Авторы: Зидыганова Екатерина Вадимовна, Валиева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Марковская СОШ"
Населённый пункт: г. Чайковский, пос. Марковский
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Русское народное творчество для развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст-период становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает
само по себе, так как является результатом длительного воспитательного
воздействия на человека, начиная с самого детства.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание гордости за
свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к
своему родному краю.
Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными
педагогическими средствами, основным из которых обоснованно считается
художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в
повседневной жизни как на специально организованных занятиях , так и в
различных сферах самостоятельной деятельности.
Художественная литература-это вид искусства, в котором слово является
основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения
мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека.
Писатели обращаются к универсальным категория и ценностям бытия: добро
и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что
обуславливает возможность использования литературных текстов с целью
воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств,
в том числе- патриотизма.
Список художественной литературы для старшего дошкольного возраста
достаточно обширен и разнообразен. Используется литература самого
разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая
часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров,
рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.
Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является
устное народное творчество, в котором отражается история народа и его
духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со
многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки,
загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки,
скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно
не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток,. Но и
уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх
или обрядах.
Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная
сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций,
противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и
закладывает основы патриотизма. При мерами таких сказок являются
«Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие.
Былины особый жанр устного народного творчества, с которым детей
знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к
патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и
будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью
героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей
Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать
адаптированные варианты текстов.
В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни,
прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам
дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие
реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-
перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки
зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми
сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя
значимыми и компетентными.
Рассказы о природе- изучаются с целью ознакомить детей с красотой
родной страны (что является также частью формирования патриотического
отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М.,
Бианки В.В. и многих других- это яркие зарисовки из жизни натуральной
природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания,
описанные авторами, близки и понятны детям.
Стихи и рассказы о войне- являются важной составляющей
патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева,
А.Твардовского-о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших
родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным
средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на
сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля,
А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав
всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против
военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые
представления о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о стране и родном городе-это отдельный вид специальной
детской
литературы,
который
рекомендуется
для
решения
задач
патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе
данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом,
традициями
наших
предков,
отдельными
историческими
моментами,
оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города.
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у
старших дошкольников являются занятия. Дети слушают различные про
изведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают
наизусть и пересказывают. Но для запоминания и усвоения одного лишь
устного знакомства мало. В этом возрасте наглядно-образное мышление,
поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то
государственные символы, красоты природы, военной героики) нужна опора
на визуальном уровне.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов нужно
обязательно
использовать
наглядные
пособия,
репродукции
картин,
иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и
рассказов с новыми словами, например «прялка», «решето», «ухват»-четкое
понимание о предмете дает реальный предмет или его изображение, потому
что словесное описание предмета дети воспринимают с трудом.
Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих
других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с
помощью
настольного
и
печатного
театров.
По
мотивам
известных
произведений
(или
только
прочитанных)
можно
организовывать
инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже
постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача.
Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию