Напоминание

"Русское народное творчество для развития дошкольников"


Авторы: Зидыганова Екатерина Вадимовна, Валиева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Марковская СОШ"
Населённый пункт: г. Чайковский, пос. Марковский
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Русское народное творчество для развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст-период становления личности, когда закладываются

предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает

само по себе, так как является результатом длительного воспитательного

воздействия на человека, начиная с самого детства.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из

задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание гордости за

свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к

своему родному краю.

Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными

педагогическими средствами, основным из которых обоснованно считается

художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в

повседневной жизни как на специально организованных занятиях , так и в

различных сферах самостоятельной деятельности.

Художественная литература-это вид искусства, в котором слово является

основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения

мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека.

Писатели обращаются к универсальным категория и ценностям бытия: добро

и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что

обуславливает возможность использования литературных текстов с целью

воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств,

в том числе- патриотизма.

Список художественной литературы для старшего дошкольного возраста

достаточно обширен и разнообразен. Используется литература самого

разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая

часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров,

рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является

устное народное творчество, в котором отражается история народа и его

духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со

многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки,

загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки,

скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно

не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток,. Но и

уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх

или обрядах.

Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная

сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций,

противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и

закладывает основы патриотизма. При мерами таких сказок являются

«Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие.

Былины особый жанр устного народного творчества, с которым детей

знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к

патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и

будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью

героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей

Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать

адаптированные варианты текстов.

В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни,

прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам

дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие

реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-

перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки

зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми

сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя

значимыми и компетентными.

Рассказы о природе- изучаются с целью ознакомить детей с красотой

родной страны (что является также частью формирования патриотического

отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М.,

Бианки В.В. и многих других- это яркие зарисовки из жизни натуральной

природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания,

описанные авторами, близки и понятны детям.

Стихи и рассказы о войне- являются важной составляющей

патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева,

А.Твардовского-о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших

родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным

средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на

сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля,

А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав

всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против

военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые

представления о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и родном городе-это отдельный вид специальной

детской

литературы,

который

рекомендуется

для

решения

задач

патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе

данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом,

традициями

наших

предков,

отдельными

историческими

моментами,

оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у

старших дошкольников являются занятия. Дети слушают различные про

изведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают

наизусть и пересказывают. Но для запоминания и усвоения одного лишь

устного знакомства мало. В этом возрасте наглядно-образное мышление,

поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то

государственные символы, красоты природы, военной героики) нужна опора

на визуальном уровне.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов нужно

обязательно

использовать

наглядные

пособия,

репродукции

картин,

иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и

рассказов с новыми словами, например «прялка», «решето», «ухват»-четкое

понимание о предмете дает реальный предмет или его изображение, потому

что словесное описание предмета дети воспринимают с трудом.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих

других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с

помощью

настольного

и

печатного

театров.

По

мотивам

известных

произведений

(или

только

прочитанных)

можно

организовывать

инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже

постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача.

Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова

и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для

дальнейшей работы по патриотическому воспитанию



В раздел образования