Напоминание

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Наталья Олеговна Парфенова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: Нижегородская обл, город Бор
Наименование материала: Статья
Тема: "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наталья Олеговна Парфенова

МАДОУ детский сад «Берёзка», г. Бор, Нижегородская обл.

Аннотация. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с

предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у

него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность

его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В статье раскрывается методические пособия в обширном спектре в театрализованных игр

старших дошкольного возраста, как на современный взгляд на потенциальные развивающие

возможности театрального искусства. Театр – один из самых доступных видов искусства для

детей, помогающий решать многие актуальные проблемы. Театрализованная деятельность –

это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя – познает окружающее.

Театрализованные игры помогают успешно решать многие воспитательно-образовательные

задачи дошкольного учреждения: воспитывать художественный вкус развитие творческого

потенциал.

Ключевые слова: театр, театрализованные игры, старший дошкольный возраст,

воспитательные значения, воображаемые ситуации, театрализованная деятельность.

Воспитательное значение театрализованных игр

В

теории

и

практике

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

театрализованные

игры

рассматриваются

как

действительное

средство

всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма,

уверенности в своих силах, инициативы.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми. В основе тех

и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми.

Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных

произведений

(или

собственных

инсценировок),

приспособленных

для

исполнения на сценической площадке.

Театрально-игровая

деятельность

обогащает

детей

новыми

впечатлениями, знаниями и умениями, развивать интерес к литературе и театру,

формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует

словарь,

способствует

нравственно-эстетическому

воспитанию

каждого

ребенка.

Разнообразны

виды

театрализованных

игр.

В

зависимости

от

художественного

оформления

различных

игры-драматизации,

игры

с

настольным

театром

(плоскостные

и

объемные

фигурки

персонажей),

фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками.

Дети старшего дошкольного возраста уже, как правило, знают и любят

кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировке. Перед

педагогом

стоит

задача

побуждать

дошкольников

к

самостоятельным

театрализованным

играм,

к

драматизации

знакомых

литературных

произведений. Дети этого возраста уже можно обучать вождению кукол-

петрушек и марионеток.

Театрализованные игры и воображаемая ситуация.

Перевоплощаясь

в

герое

художественных

произведений,

создавая

воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысел. Они могут быть и

актерами, и зрителями.

Театрализованных

играх

действия

не

даются

в

готовом

виде.

Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо

воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает

выразительные средства, применяет их от старших.

В старшей группе можно предложить игру «Что бы это могло быть?, в

которой кирпичик превращается в коробку конфет, книгу; шарик – в яблоко,

цыпленка. Эти игры развивают воображение.

В работе над выразительной речи используются следующие игры-

упражнения: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится, лиса -

подружке, зайцу который хочет съесть?» «Какой голос должен быть у

Машеньки, когда она просит печку, речку, яблоньку помочь ей?» Дети учатся

не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию.

Используются небольшие произведения или отдельные отрывки, которые

служат звуковым фоном. Воспитатель заранее договаривается с детьми, под

какую музыку будет действовать герой в той или иной ситуации. Каждому

эмоциональному состоянию персонажа соответствует определенный характер

музыки.

Дошкольники любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с

героями

инсценировок,

выражают

свое

одобрение

или

негодование,

восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно

повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые

игры,

которую

благодаря

этому

становятся

более

выразительными

и

интересными.

Список литературы:

1. М.Б. Зацепина Развитие ребенка в театрализованной деятельности:

Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера,2010.-128с-

(Программы ДОУ; приложение к журналу «Управление ДОУ») (6) ISBN 978-5-

9949-0351-3

2.

Н.А.

Реуцкая

Театрализованные

игры

дошкольников.

-

М.:

Просвещение, 1989.-166с.: ил.- (Б-ка воспитателя дет.сада). ISBN 5-09-001125-7

3. Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:

Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2003.-160с.: ил.- (Театр и дети). ISBN 5-691-00574-

X.

Приложение

Театрализованная сценка по мотивам русской народной сказки

«Заюшкина избушка»

Герои сказки: лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух, рассказчик.

Оборудование и материалы: Макет ледяной и лубяной избушек, деревья

в рост ребёнка, кусты, декорации зимы и весны; атрибуты для показа сказки:

ширма, коса, костюмы героев и маски.

Инсценировка сказки:

Воспитатель: В Сказке может все случится

Наша Сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

Рассказчик: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца

— лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

Лиса: У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя

тёмная!

Рассказчик: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к

зайцу:

Лиса: Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: Нет, лиска, не пущу, — зачем дразнилась?

Рассказчик: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на

двор. На другой день лиса опять просится:

Лиса: Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Рассказчик: Упрашивала, упрашивала лиса. Согласился заяц и пустил

лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса: Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Рассказчик: Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса

на лавке, а зайчик на печи. На четвёртый день опять лиса просит:

Лиса: Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Рассказчик: Просила, просила лиса да и выпросила, — пустил её заяц на

печку. Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Рассказчик: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы

обтирает. Бежит мимо собака:

Собака: Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы —

ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да

меня же и выгнала.

Собака: Не плачь, зайчик, — говорит собака. — Я её выгоню.

Заяц: Нет, не выгоните!

Собака: Нет, выгоню!

Рассказчик: Подошли к избушке:

Собака: Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!

Рассказчик: А она им с печи:

Лиса: Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Рассказчик: Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо волк:

Волк: О чём, заинька, плачешь?

Заяц: Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная,

а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась

лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Волк: Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню.

Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

Волк: Нет, выгоню.

Рассказчик: Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

Порыкивает на лису.

Волк: Ступай, лиса, вон!

Рассказчик: А она с печи:

Лиса: Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Рассказчик: Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь:

Медведь: О чём ты, заинька, плачешь?

Заяц: Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная,

а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась

лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Медведь: Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню.

Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк

гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь.

Медведь: Нет, выгоню.

Рассказчик: Пошёл медведь к избушке и зарычал:

Медведь: Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!

Рассказчик: А она с печи:

Лиса: Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Рассказчик: Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

Петух: Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

Заяц: Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а

у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса

ко мне, да меня же и выгнала.

Петух: Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк

гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и

подавно не выгонишь.

Петух: Нет, выгоню.

Рассказчик: Пошёл петух к избушке:

Петух: Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик: Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Лиса: Одеваюсь...

Рассказчик: Петух опять:

Петух: Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик: А лиса говорит:

Лиса: Шубу надеваю...

Рассказчик: Петух рассердился и третий раз сказал:

Петух: Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик: Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с

петухом стали жить да поживать.

Сказочки конец, а кто смотрел и слушал молодец!



В раздел образования