Напоминание

Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности


Автор: Сизова Мария Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Ладушки"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только

условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями,

организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование,

развитие речи, лепка, игра, художественная деятельность – все это

является

благоприятными

условиями

для

развития

творческих

способностей.

В

практике

моей

работы

больше

всего

я

стараюсь

отводить

интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей

реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и

“интеграция”

являются

здесь

основополагающими.

Что мы называем

“творчеством”? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным

образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой

деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате

которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,

отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой

деятельности

является

не

воспроизведение

бывших

в

его

опыте

впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В

основе

этого

вида

деятельности

лежат

творческие

способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества

человека, которые определяют успешность выполнения им творческой

деятельности различного рода.

"Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-

Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в

первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как

чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего

жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для

формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы

сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его

духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и

направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль,

расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие

способности.

Проанализировав большое количество педагогической литературы по

проблеме формирования творческих способностей, я пришла к таким

выводам:

в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам

творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной

необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих

исполнителях;

дошкольное детство также является сензитивным периодом для

развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении

такого

небольшого

отрезка

времени,

как

дошкольное

детство

закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу,

поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти

условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;

если возможности для развития способностей не используются, то

есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют,

если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти

возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем

слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию –

необратимый процесс.

На развитие творческих способностей влияют группы факторов:

1.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные

особенности, определяющие формирование творческой личности.

2.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на

развитие и проявление творческих способностей.

3.

Наконец, третья группа- – это зависимость развития креативности

(творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных

форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических

направлений становления современного образования.

“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных

предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и

методами преподавания”.

Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту

информационной

емкости

знания;

связана

с

взаимопроникновением

структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их

обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.

Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.

Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных

– физиологов П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, С.В.Кравкова подтверждают, что

только

взаимодействие

анализаторов

позволяет

субъекту

получать

целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции исследования отечественных и

зарубежных

психологов

в

области

психического

развития

ребёнка

(Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев

и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических

процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления

любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных

представлений,

образного

мышления,

воображения,

эмоционально-

положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных

видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем,

пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по

величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

в театрализованной деятельности – выразительные средства

драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

в литературе средство выразительности – слово (образные

определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных

занятий:

1.

четкость, компактность, сжатость учебного материала;

2.

продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала

разделов программы на каждом занятии;

3.

взаимообусловленность, взаимосвязанность материала

интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

4.

большая информативная ёмкость учебного материала, используемого

на занятии;

5.

систематичность и доступность изложения материала;

6.

необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я

сочетаю следующие области познания детей:

На основе теоретических положений я разработала свою структуру

проведения

этих

занятий.

Занятие

начинается

с

ведущего

вида

деятельности,

в

нашем

случае

это

музыка,

а

изобразительная

деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.

1.

Вводная часть.

Создается проблемная ситуация, стимулирующая

активность детей к поиску её решения.

2.

Основная часть.

Детям даются новые знания, необходимые для

решения

этого

вопроса

на

основе

содержания

разных

видов

деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по

обогащению и активизации словаря.

3.

Заключительная часть.

Детям предлагается любая практическая

работа на закрепление полученной информации или актуализации

ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают

высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их

помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-

творческих способностей детей дошкольного возраста:

1.

Воспитание

интереса

к

музыке

путём

развития

музыкальной

восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку

почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

2.

Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.

3.

Развитие творческой активности во всех доступных детям видах

музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и

хороводах; использование выученных танцевальных движений в

новых,

самостоятельно

найденных

сочетаниях;

импровизация

маленьких песен, попевок.

4.

Формирование

самостоятельности,

инициативы

и

стремления

применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать,

петь и танцевать.

Интегрированные занятия

Музыка + Изо

Музыка + Физо

Музыка +

Театр

Музыка + Развитие

речи

Музыка + Развитие речи +

Изо

Музыка + Развитие речи + Изо + Окружающий

мир



В раздел образования