Автор: Бабакина Людмила Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: филиала МОУ-СОШ с.Зоркино -ООШ с.Георгиевка Марксовского района
Населённый пункт: Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный аспект в обучении иностранным языкам в рамках обновлённых ФГОС
Раздел: среднее образование
Воспитательный аспект в обучении иностранным языкам
в рамках ФГОС
Исходной идеей концепции обучения предмету ИЯ в средней школе является превращение
образования в механизм развития личности.
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного
обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы до сих пор полностью не
изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение ИЯ закладывает основы
иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения
кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка,
совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы
речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма,
нравственных качеств личности.
И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и
развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих
направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том,
что деятельностное обучение пока ещё подменяется исполнительским.
Воспитывающие и развивающие резервы ИЯ как предмета школьной программы наиболее
полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях:
- ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным
инициатором, деятелем и контролёром;
- по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них
учебные цели;
- школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл;
- на уроках осуществляется взаимодействие с учителем;
- учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности;
- учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.
Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше концепции.
Одобряя её в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой
концепции – о развивающем обучении средствами ИЯ с тем, чтобы содействовать его
дальнейшей, более детальной разработке.
Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности
школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к знаниям,
систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное
непрерывное образование. Такая активность называется личностной, поскольку она
обусловлена психологическими особенностями личности.
Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они
становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность. При
такой организации средствами предмета ИЯ развиваются индивидуальные особенности
школьника.
1.На уроках ИЯ формируются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме,
чтении и аудировании развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения
оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия речи.
2.Изучение ИЯ способствует развитию познавательных функций психики учащихся.
Тренируется мнемотехника, т.е. разные приёмы запоминания – произвольные и
непроизвольные, механические и логические.
3.ИЯ как предмет школьной программы содержит большие резервы филологического
мышления учащихся. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной
работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого
языка, к его связи с другими языками мира и родным языком.
4.Овладение ИЯ расширяет фоновые знания школьников. Это понятие является
частью привычного понятия « кругозор». Работа с текстом, периодической печатью и
справочной литературой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их
ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, расширяет
кругозор, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся.
5.Изучение ИЯ связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает
культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и
материалов, словарями, звукозаписывающей аппаратурой, работают в компьютерных
классах. Это позволяет им овладеть широким набором средств получения
информации. Культура умственного труда повышается с постепенной
компьютеризацией самостоятельного учения.
6.На уроках ИЯ есть условия для развития межличностного взаимодействия
школьников в общении. Умение правильно организовать своё общение является
признаком индивидуальной культуры. В организованном речевом общении
развивается умение слушать как главное условие совершенствования межличностного
взаимодействия.
7.Изучение ИЯ способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Формируются
представления об актуальных проблемах социально-политической жизни,
анализируются нравственно- этические традиции в обществе, вопросы современной
морали, накапливается информация о памятниках истории и произведениях искусства.
Формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей
разных стран, возникает уважение к национальным традициям разных народов.
8.Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства
национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники
сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому
сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы,
уважать традиции и обычаи своего народа.
9.Знание ИЯ есть результат большого личного труда учащихся. Процесс изучения ИЯ
способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной
речью помогает формировать целеустремлённость школьников. Упражнения в
иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей
формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность,
самостоятельность.
10.Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к
практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть
основное условие появления смысла учебной деятельности. Главное – научить
школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и
музыкальной продукции страны изучаемого языка в реалиях своей страны, в реалиях
страны изучаемого языка.
на уроках ИЯ имеются резервы для развития личностных свойств школьников. Причём это
развитие носит системный характер.
Развивающее обучение средствами ИЯ может быть реализовано, если глубоко изучаются и
учитываются индивидуально-психологические особенности ученика. Особое значение имеют
языковые способности учащихся.