Напоминание

Создание лэпбука на тему "Покормите птиц зимой"


Автор: Сигова Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Сюрногуртская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Удмуртская республика, Дебесский район
Наименование материала: Разработка внеурочного занятия по биологии
Тема: Создание лэпбука на тему "Покормите птиц зимой"
Раздел: среднее образование





Назад





Разработка внеурочного занятия по биологии в 5 классе.

«Создание Лэпбука на тему «Покормите птиц зимой»

Цель
: Сформировать компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Предметные УУД:
Сформировать понятие «Лэпбук», как способ организации информации , повторения пройденного по изучаемой теме или разделу. Развивать умение соотносить биологические знания с жизненными явлениями. Научить при помощи биологических знаний решать экологические проблемы.
Формируемые Метапредметные УУД:
 Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск и отбор информации, моделировать содержание, находить различные способы решения поставленных задач.  Регулятивные УУД- уметь определять учебную задачу в группе, планировать, осуществлять контроль, корректировать свои действия и действия команды, давать объективную оценку своей деятельности.  Коммуникативные УУД : Сформировать навыки взаимодействия двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением группы.   Личностные УУД: Сформировать личностно-значимою, устойчивую мотивацию для решения экологических проблем
Предполагаемый результат:

В сфере умений:
Формирование и дальнейшее развитие УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
В практической сфере: создание учащимися проектной работы с целью

информирования других участников образовательного учреждения о необходимости

помощи птицам в зимний период.

План занятия: Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД 1 Проблематизация Прил. 1 (ПОЯСНЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ) 1.Задаёт вопрос: «Какую тему мы недавно изучили по биологии?» С какой проблемой сталкиваются птицы зимой? 2. Ведёт диалог с учениками: «Какие вопросы в связи с этой проблемой у вас возникают?» Отвечают на вопросы учителя. Определяют проблему: птицы зимой гибнут от холода и голода. 2. Ученики формулируют вопросы Коммуникативные Регулятивные Познавательные Целеполагание Миссия- информировать учащихся о необходимости защиты птиц зимой. 1.Подводит итог 1 этапа: Ребята, у вас возникло много вопросов, а какой вопрос вы хотите задать лично себе? 2.Совместно с детьми определяет
миссию,
цель, т.е мысленный образ желаемого результата через мозговой штурм в группах: Как мы сформулируем цель? Какие мысли и идеи у вас возникли? 3. Совместно с детьми обсуждает итоги диалога в группах и приводит к теме занятия «Создать проект» 1. Пытаются определить личностную значимость темы через вопрос к себе: Чем я могу помочь птицам зимой? 2.В группах обсуждают замысел, как реализовать главную цель: помочь птицам зимой. 3. Озвучивают свои идеи по поводу реализации поставленной цели. Личностные: определяют личностную значимость Регулятивные Планирование Приложение 2 Приложение 3 1.Предлагает создать «Лэпбук» 2. Объясняет, что такое лэпбук, как его создать. 3. Знакомит с инструкцией, 1. Прослушивают информацию. 2. Знакомятся с инструкцией. 3. Распределяют роли в группе, Коммуникативные
требованиями к проекту, определяет время выполнения лэпбука. знакомятся с видами деятельности Личностные Реализация замысла Приложение 4 Контролирует создание группой проектной работы. Корректирует работу групп. Выполняют проект в соответствии с поручением: Руководитель: Определяет замысел, отбирает рубрики, согласует макет Дизайнер: разрабатывает макет, определяет цветовую гамму, делает наброски. Отв. за информацию совместно с руководителем отбирает и предоставляет группе информацию Художник- оформитель: рисует, пишет ,оформляет. Познавательные: Рассуждают, анализируют, отбирают информацию, делают выводы. Регулятивные В диалоге осуществляют замысел Коммуникативные Используют речевые средства Презентация 1.Организует презентацию группами полученного продукта. Представляют результаты работы группы. Коммуникативные Регулятивные: санкционируют факт завершения работы Рефлексия Приложение 5 1. Раздаёт каждому ученики «Лист самооценки». 2. Просит выступить несколько учащихся 1.Заполняют лист самооценки. 2.Руководитель группы даёт краткую оценку своей группе. Личностные: осмысливают и оценивают свою деятельность

Приложение 1.
Основные эт апы работы над про ектом - э то
проблематизация,

целеполагание,

планирование,

реализация,

рефлексия.
Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы -
проектного продукта
, который является непременным условием работы. В ходе
планирования
необходимо определить
задачи
, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и
способы
, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать
график.
Н а э т а п е
реализации
плана может возникнуть необходимость внести определённые
изменения
взадачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате. Проектном продукте. Завершается проект обычно
презентаций
найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и
самопрезентацией
компетентности автора проекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.

