Автор: Майорова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 77"
Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Счастливый ребенок - физически здоровый человек"
Раздел: дошкольное образование
По своему действию движение
вполне может заменить собой любое лекарство,
но ни одно лекарство мира не может заменить движение.
Врач А. Труссо
Двадцатый век дал людям много благ: электричество, телевидение,
компьютер, интернет, современный транспорт и пр. Медицинская
наука избавила человечество от многих инфекционных
заболеваний. Однако двадцатый век принес уменьшение
двигательной активности, увеличение нервно – психического
напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды
и другие негативные явления, связанные с научно – техническим
прогрессом. Все это привело к существенным изменениям в стиле и
укладе жизни человека.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является
актуальной проблемой физического воспитания дошкольников. В
настоящее время проблема профилактики и оздоровления
дошкольников приобрела особую актуальность для большинства
дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так
как социально – экологическая обстановка многих городов России
является неблагоприятной для развития детского организма. В тоже
время к ребенку предъявляются завышенные требования со
стороны педагогов и родителей, что способствует его
переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию
малоподвижного образа жизни.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в
большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть
количество движений, производимых ими в течение дня, ниже
возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении,
и дома дети большую часть времени находятся в статичном
положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это
увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает
их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие,
задержку развития быстроты, ловкости, координации движений,
выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста
организма по различным неблагоприятным причинам могут
возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня
встречается довольно часто. Неумение ребенка правильно держать
своё тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние
внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к
ухудшению работы органов и систем растущего организма,
особенно это сказывается на функциях костно-мышечного
аппарата, сердечно – сосудистой системы, дыхательного аппарата.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение
осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести
высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение
двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных"
занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также
общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в
правильном положении. Важно, как можно раньше начать
профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее
нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная
утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время
увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения
опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50%
обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи
с этим возрастает значение организации работы профилактической
и оздоровительной направленности непосредственно в условиях
образовательного учреждения, в частности, детского сада, где
ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется
возможность обеспечить своевременность и регулярность
профилактических и оздоровительных воздействий.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка
счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок -
это человек физически здоровый и крепкий, умственно и
эстетически развитый, обладающий разнообразными
практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни,
достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в
дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых
подходов к оздоровлению детей, базирующихся на
профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании
определенных условий для систематического, профилактического
влияния на растущий организм ребенка. Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
Образования направлен на решение многих задач, в том числе на
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
МОДЕЛЬ образовательного процесса по реализации
образовательной области «Физическое развитие»
Гигиенически
е
факторы (реж
им занятий,
отдыха, сна и
питания,
гигиена
помещения,
площадки,
одежды, обуви,
физкультурног
о инвентаря и
пр.), которые
способствуют
Естественные
силы
природы (солн
це, воздух,
вода), которые
формируют
положительную
мотивацию
детей к
осуществлению
двигательной
активности,
повышают
адаптационные
Физические
упражнения, котор
ые обеспечивают
удовлетворение
естественной
биологической
потребности детей
в движении,
способствуют
формированию
двигательных
умений и навыков,
физических
качеств, развитию
нормальной
работе всех
органов и
систем и
повышают
эффективность
воздействия
физических
упражнений на
организм.
резервы и
функциональны
е возможности
организма,
увеличивает
эффект
закаливания и
усиливает
эффективность
влияния
физических
упражнений на
организм
ребенка.
способности
оценивать качество
выполняемых
движений.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. Целевые
ориентиры даются для детей: раннего возраста (на этапе перехода к
дошкольному возрасту) и старшего дошкольного возраста (на этапе
завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
-
редко
болеет
острыми
респираторно-вирусными
инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро
и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только
индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды,
моет ноги перед сном;
- правильно пользуется носовым платком и расческой;
- следит за своим внешним видом;
-
быстро
раздевается
и
одевается,
вешает
одежду
в
определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование
начальных
представлений
о
здоровом
образе
жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе
жизни: об особенностях строения и функциями организма человека,
о важности соблюдения режима дня, рациональном питании,
значении двигательной активности в жизни человека, пользе и
видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и
воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации):
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и
длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–
5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3
км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
– плавает произвольно на расстояние 15 м;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию
движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление
и
обогащение
двигательного
опыта
(овладение
основными движениями):
-выполняет правильно технику всех видов основных движений:
ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
-умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
-соблюдать интервалы во время передвижения;
-выполняет
физические
упражнения
из
разных
исходных
положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по
словесной инструкции;
-следит за правильной осанкой.
Формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом совершенствовании:
-участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон,
баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
-умеет
самостоятельно
организовывать
подвижные
игры,
придумывать собственные игры;
-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным
достижениям в области спорта;
-проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
Целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в
ФГОС
ДО,
являются
общими
для
всего
образовательного
пространства РФ и выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе виде
педагогической диагностики, и не являются основанием для их
формального
сравнения
с
реальными
достижениями
детей.
Освоение
программы
не
сопровождается
промежуточной
и
итоговой диагностикой воспитанников.