Автор: Никонорова Людмила Владиславовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "ЛТПТ"
Населённый пункт: Ленинградская обл.,Лодейное Поле, Ленинградской шоссе д.14
Наименование материала: Исследовательская работа по методической теме
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
Лодейнопольский техникум промышленных технологий
Исследовательская работа
по методической теме
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ»
Преподаватель Никонорова Л.В.
Лодейное Поле
2022г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности. 5
1.1 Проектная деятельность, метод проектов…………………………………..5
1.2 Современное понимание исследовательской деятельности
обучающихся…………………………………………………………………….12
1.3 Проектно-исследовательская деятельность и ее роль в образовательном
процессе………………………………………………………………………….15
Глава 2. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в
образовательной организации…………………………………………………19
2.1 Организация проектно-исследовательской деятельности в
образовательной организации………………………………………………..19
2.2 Влияние проектно-исследовательской деятельности на результат
обучения в образовательной организации……………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………….30
Введение
2
Актуальность данной работы определяется требованиями современной
ситуации в развитии образования и общества. Если раньше, чтобы быть
социально
успешным
человеком,
достаточно
было
быть
хорошим
специалистом, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас
необходимо быть неординарной личностью, способной самостоятельно
ставить
и
творчески
решать
проблемы.
Только
это
позволит
быть
конкурентоспособным, востребованным специалистом.
Одним
из
способов
формирования
профессиональной,
социальной,
творческой личности обучающихся является проектно-исследовательская
деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет обучающемуся
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
проявить
свои
знания,
исследовательские
способности,
самостоятельность,
активность,
креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и
добиваться ожидаемых результатов, а также умение работать в коллективе.
Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно
рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую
творческую деятельность обучающихся и педагогов, которая имеет общую
цель, единые методы, способы деятельности, направленную на достижение
общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех
участников проекта.
Проектирование помогает нам в уяснении для себя роли знаний в жизни и
обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и
интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт условия для
самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: Организация процесса проектно-исследовательской
деятельности обучающихся, направленного на развитие их творческого
потенциала.
Цель исследования: изучение проектно-исследовательской деятельности
обучающихся образовательной организации.
3
Гипотеза
исследования:
известно,
что
проектно-исследовательская
деятельность является одним из направлений учебно-воспитательной работы.
Мы предположим, что проектно-исследовательская деятельность станет
приоритетным
направлением
учебно-воспитательной
работы
в
образовательной организации.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить научную литературу по данной проблеме.
- Раскрыть понятие проектно-исследовательской деятельности.
- Охарактеризовать деятельность обучающихся.
- Рассмотреть различные методы проектов.
-
Выявить
влияние
проектно-
исследовательской
деятельности
на
образование обучающихся.
Методы
исследования:
теоретический
(изучение
и
анализ
научной
литературы).
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской
деятельности
4
1.1 Проектная деятельность, метод проектов
Прежде чем рассматривать сущность проектной деятельности нужно
рассмотреть само понятие деятельности, и выяснить её компоненты.
И.Д. Чечель считает что, деятельность - специфическая человеческая форма
отношения
к
окружающему
миру,
содержание
которой
составляет
целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие
существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства,
результат и сам процесс.
В свою очередь проектная деятельность это деятельность направленная на
осуществление каких либо конкретных проектов.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств её достижения;
- поиск и обработка информации, её значение и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.[1;с 25]
Проектная деятельность обучающихся также является одним из методов
развивающего обучения, она направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного
процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам.
Целью
проектной
деятельности
является
познание
и
применение
обучающимися навыков, умений и знаний, приобретенных при изучении
различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить
цель,
описать
основные
шаги
по
достижению
поставленной
цели,
концентрироваться на достижении цели, на протяжении работы);
5
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно
ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь
составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски,
иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен
проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов
(формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов (проведение
специальной ориентации для того, чтобы у обучающихся было время для
выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать обучающихся,
имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение
выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение
дневника, в котором обучающийся делает рефлексию- соответствующие
записи своих мыслей, идей, ощущений. Дневник должен помочь
при
составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой
письменную работу. Обучающийся прибегает к помощи дневника во время
собеседований с руководителем проекта.
