Напоминание

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»


Автор: Зотова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 129
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок (литература и музыка)

Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого

«После бала»

Цели:

1.

Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;

2.

Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом,

позволяющим определить идею и тему произведения;

3.

Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия

над личностью.

Оформление, оборудование, инвентарь:

Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по

литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.

Ход урока

Актуализация первичного опыта учащихся.

Звучит полонез.

На фоне музыки учитель литературы:

- Сегодня у нас необычный урок - интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.

- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

- Что такое рассказ?

- Понравился вам этот рассказ? О чём он?

- Какова тема рассказа? А идея?

- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?

- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами? Ответы

детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства. Изучение нового

материала.

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Задания

(выполняются на доске):

- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского

предводителя (два человека).

- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания

солдата (два человека).

Целеполагание:

- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?

- Как мы сформулируем тему урока?

Запись темы на доске.

- Значит, над чем мы сегодня будем работать? Ответы

детей. Добавления учителя, конкретизация. Учитель

литературы:

- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся

повествование?

{Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух

частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIXвека?

Звучит вальс.

На фоне мелодии учитель музыки:

- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль

существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от

современной.

В жизни русского столичного дворянина ХУШ-начала XIXв.в. время разделялось на две

половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам - здесь

дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба - военная или

статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и

государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем

день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь

дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на

государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего

сословия среди своих.

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые

служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале

урока. Каков характер музыки полонеза?

Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

- Второй бальный танец - вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и

плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии,

Чехии. В XIXвеке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс...

Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.

- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и

непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что

сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.

Звучание вальса.

Учитель литературы:

- Обратимся к тексту рассказа.

Читается описание бала.

- Какой танец описан автором более подробно?

- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и

после бала.

Учитель музыки:

- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка -

народный танец, но в XIXвеке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль,

блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми

фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель

мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировав:

Мазурка раздалась. Бывало,

Тряслися, дребезжали рамы;

Когда гремел мазурки гром.,

Теперь не то: и мы, как дамы,

В огромной зале все' дрожало,

Скользим по лаковым доскам...

Паркет трещал под каблуком,

- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки?

Какие чувства вызывает?

Ответы детей.

Учитель литературы:

- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.

- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал

9

Чем объяснить, что в сцене

бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?

Найдите подтверждение в тексте.

- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»?

Обратимся к тексту.

- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание

пейзажа —ученики зачитывают отрывок из текста).

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа? Подготовившиеся

учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.

- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём

контраста).

-Сравним эпитеты первой и второй часги. Что чему противопоставлено? Как называется

это художественное средство? (Антитеза).

Учитель музыки:

- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?

Слушание фрагмента музыки — визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно

вызвало?

Закрепление нового

материала.

- Чем отличается звучание этих мелодий - на балу и после бала? (В музыке также идёт

противопоставление - контраст).

Учитель литературы:

- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?

- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?

Выводы по уроку.

- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?

- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?

Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на тему «Утро, изменившее жизнь».

Рефлексия.

- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что произвело на вас большее впечатление?



В раздел образования