Напоминание

Воспитательный аспект в обучении иностранным языкам в рамках обновлённых ФГОС


Автор: Бабакина Людмила Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: филиала МОУ-СОШ с.Зоркино -ООШ с.Георгиевка Марксовского района
Населённый пункт: Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный аспект в обучении иностранным языкам в рамках обновлённых ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательный аспект в обучении иностранным языкам

в рамках ФГОС

Исходной идеей концепции обучения предмету ИЯ в средней школе является превращение

образования в механизм развития личности.

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного

обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы до сих пор полностью не

изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение ИЯ закладывает основы

иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения

кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка,

совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы

речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма,

нравственных качеств личности.

И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и

развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих

направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том,

что деятельностное обучение пока ещё подменяется исполнительским.

Воспитывающие и развивающие резервы ИЯ как предмета школьной программы наиболее

полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях:

- ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным

инициатором, деятелем и контролёром;

- по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них

учебные цели;

- школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл;

- на уроках осуществляется взаимодействие с учителем;

- учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности;

- учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше концепции.

Одобряя её в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой

концепции – о развивающем обучении средствами ИЯ с тем, чтобы содействовать его

дальнейшей, более детальной разработке.

Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности

школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к знаниям,

систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное

непрерывное образование. Такая активность называется личностной, поскольку она

обусловлена психологическими особенностями личности.

Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они

становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность. При

такой организации средствами предмета ИЯ развиваются индивидуальные особенности

школьника.

1.На уроках ИЯ формируются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме,

чтении и аудировании развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения

оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия речи.

2.Изучение ИЯ способствует развитию познавательных функций психики учащихся.

Тренируется мнемотехника, т.е. разные приёмы запоминания – произвольные и

непроизвольные, механические и логические.

3.ИЯ как предмет школьной программы содержит большие резервы филологического

мышления учащихся. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной

работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого

языка, к его связи с другими языками мира и родным языком.

4.Овладение ИЯ расширяет фоновые знания школьников. Это понятие является

частью привычного понятия « кругозор». Работа с текстом, периодической печатью и

справочной литературой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их

ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, расширяет

кругозор, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся.

5.Изучение ИЯ связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает

культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и

материалов, словарями, звукозаписывающей аппаратурой, работают в компьютерных

классах. Это позволяет им овладеть широким набором средств получения

информации. Культура умственного труда повышается с постепенной

компьютеризацией самостоятельного учения.

6.На уроках ИЯ есть условия для развития межличностного взаимодействия

школьников в общении. Умение правильно организовать своё общение является

признаком индивидуальной культуры. В организованном речевом общении

развивается умение слушать как главное условие совершенствования межличностного

взаимодействия.

7.Изучение ИЯ способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Формируются

представления об актуальных проблемах социально-политической жизни,

анализируются нравственно- этические традиции в обществе, вопросы современной

морали, накапливается информация о памятниках истории и произведениях искусства.

Формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей

разных стран, возникает уважение к национальным традициям разных народов.

8.Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства

национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники

сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому

сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы,

уважать традиции и обычаи своего народа.

9.Знание ИЯ есть результат большого личного труда учащихся. Процесс изучения ИЯ

способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной

речью помогает формировать целеустремлённость школьников. Упражнения в

иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей

формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность,

самостоятельность.

10.Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к

практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть

основное условие появления смысла учебной деятельности. Главное – научить

школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и

музыкальной продукции страны изучаемого языка в реалиях своей страны, в реалиях

страны изучаемого языка.

на уроках ИЯ имеются резервы для развития личностных свойств школьников. Причём это

развитие носит системный характер.

Развивающее обучение средствами ИЯ может быть реализовано, если глубоко изучаются и

учитываются индивидуально-психологические особенности ученика. Особое значение имеют

языковые способности учащихся.



В раздел образования