Автор: Бондарева Мария Феликсасовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Использование проектного метода в социально-коммуникативном развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Использование проектного метода в социально-
коммуникативном развитии дошкольника
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на
полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно
повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические
средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности
становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести
себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а не только
заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения,
четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данных задач можно считать
использование в своей работе проектного метода в условиях коммуникативного
развития дошкольников в свете ФГОС.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой
личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода
проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная
деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой
деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью
практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,
технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из
вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого
проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является
подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени
образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе
образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель
(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и
педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Хотелось бы напомнить основные этапы проектного метода:
I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение
детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую
взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана
действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала
проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об
определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом
листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Здесь важно, проявить терпение,
уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым
высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти
ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный
опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей
младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку,
наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо
предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут
выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к
родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.
Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому
тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в
планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая
детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми
запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого
профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже
имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства
как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над
проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут,
творят. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то
познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг
ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в
данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей
и темы проекта.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то,
что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему
или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать»
детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью
родителей.
Таким образом, в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают
социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными
нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности,
ответственности, интерес к познанию.