- Если проект групповой каждый обучающийся должен четко показать свой
вклад
в
выполнение
проекта.
Каждый
участник
проекта
получает
индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной
форме.
6
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации обучающихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и
обучающимся..[2; с 9]
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-
за того, что н в проектной деятельности присутствует ключевой признак -
самостоятельный выбор.
Развитие творческих способностей и переход акцента от инструментального
подхода
к
технологическому
происходит
благодаря
необходимости
обдуманного
выбора
и
планирования
деятельности
для
достижения
наилучшего
результата.
Подсознательно
формируется
чувство
ответственности: обучающийся пытается доказать, самому себе, что он
сделал верный выбор. Также нам следует отметить, что стремление
самоутвердиться является одним из главных факторов эффективности
проектной
деятельности.
Во
время
решения
практических
задач
естественным образом формируются отношения сотрудничества с педагогом,
так как для каждого из них задача представляет содержательный интерес и
стимулирует стремление к эффективному решению.
. Для обучающегося проект - это шанс максимального раскрытия своего
творческого
потенциала.
Это
занятие,
позволяющее
проявить
себя
персонально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
внести большую пользу, показать публично достигнутый результат. Это
деятельность,
направленная
на
решение
важной
проблемы,
которую
сформулировали
сами
обучающиеся.
Результатом
этой
деятельности
является обнаруженный способ решения проблемы - носит практический
характер и является значимым для самих открывателей. А для педагога
7
учебный проект - это объединяющее дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать умения и
навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование
деятельности, рефлексия и самоанализ и самопрезентация, а также поиск
информации,
практическое
применение
академических
знаний,
самореализация, исследовательская и творческая деятельность.
Под методом проектов
понимается система обучения, при котором
обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических
заданий – проектов. Он является составной частью учебного процесса
.
Изначально, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе
работы над проектом. Притом эта проблема должна иметь немаловажный для
автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект
непременно должен иметь четко выраженную, реально достижимую цель. В
самом
общем
смысле
целью
проекта
всегда
является
решение
первоначальной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение
имеет собственное, воплощение которое не повторяется. Этим воплощением
является конечный продукт, который создается автором в ходе его работы и
также
становится
средством
решения
проблемы
проекта.
Выяснение
исходной проблемы, формулировка цели и создание образа проектного
продукта - важные характерные особенности проекта.
Еще одно отличие проекта - предварительное планирование предстоящей
работы. Весь путь от исходной проблемы до осуществления цели проекта
следует разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами
для каждого; а также определить способы решения этих задач и найти
ресурсы; разработать подробный график работы с указанием сроков
выполнения каждого из этапов.
Осуществление плана работы над проектом связано со следующими
действиями:
8
-
изучением
литературы
и
других
источников
информации,
отбора
информации;
-
проведением
различных
опытов,
экспериментов,
наблюдений,
исследований, опросов;
- анализом и обобщением полученных данных;
- формулированием выводов и формированием на этой основе собственной
точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Для
воплощения
найденного
способа
решения
проблемы
проекта
необходимо создать проектный продукт. Проектный продукт должен
обладать определенными свойствами потребителей, т.е. удовлетворять
потребности любого человека, который столкнулся с данной проблемой, для
решение которой и был осуществлен данный проект.
Проектный метод обучения близок к проблематичному обучению, который
предполагает
логичное
и
целенаправленное
выдвижение
перед
обучающимися познавательных проблем, после решения которых под
руководством педагога у них происходит динамичное восприятие новых
знаний.