Приложение 2
1.
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.




Лэпбук
– сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
2.

Как сделать лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки- раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации. Чтобы сделать лэпбук понадобится: 1. Распечатанные шаблоны Лэпбука или самостоятельно рисуем шаблон. Для этого хорошо использовать цветную бумагу для принтеров- тогда папка получается цветная и красочная; 2. Лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной бумаги. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению. Например, зимнюю папку можно украсить снежинками, заодно это будет первое задание – сделать снежинки. 3. Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
4. Безграничная фантазия . 3.
Значение и применение лэпбука .
Лэпбук помогает ученику по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ученик визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ученик научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсов
Приложение 3

Инструкция для групп
Общее время работы: 30 мин. 1 Распределяем поручения в группе Поручение Выполняемая деятельность 1 Руководитель группы 1.Обговаривает со всеми членами группы основную идею, отбирает материал, согласует макет со всеми членами группы. 2.Следит за временем, помогает всем членам группы, если у них возникли затруднения. 3. Представляет результаты проекта. 4. Даёт оценку деятельности всех членов группы после завершения проекта. 2 Дизайнер 1.Разрабатывает макет : делает схему, где будут располагаться основные заголовки, рубрики. 2.Выбирает цветовую гамму. 3. Определяет способы подачи
материала: кармашки, конвертики и т.д. 4. Помогает художнику- оформителю осуществлять общий замысел 3 Ответственный за работу с информацией 1.Работает с различными источниками информации. 2.Отбирает информационный материал совместно с руководителем группы. 4 Художник- оформитель. Работает совместно с дизайнером. Оформляет проектную работу: вырезает, приклеивает, пишет заголовки, рисует.


Приложение 4.

Примерный список рубрик для Лэпбука
1. Общая информация о птицах. 2. Особенности жизнедеятельности птиц в зимний период. 3. Данные о гибели птиц зимой. 4. Причины гибели птиц зимой. 5. Картинки на тему: «Какие птицы зимуют в нашей местности» 6. Кроссворд «Зимующие птицы» 7. Стихи и загадки о птицах. 8. Стихи о необходимости защиты птиц зимой. 9. Советы, как покормить птиц зимой: «Меню для птиц», «Птичья столовая», «Что положить в кормушку», «как покормить птиц» 10. Советы: «Как сделать кормушку своими руками», «Как правильно» разместить кормушку», картинки с изображением кормушек. 11. Инструкция, как сделать кормушку. 12. Выражения и пословицы о птицах, краткие слоганы. 13. Различные игровые задания» «Угадай», «Убери лишнее», «Ребусы», «Анаграммы» и другое…. Требования к содержанию Лэпбука: 1. Информация должна быть короткой, но содержательной. 2. Игровые задания должны быть интересными и познавательными. 3. Информация не должна содержать ошибки и легко читаться.
Главный критерий в работе:
убедить
ученика, который прочитает Лэпбук сделать кормушку для птиц.
Приложение 5

Карточка- самооценки
(заполняется каждым членом группы индивидуально) Критерии Оценка от 1 до 3 б Критерии Оценка от 1до 3 баллов 1 Я хорошо выполнил своё поручение Я не смог выполнить своё поручение 2 Я осознал, что от меня зависела работа всей группы От меня ничего не зависело, так как за меня всё делали другие 3 Я доволен своей работой в группе Я не доволен своей работой в группе 4 В моей группе были очень хорошие отношения Мне не понравилось, как вела себя моя группа 5 Я понял, что мы сделали очень полезный и нужный проект Мы зря провели время и не сделали ничего полезного. 6 Я доволен результатом. Результат меня разочаровал ИТОГО: ИТОГО:


В раздел образования