Автор: Зотова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 129
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок (литература и музыка)
Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого
«После бала»
Цели:
1.
Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
2.
Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом,
позволяющим определить идею и тему произведения;
3.
Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия
над личностью.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по
литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.
Ход урока
Актуализация первичного опыта учащихся.
Звучит полонез.
На фоне музыки учитель литературы:
- Сегодня у нас необычный урок - интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.
- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
- Что такое рассказ?
- Понравился вам этот рассказ? О чём он?
- Какова тема рассказа? А идея?
- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?
- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами? Ответы
детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства. Изучение нового
материала.
Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Задания
(выполняются на доске):
- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского
предводителя (два человека).
- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания
солдата (два человека).
Целеполагание:
- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?
- Как мы сформулируем тему урока?
Запись темы на доске.
- Значит, над чем мы сегодня будем работать? Ответы
детей. Добавления учителя, конкретизация. Учитель
литературы:
- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся
повествование?
{Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух
частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIXвека?
Звучит вальс.
На фоне мелодии учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль
существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от
современной.
В жизни русского столичного дворянина ХУШ-начала XIXв.в. время разделялось на две
половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам - здесь
дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба - военная или
статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и
государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем
день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь
дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на
государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего
сословия среди своих.
Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые
служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.
Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале
урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
- Второй бальный танец - вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и
плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии,
Чехии. В XIXвеке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс...
Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.
- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и
непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что
сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.
Звучание вальса.
Учитель литературы:
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и
после бала.
Учитель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка -
народный танец, но в XIXвеке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль,
блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми
фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель
мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировав:
Мазурка раздалась. Бывало,
Тряслися, дребезжали рамы;
Когда гремел мазурки гром.,
Теперь не то: и мы, как дамы,
В огромной зале все' дрожало,
Скользим по лаковым доскам...
Паркет трещал под каблуком,
- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки?
Какие чувства вызывает?
Ответы детей.
Учитель литературы:
- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?
Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.
- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал
9
Чем объяснить, что в сцене
бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?
Найдите подтверждение в тексте.
- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»?
Обратимся к тексту.
- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание
пейзажа —ученики зачитывают отрывок из текста).
- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа? Подготовившиеся
учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.
- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём
контраста).
-Сравним эпитеты первой и второй часги. Что чему противопоставлено? Как называется
это художественное средство? (Антитеза).
Учитель музыки:
- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?
Слушание фрагмента музыки — визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.
- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно
вызвало?
Закрепление нового
материала.
- Чем отличается звучание этих мелодий - на балу и после бала? (В музыке также идёт
противопоставление - контраст).
Учитель литературы:
- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?
- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?
Выводы по уроку.
- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).
- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?
- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?
Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на тему «Утро, изменившее жизнь».
Рефлексия.
- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что произвело на вас большее впечатление?