Напоминание

"Счастливый ребенок - физически здоровый человек"


Автор: Майорова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 77"
Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Счастливый ребенок - физически здоровый человек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




По своему действию движение

вполне может заменить собой любое лекарство,

но ни одно лекарство мира не может заменить движение.

Врач А. Труссо

Двадцатый век дал людям много благ: электричество, телевидение,

компьютер, интернет, современный транспорт и пр. Медицинская

наука избавила человечество от многих инфекционных

заболеваний. Однако двадцатый век принес уменьшение

двигательной активности, увеличение нервно – психического

напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды

и другие негативные явления, связанные с научно – техническим

прогрессом. Все это привело к существенным изменениям в стиле и

укладе жизни человека.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является

актуальной проблемой физического воспитания дошкольников. В

настоящее время проблема профилактики и оздоровления

дошкольников приобрела особую актуальность для большинства

дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так

как социально – экологическая обстановка многих городов России

является неблагоприятной для развития детского организма. В тоже

время к ребенку предъявляются завышенные требования со

стороны педагогов и родителей, что способствует его

переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию

малоподвижного образа жизни.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в

большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть

количество движений, производимых ими в течение дня, ниже

возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении,

и дома дети большую часть времени находятся в статичном

положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это

увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает

их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной

мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие,

задержку развития быстроты, ловкости, координации движений,

выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста

организма по различным неблагоприятным причинам могут

возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня

встречается довольно часто. Неумение ребенка правильно держать

своё тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние

внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к

ухудшению работы органов и систем растущего организма,

особенно это сказывается на функциях костно-мышечного

аппарата, сердечно – сосудистой системы, дыхательного аппарата.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение

осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести

высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение

двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных"

занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также

общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в

правильном положении. Важно, как можно раньше начать

профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее

нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная

утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время

увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения

опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50%

обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи

с этим возрастает значение организации работы профилактической

и оздоровительной направленности непосредственно в условиях

образовательного учреждения, в частности, детского сада, где

ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется

возможность обеспечить своевременность и регулярность

профилактических и оздоровительных воздействий.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка

счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок -

это человек физически здоровый и крепкий, умственно и

эстетически развитый, обладающий разнообразными

практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни,

достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в

дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых

подходов к оздоровлению детей, базирующихся на

профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании

определенных условий для систематического, профилактического

влияния на растущий организм ребенка. Федеральный

Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного

Образования направлен на решение многих задач, в том числе на

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих

видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с

выполнением упражнений, направленных на развитие таких

физических качеств, как координация и гибкость; способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы

организма, развитию равновесия, координации движения, крупной

и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем

ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег,

мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование

начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение

подвижными играми с правилами; становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его

элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном

режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и

др.).

МОДЕЛЬ образовательного процесса по реализации

образовательной области «Физическое развитие»

Гигиенически

е

факторы (реж

им занятий,

отдыха, сна и

питания,

гигиена

помещения,

площадки,

одежды, обуви,

физкультурног

о инвентаря и

пр.), которые

способствуют

Естественные

силы

природы (солн

це, воздух,

вода), которые

формируют

положительную

мотивацию

детей к

осуществлению

двигательной

активности,

повышают

адаптационные

Физические

упражнения, котор

ые обеспечивают

удовлетворение

естественной

биологической

потребности детей

в движении,

способствуют

формированию

двигательных

умений и навыков,

физических

качеств, развитию

нормальной

работе всех

органов и

систем и

повышают

эффективность

воздействия

физических

упражнений на

организм.

резервы и

функциональны

е возможности

организма,

увеличивает

эффект

закаливания и

усиливает

эффективность

влияния

физических

упражнений на

организм

ребенка.

способности

оценивать качество

выполняемых

движений.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные

характеристики возможных достижений ребенка. Целевые

ориентиры даются для детей: раннего возраста (на этапе перехода к

дошкольному возрасту) и старшего дошкольного возраста (на этапе

завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного

образования.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

-

редко

болеет

острыми

респираторно-вирусными

инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро

и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только

индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды,

моет ноги перед сном;

- правильно пользуется носовым платком и расческой;

- следит за своим внешним видом;

-

быстро

раздевается

и

одевается,

вешает

одежду

в

определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование

начальных

представлений

о

здоровом

образе

жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе

жизни: об особенностях строения и функциями организма человека,

о важности соблюдения режима дня, рациональном питании,

значении двигательной активности в жизни человека, пользе и

видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и

воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации):

– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

– мягко приземляться;

– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

– с разбега (180 см);

– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и

длинную скакалку разными способами;

– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

– бросать предметы в цель из разных исходных положений;

– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–

5 м;

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

– метать предметы в движущуюся цель;

– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3

км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

– плавает произвольно на расстояние 15 м;

– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию

движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление

и

обогащение

двигательного

опыта

(овладение

основными движениями):

-выполняет правильно технику всех видов основных движений:

ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

-умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,

шеренги после расчета на первый-второй;

-соблюдать интервалы во время передвижения;

-выполняет

физические

упражнения

из

разных

исходных

положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по

словесной инструкции;

-следит за правильной осанкой.

Формирование

потребности

в

двигательной

активности

и

физическом совершенствовании:

-участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон,

баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

-умеет

самостоятельно

организовывать

подвижные

игры,

придумывать собственные игры;

-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным

достижениям в области спорта;

-проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,

бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

Целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в

ФГОС

ДО,

являются

общими

для

всего

образовательного

пространства РФ и выступают основаниями преемственности

дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе виде

педагогической диагностики, и не являются основанием для их

формального

сравнения

с

реальными

достижениями

детей.

Освоение

программы

не

сопровождается

промежуточной

и

итоговой диагностикой воспитанников.



В раздел образования