Автор: Сизова Мария Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Ладушки"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности
Раздел: дошкольное образование
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только
условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями,
организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование,
развитие речи, лепка, игра, художественная деятельность – все это
является
благоприятными
условиями
для
развития
творческих
способностей.
В
практике
моей
работы
больше
всего
я
стараюсь
отводить
интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей
реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и
“интеграция”
являются
здесь
основополагающими.
Что мы называем
“творчеством”? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным
образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой
деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате
которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или
построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,
отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой
деятельности
является
не
воспроизведение
бывших
в
его
опыте
впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В
основе
этого
вида
деятельности
лежат
творческие
способности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
"Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-
Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в
первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как
чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего
жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для
формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы
сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его
духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и
направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль,
расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие
способности.
Проанализировав большое количество педагогической литературы по
проблеме формирования творческих способностей, я пришла к таким
выводам:
в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам
творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной
необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих
исполнителях;
дошкольное детство также является сензитивным периодом для
развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении
такого
небольшого
отрезка
времени,
как
дошкольное
детство
закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу,
поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти
условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;
если возможности для развития способностей не используются, то
есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют,
если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти
возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем
слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию –
необратимый процесс.
На развитие творческих способностей влияют группы факторов:
1.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные
особенности, определяющие формирование творческой личности.
2.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на
развитие и проявление творческих способностей.
3.
Наконец, третья группа- – это зависимость развития креативности
(творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных
форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических
направлений становления современного образования.
“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных
предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и
методами преподавания”.
Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту
информационной
емкости
знания;
связана
с
взаимопроникновением
структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их
обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.
Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.
Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных
– физиологов П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, С.В.Кравкова подтверждают, что
только
взаимодействие
анализаторов
позволяет
субъекту
получать
целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции исследования отечественных и
зарубежных
психологов
в
области
психического
развития
ребёнка
(Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев
и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических
процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления
любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных
представлений,
образного
мышления,
воображения,
эмоционально-
положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных
видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.
в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем,
пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по
величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
в театрализованной деятельности – выразительные средства
драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
в литературе средство выразительности – слово (образные
определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных
занятий:
1.
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
2.
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
разделов программы на каждом занятии;
3.
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала
интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
4.
большая информативная ёмкость учебного материала, используемого
на занятии;
5.
систематичность и доступность изложения материала;
6.
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я
сочетаю следующие области познания детей:
На основе теоретических положений я разработала свою структуру
проведения
этих
занятий.
Занятие
начинается
с
ведущего
вида
деятельности,
в
нашем
случае
это
–
музыка,
а
изобразительная
деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.
1.
Вводная часть.
Создается проблемная ситуация, стимулирующая
активность детей к поиску её решения.
2.
Основная часть.
Детям даются новые знания, необходимые для
решения
этого
вопроса
на
основе
содержания
разных
видов
деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по
обогащению и активизации словаря.
3.
Заключительная часть.
Детям предлагается любая практическая
работа на закрепление полученной информации или актуализации
ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают
высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их
помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-
творческих способностей детей дошкольного возраста:
1.
Воспитание
интереса
к
музыке
путём
развития
музыкальной
восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку
почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
2.
Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
3.
Развитие творческой активности во всех доступных детям видах
музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и
хороводах; использование выученных танцевальных движений в
новых,
самостоятельно
найденных
сочетаниях;
импровизация
маленьких песен, попевок.
4.
Формирование
самостоятельности,
инициативы
и
стремления
применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать,
петь и танцевать.
Интегрированные занятия
Музыка + Изо
Музыка + Физо
Музыка +
Театр
Музыка + Развитие
речи
Музыка + Развитие речи +
Изо
Музыка + Развитие речи + Изо + Окружающий
мир