Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа"


Автор: Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС" РАДУГА"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста на культурных традициях

своего народа».

Автор статьи: Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна

Воспитатель МАДОУ «ДС»РАДУГА», г.Новый Уренгой
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Основными задачами нашей работы являются:
-знакомство детей с культурой и историей своего народа; -формирование чувства сопричастности к культурному наследию; -формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие; -вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно- нравственному воспитанию детей Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно- развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголки музыкально- театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными костюмами.
В группе оформлен патриотический уголок с российской символикой. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию я используем следующие формы работы: работа с народным календарем; предпраздничные посиделки; чтение художественной литературы; познавательные беседы; творческую продуктивную и игровую деятельность детей; экскурсии, целевые прогулки по улицам города. Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду начинаются с осени. Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица». Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…» После праздника я с детьми организую итоговые беседы на следующие темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на мой взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,
приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно- нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно- нравственном воспитании детей. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель своей работы с родителями я определила как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. В течение года организуем и проводим акции: «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др. В дальнейшем я планирую большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, вечера вопросов и ответов). Я считаю, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


В раздел образования