Автор: Юлия Николаевна Свиткова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Шипиловская ООШ
Населённый пункт: с. Шипилово
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Категория состояния и другие части речи"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 7 классе.
Категория состояния и другие части
Задачи:
1.
Образовательная:
дать представление о словах категории состояния, их отличие от
наречий, кратких прилагательных, глаголов
2.
Развивающая:
развивать умения находить слова категории состояния в тексте,
опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация
характерных признаков (анализ и синтез)
3.
Воспитательная:
воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и
методов, построенных на деятельностно- компетентностной основе:
- коммуникативный;
- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос);
- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск
предложений со словами категории состояния);
Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
набор карточек с заданиями;
учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.
Методы контроля на уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным
утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.
II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
На доске записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать».
Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете?
Давайте определим часть речи каждого слова?
(Прилагательное, существительное, наречие, союз, глагол)
А сколько в русском языке всего частей речи?
На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)
Чем
отличаются
самостоятельные
части
речи
от
служебных?
(Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия,
количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части
речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями
речи.
Служебные
части
речи
употребляются
только
с
самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни
действий, ни количества.)
К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям
речи.)
А
какие
ещё
части
речи
являются
самостоятельными?
(Имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол,
местоимение,
числительное, причастие, деепричастие)
1. Рефлексия.
- Ребята, оцените своё настроение на начало урока :
Палец вверх, в сторону, вниз
-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)
Понаблюдаем…
1. Пахнет морем; цветок вкусно пахнет .
2. Мне смешно ; я упал смешно .
3. Настроение тоскливо ; на душе тоскливо .
III.Сформулируем тему урока.
Категория состояния и другие части речи
Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к
категории состояния, как и по каким признакам отличать слова
категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют.
IV.Вспомним…
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Самостоятельная часть речи.
Вопрос (как? каково?).
Степени сравнения.
Постоянные признаки отсутствуют.
Член предложения - сказуемое.
Не изменяется .
Обозначает: а) душевное состояние (весело);
б) оценку состояния ( нужно);
в) состояние природы ( светло);
г) физическое состояние (больно).
. Непостоянные признаки – время ( с помощью
глаголов: быть, становиться, делаться).
весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (душевное и
физическое состояние человека)
морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно
(состояние
природы и окружающей среды)
можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (оценку действий)
Запишите предложения, определите значение слов категории состояния
и их роль в предложении.)
1.
По голосу можно было много понять. (оценка действия)
2.
Было
холодно
,
пронзительно
сыро,
темно
от
туч.
(состояние
окружающей среды)
3.
Молодо
– не созрело,
старо
– перезрело.
( Физическое состояние
человека)
4.
Можно начинать. Нужно выучить. Невозможно представить
. (оценка
действия)
Проверка
Вывод: на письме СКС выполняют роль сказуемых
Опережающие знания:
Мы подчёркиваем СКС темя чертами
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
1) определять значения ......
2) отличать ....... от других частей речи
3) употреблять в речи .....
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к
словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния?
(Нет
Наша
задача:
разобраться,
исследовать
слова
с
точки
зрения
соотнесённости их к части речи.
-Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны
повторить?
(ответы учащихся)
1.Повторить признаки наречий.
2.Повторить признаки кратких прилагательных.
3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких
прилагательных.
V. Работа с таблицей
- Возвращаемся к нашим предложениям, открываем сравнительную
таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи:
наречий, кратких прилагательных
VI. Задания по теме урока
А) Составление алгоритма
- От каких частей речи нам надо отличать СКС?
Это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются
разными частями речи. Вспомните, как в лексике называются слова, которые
пишутся и слышатся одинаково но, имеют разное значение, например: лук
(зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник), как называются такие
слова? (Омонимы). А СКС, наречия и краткие прилагательные - это
грамматические омонимы.
Алгоритм различения СКС, кр.прилаг. и наречий:
1. Каким ЧП является слово?
Сказуемое обстоятельство
2. Нахожу ГО. Наречие
Предложение безличное?
да нет
СКС Кр.прилаг.
1. Слова категории состояния и глаголы.
-
Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне
конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать
слова категории состояния от глаголов.
Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов:
ломает, пахнет. Например:
1)
От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер
ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
2)
Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что
голова кружится (глагол).
Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет
кофе возможно двоякое толкование слова пахнет:
1) кофе что делает? пахнет;
2) пахнет чем? кофе.
В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со
сказуемым - категорией состояния.
-
Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное
кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому
необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении
предложения.)
2.
Слова категории состояния и наречия.
В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне
так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
-
Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно,
трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не
обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты
грозен, как я погляжу (НА. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)
-
Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически
независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно;
пела как? чудно; грозен насколько? к какой степени? больно (отметим
разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком);
продвигалась как? трудно.
3.
Слова категории состояния и прилагательные.
-
Сопоставим
три
предложения,
определим,
к
каким
частям
речи относится слово весело в каждом предложении:
1) Он смотрел весело.
2) Ему весело.
3) Лицо его весело.
(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело); во втором -
слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым,
обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо
каково? весело).)
Б) Отработка алгоритма (на карточках)
1.
Видно, выспался он худо (нар.)
2.
За морем житьё не худо (кр.пр.)
3.
Тут и вовсе ему худо (СКС)
4.
Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)
5.
Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)
6.
На улице тихо после дождя. (СКС)
7.
С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя (нар.)
8.
Лазурное море спокойно (кр.пр.)
9.
На душе у меня спокойно (СКС)
10. И тяжело Нева дышала (нар.)
11. На сердце тяжело и грустно (СКС)
12. Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)
VI.Работа по закреплению материала
1) Работа с карточками
Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой
«SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу
слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке,
которая у вас на столе.
1)Я встал рано. На улице уже ___________ . Кругом _________ от
выпавшего снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Дышится _________.
___________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется
безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой
__________ представить лес мёртвым. Он живёт своей тихой жизнью. В лесу
никогда не бывает ________. После этой прогулки на душе ______ .
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно,
надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
- Проверяем! У кого всё правильно? Поднимите руки. У кого
правильно больше половины? Поднимите руки! У кого меньше половины?
Таких нет.
2) Работа с упражнением на карточке самостоятельно
Задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить слова категории
состояния – подчеркнуть как член предложения, подписать.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой
дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя
оживле…о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот
именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло
свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ мира во всем
мире. (М. Пришвин)
VI. Итоги. Оценки.
Наш урок подходит к концу.
- Сегодня на уроке мы cравнивали категорию состояния с другими частями
речи.
1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
2.Что узнали?
3. Чему научились?
-
VII.Домашнее задание (на выбор)
1.
Упр. 317, стр.130
2.
Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов
категории состояния
VIII. Подводя итог нашему занятию, я бы хотела вам пожелать, чтобы в
вашей жизни и учебе все было так, как описано в стихотворении:
Морозно, белоснежно, скользко,
Предпразднично и долгожданно:
Торжественно! Душевно. Броско.
Традиционно и желанно.
Загадочно. Блестяще. Звёздно.
Волшебно. Искренне. Реально!
Таинственно, сакрально, просто –
По-детски
чисто,
изначально…
СПАСИБО ЗА УРОК!