Автор: Сигова Елена Викторовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Сюрногуртская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Удмуртская республика, Дебесский район Наименование материала: Разработка внеурочного занятия по биологии Тема: Создание лэпбука на тему "Покормите птиц зимой" Раздел: среднее образование
Разработка внеурочного занятия по биологии в 5 классе.
«Создание Лэпбука на тему «Покормите птиц зимой»
Цель : Сформировать компетентность в сфере самостоятельной, познавательной
деятельности, навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить
пути ее решения.
Предметные УУД:
Сформировать понятие «Лэпбук», как способ организации информации , повторения
пройденного по изучаемой теме или разделу.
Развивать умение соотносить биологические знания с жизненными явлениями.
Научить при помощи биологических знаний решать экологические проблемы.
Формируемые Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск и отбор информации,
моделировать содержание, находить различные способы решения поставленных
задач.
Регулятивные УУД- уметь определять учебную задачу в группе, планировать,
осуществлять контроль, корректировать свои действия и действия команды, давать
объективную оценку своей деятельности.
Коммуникативные УУД : Сформировать навыки взаимодействия двух или более
учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего
результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог,
управление поведением группы.
Личностные УУД: Сформировать личностно-значимою, устойчивую мотивацию
для решения экологических проблем
Предполагаемый результат:
В сфере умений:
Формирование и дальнейшее развитие УУД через проектную деятельность позволит
обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
В практической сфере: создание учащимися проектной работы с целью
информирования других участников образовательного учреждения о необходимости
помощи птицам в зимний период.
План занятия:
Этапы работы
над проектом
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формируемые
УУД
1
Проблематизация
Прил. 1
(ПОЯСНЕНИЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)
1.Задаёт вопрос: «Какую
тему мы недавно изучили
по биологии?»
С какой проблемой
сталкиваются птицы
зимой?
2. Ведёт диалог с
учениками:
«Какие вопросы в связи с
этой проблемой у вас
возникают?»
Отвечают на
вопросы учителя.
Определяют
проблему: птицы
зимой гибнут от
холода и голода.
2. Ученики
формулируют
вопросы
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Целеполагание
Миссия-
информировать
учащихся о
необходимости
защиты птиц
зимой.
1.Подводит итог 1 этапа:
Ребята, у вас возникло
много вопросов, а какой
вопрос вы хотите задать
лично себе?
2.Совместно с детьми
определяет миссию, цель,
т.е мысленный образ
желаемого результата
через мозговой штурм в
группах:
Как мы сформулируем
цель? Какие мысли и идеи
у вас возникли?
3. Совместно с детьми
обсуждает итоги диалога в
группах и приводит к теме
занятия «Создать проект»
1. Пытаются
определить
личностную
значимость темы
через вопрос к
себе: Чем я могу
помочь птицам
зимой?
2.В группах
обсуждают
замысел, как
реализовать
главную цель:
помочь птицам
зимой.
3. Озвучивают
свои идеи по
поводу реализации
поставленной
цели.
Личностные:
определяют
личностную
значимость
Регулятивные
Планирование
Приложение 2
Приложение 3
1.Предлагает создать
«Лэпбук»
2. Объясняет, что такое
лэпбук, как его создать.
3. Знакомит с
инструкцией,
1. Прослушивают
информацию.
2. Знакомятся с
инструкцией.
3. Распределяют
роли в группе,
Коммуникативные
требованиями к проекту,
определяет время
выполнения лэпбука.
знакомятся с
видами
деятельности
Личностные
Реализация
замысла
Приложение 4
Контролирует создание
группой проектной
работы.
Корректирует работу
групп.
Выполняют
проект в
соответствии с
поручением:
Руководитель:
Определяет
замысел,
отбирает
рубрики, согласует
макет
Дизайнер:
разрабатывает
макет, определяет
цветовую гамму,
делает наброски.
Отв. за
информацию
совместно с
руководителем
отбирает и
предоставляет
группе
информацию
Художник-
оформитель:
рисует, пишет
,оформляет.
Познавательные:
Рассуждают,
анализируют,
отбирают
информацию,
делают выводы.
Регулятивные
В диалоге
осуществляют
замысел
Коммуникативные
Используют
речевые средства
Презентация
1.Организует
презентацию группами
полученного продукта.
Представляют
результаты
работы группы.
Коммуникативные
Регулятивные:
санкционируют
факт завершения
работы
Рефлексия
Приложение 5
1.
Раздаёт каждому
ученики «Лист
самооценки».
2.
Просит выступить
несколько
учащихся
1.Заполняют лист
самооценки.
2.Руководитель
группы даёт
краткую оценку
своей группе.
Личностные:
осмысливают и
оценивают свою
деятельность
Приложение 1.
Основные
эт апы
работы
над
про ектом
-
э то проблематизация,
целеполагание,
планирование,
реализация,
рефлексия. Однако
внутри
каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо
выполнять в ходе работы.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого
результата работы - проектного продукта , который является непременным
условием
работы.
