развитие творческого
потенциал.
Ключевые слова: театр, театрализованные игры, старший дошкольный возраст,
воспитательные значения, воображаемые ситуации, театрализованная деятельность.
Воспитательное значение театрализованных игр
В
теории
и
практике
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
театрализованные
игры
рассматриваются
как
действительное
средство
всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма,
уверенности в своих силах, инициативы.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми. В основе тех
и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми.
Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных
произведений
(или
собственных
инсценировок),
приспособленных
для
исполнения на сценической площадке.
Театрально-игровая
деятельность
обогащает
детей
новыми
впечатлениями, знаниями и умениями, развивать интерес к литературе и театру,
формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует
словарь,
способствует
нравственно-эстетическому
воспитанию
каждого
ребенка.
Разнообразны
виды
театрализованных
игр.
В
зависимости
от
художественного
оформления
различных
игры-драматизации,
игры
с
настольным
театром
(плоскостные
и
объемные
фигурки
персонажей),
фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками.
Дети старшего дошкольного возраста уже, как правило, знают и любят
кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировке. Перед
педагогом
стоит
задача
побуждать
дошкольников
к
самостоятельным
театрализованным
играм,
к
драматизации
знакомых
литературных
произведений. Дети этого возраста уже можно обучать вождению кукол-
петрушек и марионеток.
Театрализованные игры и воображаемая ситуация.
Перевоплощаясь
в
герое
художественных
произведений,
создавая
воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысел. Они могут быть и
актерами, и зрителями.
Театрализованных
играх
действия
не
даются
в
готовом
виде.
Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо
воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает
выразительные средства, применяет их от старших.
В старшей группе можно предложить игру «Что бы это могло быть?, в
которой кирпичик превращается в коробку конфет, книгу; шарик – в яблоко,
цыпленка. Эти игры развивают воображение.
В работе над выразительной речи используются следующие игры-
упражнения: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится, лиса -
подружке, зайцу который хочет съесть?» «Какой голос должен быть у
Машеньки, когда она просит печку, речку, яблоньку помочь ей?» Дети учатся
не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию.
Используются небольшие произведения или отдельные отрывки, которые
служат звуковым фоном. Воспитатель заранее договаривается с детьми, под
какую музыку будет действовать герой в той или иной ситуации. Каждому
эмоциональному состоянию персонажа соответствует определенный характер
музыки.
Дошкольники любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с
героями
инсценировок,
выражают
свое
одобрение
или
негодование,
восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно
повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые
игры,
которую
благодаря
этому
становятся
более
выразительными
и
интересными.
Список литературы:
1. М.Б. Зацепина Развитие ребенка в театрализованной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера,2010.-128с-
(Программы ДОУ; приложение к журналу «Управление ДОУ») (6) ISBN 978-5-
9949-0351-3
2.
Н.А.
Реуцкая
Театрализованные
игры
дошкольников.
-
М.:
Просвещение, 1989.-166с.: ил.- (Б-ка воспитателя дет.сада). ISBN 5-09-001125-7
3. Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:
Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2003.-160с.: ил.- (Театр и дети). ISBN 5-691-00574-
X.
Приложение
Театрализованная сценка по мотивам русской народной сказки
«Заюшкина избушка»
Герои сказки: лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух, рассказчик.
Оборудование и материалы: Макет ледяной и лубяной избушек, деревья
в рост ребёнка, кусты, декорации зимы и весны; атрибуты для показа сказки:
ширма, коса, костюмы героев и маски.
Инсценировка сказки:
Воспитатель: В Сказке может все случится
Наша Сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
Рассказчик: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца
— лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
Лиса: У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя
тёмная!
Рассказчик: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к
зайцу:
Лиса: Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!
Заяц: Нет, лиска, не пущу, — зачем дразнилась?
Рассказчик: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на
двор. На другой день лиса опять просится:
Лиса: Пусти меня, заюшка, на крылечко.
Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?
Рассказчик: Упрашивала, упрашивала лиса. Согласился заяц и пустил
лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:
Лиса: Пусти меня, заюшка, в избушку.
Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?
Рассказчик: Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса
на лавке, а зайчик на печи. На четвёртый день опять лиса просит:
Лиса: Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?
Рассказчик: Просила, просила лиса да и выпросила, — пустил её заяц на
печку. Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:
Лиса: Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Рассказчик: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы
обтирает. Бежит мимо собака:
Собака: Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы —
ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да
меня же и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик, — говорит собака. — Я её выгоню.
Заяц: Нет, не выгоните!
Собака: Нет, выгоню!
Рассказчик: Подошли к избушке:
Собака: Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!
Рассказчик: А она им с печи:
Лиса: Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Рассказчик: Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет.
Идёт мимо волк:
Волк: О чём, заинька, плачешь?
Заяц: Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная,
а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась
лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Волк: Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню.
Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
Волк: Нет, выгоню.
Рассказчик: Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:
Порыкивает на лису.
Волк: Ступай, лиса, вон!
Рассказчик: А она с печи:
Лиса: Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Рассказчик: Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет.
Идёт старый медведь:
Медведь: О чём ты, заинька, плачешь?
Заяц: Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная,
а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась
лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню.
Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк
гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь.
Медведь: Нет, выгоню.
Рассказчик: Пошёл медведь к избушке и зарычал:
Медведь: Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!
Рассказчик: А она с печи:
Лиса: Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Рассказчик: Испугался медведь и ушёл.
Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.
Петух: Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?
Заяц: Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а
у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса
ко мне, да меня же и выгнала.
Петух: Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк
гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и
подавно не выгонишь.
Петух: Нет, выгоню.
Рассказчик: Пошёл петух к избушке:
Петух: Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Рассказчик: Услыхала лиса, испугалась и говорит:
Лиса: Одеваюсь...
Рассказчик: Петух опять:
Петух: Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Рассказчик: А лиса говорит:
Лиса: Шубу надеваю...
Рассказчик: Петух рассердился и третий раз сказал:
Петух: Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Рассказчик: Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с
петухом стали жить да поживать.
Сказочки конец, а кто смотрел и слушал молодец!