Автор: Марина Павловна Власова
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: инструктор по физической культуре
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей в ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре,
МАДОУ детский сад № 472
«Утренняя гимнастика — часть режима двигательной
активности детей в ДОУ».
Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами
ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда
закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е.
количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной
нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом
положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом), увеличивается
нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление.
Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за
собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития,
быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и
силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у
них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь
отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Движение - главное условие нормального роста и развития организма.
Выполнение утренней зарядки укрепляет и физическое, и психическое
здоровье - ребёнок испытывает положительные эмоции.
Виды утренней гимнастики.
Традиционная гимнастика - непродолжительная ходьба разного вида
переходящая в бег 1,5 - 2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на
месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из
разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе.
Широко применяются ОРУ с различными пособиями.
Гимнастика игрового характера построена на основе подвижных,
народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание
разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные
упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с
музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает
все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и
систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и
притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети
старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры. Для
малышей широко применяются песенки с движением, имитация.
Г
имнастика с использованием полосы препятствий
с постепенным
увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа,
создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей,
спортивных снарядов. Преодоление комбинированных препятствий
способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков,
развивает физические качества, вызывает интерес и доставляет радость
детям.
Гимнастика на тренажерах дает оздоровительный эффект за
относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему
дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения.
Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов
дыхания и всех групп мышц.
Ритмическая гимнастика
.
Движение под музыку - любимое занятие
детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и
понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей,
воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции,
выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег,
пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве
(движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является
атрибутика, которая делает ритмику более эффективной, а также развивает у
детей мелкую моторику.
Структура утренней гимнастики.
В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.
Вводная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, бег,
подскоки, прыжки;
Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.
Заключительная: включая дыхательные упражнения.
В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким
подниманием колен и другие виды) это помогает организовать детей,
сосредоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для
предупреждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в
сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.
После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое,
на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.
В гимнастику включаются разные виды прыжков: на одной, двух ногах,
на месте с продвижением вперед, в разных направлениях.
Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и
выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.
ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя,
лежа. Положение лежа снимают давление массы тела на позвоночник и свод
стопы. Для проведения ОРУ с предметами нужно продумать порядок их
раздачи и сбора. Построение детей, чтобы они ни мешали друг другу.
В старших группах количество упражнения с предметами уменьшается, так
как усложняются сами упражнения. Дети их могут выполнять
самостоятельно по названию и по показу других детей.
В средней группе нужно сначала назвать упражнение, коротко объяснить
его, если нужно показать, а потом давать команду на его выполнение.
В конце гимнастики после бега в сочетании с ходьбой выполняются
упражнения на дыхания.
Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:
-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет
заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения
следует понять;
-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;
-нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять
эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения,
чтобы ребенок, выполняя их получал радость;
-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать
физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в
достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок.
Пример утренней зарядки:
Комплекс утренней гимнастики № 1 «Морская история»
Старшая группа
Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колен. Бег.
Построение в 3 колонны.
1. «Водоросли»
И.П. ноги на ширине плеч, руки внизу
В.1. поднять руки вверх
2. наклон вправо (влево)
3. наклон влево
4. И.П.
2. «Плавающие лягушата»
И.П. ноги на ширине плеч, ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью
В.1. выпрямить ноги, руки развести в стороны
2. И.П.
3. «Морской конек»
И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе
В.1. полуприсед на правую (левую) ногу
2. И.П.
4. «Волна»
И.П. стоя на коленях, руки на поясе
В.1. присесть на правое (левое) бедро, руки вверх-вправо (влево)
2. И.П.
5. «Морская черепаха»
И.П. сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки в упоре сзади
В.1. подтянуть ноги к себе, обхватить их руками, наклонить голову вперед
2. И.П.
6. «Кит плывет»
И.П. лежа на спине, руки за головой
В.1. повернуться вправо (влево) на живот
2. И.П.
7. «Дельфины»
И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу
В.1. прыжки на двух ногах, руки свободны
Заключительная ходьба.
Речевка: Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает нас она.