В
ходе планирования необходимо
определить задачи ,
которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми
эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы -
разработать график.
Н а
э т а п е реализации плана
может
возникнуть
необходимость внести определённые изменения взадачи отдельных этапов и
в
способы
работы,
а
иногда
может
измениться
представление
автора
о
конечном
результате.
Проектном
продукте.
Завершается
проект
обычно
презентаций
найденного
автором
способа
решения
исходной
проблемы,
созданного им проектного продукта и
самопрезентацией компетентности
автора
проекта.
Презентация
-
это
витрина
проекта.
Все
должно
быть
подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и
компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.
Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом
чувства меры, - важнейший социальный навык.
Приложение 2
1.
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap
–колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может
удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но,
несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали
американцы.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками,
вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это
отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить
содержание
книги,
провести
исследовательскую
работу,
в
процессе
которой
ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук
обычно
выглядит
как
интерактивная книжка, информация в которой
представлена
в
виде
открывающихся
окошек,
вынимающихся
и
разворачивающихся
листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес
ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся
информацию в компактной форме.
2.
Как сделать лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-
раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от
интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Чтобы сделать лэпбук понадобится:
1. Распечатанные шаблоны Лэпбука или самостоятельно рисуем шаблон.
Для этого хорошо использовать цветную бумагу для принтеров- тогда папка получается
цветная и красочная;
2. Лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой папки. Для этого
подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми,
открывающимися в противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из
плотной бумаги.
После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку
оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению. Например, зимнюю папку
можно украсить снежинками, заодно это будет первое задание – сделать снежинки.
3. Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
4. Безграничная фантазия .
3.
Значение и применение лэпбука .
Лэпбук помогает ученику по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ученик визуал).
Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для
повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с
радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку..
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В
будущем ученик научится самостоятельно собирать и организовывать информацию –
хорошая подготовка к написанию рефератов и курсов
Приложение 3
Инструкция для групп
Общее время работы: 30 мин.
1 Распределяем поручения в группе
Поручение
Выполняемая деятельность
1
Руководитель группы
1.Обговаривает со всеми членами группы
основную идею, отбирает материал,
согласует макет со всеми членами
группы.
2.Следит за временем, помогает всем
членам группы, если у них возникли
затруднения.
3. Представляет результаты проекта.
4. Даёт оценку деятельности всех членов
группы после завершения проекта.
2
Дизайнер
1.Разрабатывает макет : делает схему, где
будут располагаться основные заголовки,
рубрики.
2.Выбирает цветовую гамму.
3. Определяет способы подачи
материала: кармашки, конвертики и т.д.
4. Помогает художнику- оформителю
осуществлять общий замысел
3
Ответственный за работу с
информацией
1.Работает с различными источниками
информации.
2.Отбирает информационный материал
совместно с руководителем группы.
4
Художник- оформитель.
Работает совместно с дизайнером.
Оформляет проектную работу: вырезает,
приклеивает, пишет заголовки, рисует.
Приложение 4.
Примерный список рубрик для Лэпбука
1.
Общая информация о птицах.
2.
Особенности жизнедеятельности птиц в зимний период.
3.
Данные о гибели птиц зимой.
4.
Причины гибели птиц зимой.
5.
Картинки на тему: «Какие птицы зимуют в нашей местности»
6.
Кроссворд «Зимующие птицы»
7.
Стихи и загадки о птицах.
8.
Стихи о необходимости защиты птиц зимой.
9.
Советы, как покормить птиц зимой: «Меню для птиц», «Птичья столовая», «Что
положить в кормушку», «как покормить птиц»
10. Советы: «Как сделать кормушку своими руками», «Как правильно» разместить
кормушку», картинки с изображением кормушек.
11. Инструкция, как сделать кормушку.
12. Выражения и пословицы о птицах, краткие слоганы.
13. Различные игровые задания» «Угадай», «Убери лишнее», «Ребусы», «Анаграммы» и
другое….
Требования к содержанию Лэпбука:
1.
Информация должна быть короткой, но содержательной.
2.
Игровые задания должны быть интересными и познавательными.
3.
Информация не должна содержать ошибки и легко читаться.
Главный критерий в работе: убедить ученика, который прочитает Лэпбук сделать
кормушку для птиц.
Приложение 5
Карточка- самооценки
(заполняется каждым членом группы индивидуально)
Критерии
Оценка
от 1 до 3
б
Критерии
Оценка от
1до 3
баллов
1
Я хорошо выполнил своё
поручение
Я не смог выполнить своё
поручение
2
Я осознал, что от меня зависела
работа всей группы
От меня ничего не зависело,
так как за меня всё делали
другие
3
Я доволен своей работой в группе
Я не доволен своей работой в
группе
4
В моей группе были очень
хорошие отношения
Мне не понравилось, как вела
себя моя группа
5
Я понял, что мы сделали очень
полезный и нужный проект
Мы зря провели время и не
сделали ничего полезного.
6
Я доволен результатом.
Результат меня разочаровал
ИТОГО:
ИТОГО: