"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа"
Автор: Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС" РАДУГА" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа" Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста на культурных традициях
своего народа».
Автор статьи: Аджаматова Тамангыз Арсланалиевна
Воспитатель МАДОУ «ДС»РАДУГА», г.Новый Уренгой
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская
культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой
духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена,
времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не
только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую
духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум,
формирует душу, обогащает речь.
Основными задачами нашей работы являются:
-знакомство детей с культурой и историей своего народа;
-формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
-формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание,
трудолюбие;
-вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-
нравственному воспитанию детей
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-
развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили
групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые
полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В
группах появились народные календари и буклеты. Неотъемлемым атрибутом
игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие
как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные
вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголки музыкально-
театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами,
различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными
костюмами.
В группе оформлен патриотический уголок с российской символикой.
В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию я
используем следующие формы работы:
работа с народным календарем;
предпраздничные посиделки;
чтение художественной литературы;
познавательные беседы;
творческую продуктивную и игровую деятельность детей;
экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
Народные праздники, как средство выражения национального характера,
яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными
действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении
ребенка к народной культуре.
Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.
Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со
сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю
предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить
контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после
летнего отдыха. С октября начинаются традиционные праздники русской
культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и
Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».
Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка
Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды,
Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и
полное жизни…»
После праздника я с детьми организую итоговые беседы на следующие
темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская»,
«Светлый праздник Рождества» и др. Познавательные беседы развивают
мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно
совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным
традициям, к национальному наследию.
Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством
воспитания духовно-нравственных качеств, на мой взгляд, является устное
народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек,
считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается
ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства,
народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,
приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего,
являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом
многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,
пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Устное народное
творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-
нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей
Родины. Знакомясь с народным искусством и классическим наследием
прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт
поколений.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители.
Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском
саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной.
Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-
нравственном воспитании детей. Проведенные анкетирования, беседы с
родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников
считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не
вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель своей работы
с родителями я определила как просветительскую, т.е. познакомить
родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые
сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.
В течение года организуем и проводим акции: «Покормите птиц зимой»,
«Чистый двор, чистые улицы – чистый город». Организуем выставки
совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии»,
«Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол
света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др.
В дальнейшем я планирую большее внимание уделять средствам наглядной
информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также
апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие
деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных
мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе,
вечера вопросов и ответов).
Я считаю, что православное воспитание не противоречит задачам светского
воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными
традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую
одухотворенность.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в
усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания,
правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.