Проблемное обучение координирует стабильность знаний и их творческое
употребление в практической деятельности обучающегося. Проектный метод
имеет аналогию с развивающим обучением. Развивающее обучение -
активно-деятельностный
метод
обучения,
при
нем
происходит
целенаправленная учебная деятельность.Обучающийся, являясь субъектом
этой деятельности, осознано ставит цели и задачи самореализации и
самоопределения творчески, их достигает. [11]
Метод проектов - это термин из области дидактической науки, частных
методик, в том случае если он используется в рамках определенного
предмета. Метод проектов - это комплекс приемов, операций приобретения
определенной области практического и теоретического знания, того или
иного вида деятельности. Это этап познания, способ организации истинного
познания. Следовательно, если мы говорим о методе проектов, то понимаем
9
под ним именно способ достижения поучительной цели через подробную
разработку проблемы (технологию), которая предполагает завершение
реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Для решения своих дидактических задач педагоги обращались к этому
методу. В принцип метода проектов была заложена идея, которая составляет
суть понятия проекта его прагматическая ориентация на результат, который
можно получить при решении той или иной практически или теоретически
значимой задачи. Полученный результат можно осмыслить, увидеть, а также
применить в существующей практической деятельности. Для того чтобы
получить такой результат, необходимо научить обучающихся не только
самостоятельно мыслить, но и выявлять и решать проблемы, применяя для
этой цели знания из разнообразных областей, умения прогнозировать итог и
возможный исход разных вариантов решения, умения найти причинно-
следственные связи.[11]
Метод проектов направлен на самостоятельную работу обучающихся -
индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение
некоторого
отрезка
времени.
Этот
метод
неотделимо
сочетается
с
групповыми методами. Метод проектов предусматривает решение какой-
либо проблемы. Решение проблемы предполагает, использование комплекс,
разнообразных
методов,
средств
обучения,
а
также
необходимость
интегрирования знаний, умений использовать знания из различных областей
науки, технологии, техники, творческих областей. Метод проектов как
педагогическая
отрасль
предполагает
общность
исследовательских,
поисковых, разносторонних, проблемных методов и задач творческих по всей
своей сути. [4; с 116]
10
Основные требования к использованию самого метода проектов:
-
должно
присутствовать
наличие
значимой
и
реализуемой
в
исследовательском, плане проблемы или задачи, требующей обобщенного
знания, исследовательского расширенного поиска для ее возможного
решения
-
практическая, познавательная, теоретическая, значимость результатов,
которые мы предположили (например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
- самостоятельная (парная, групповая, индивидуальная,) деятельность всех
обучающихся.
-
структурирование основной содержательной части проекта (с
обязательным указанием последовательных результатов).
В использование исследовательских методов, должна быть предусмотрена
определенная последовательность действий:
- изначальное определение проблемы с вытекающими из нее задачами
исследования (использование в ходе обобщенного исследования метода
«мозговой атаки» либо «круглого стола»);
- последующее выдвижение гипотез а также их решения;
- незамедлительное обсуждение методов конкретного исследования (как
статистических методов, так и экспериментальных наблюдений, пр.);
-
обсуждение
различных
способов
оформления
конечных
итогов
(презентаций,
докладов,
защиты,
творческих
отчетов,
обсуждений
просмотров, пр.).
- итоговый сбор, систематизация и обсуждение полученных данных;
-
предварительное
подведение
итогов,
обработка
результатов,
их
презентация;
11
завершающие выводы, выдвижение непрозвучавших новых проблем в
исследовании.
Педагогам приходится перенаправлять свою учебно-воспитательную работу
и
работу
обучающихся
на
разнообразные
виды
самостоятельной
деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового,
творческого плана.
Зависимость характера этой оценки выражается в условиях проведения
проекта, его типа или содержания. В случае, когда рассматривается
исследовательский проект, то обязательно наличие этапности проведения.
Следует
помнить,
что
успех
проекта
обеспечивается
правильностью
организованной работы на отдельных участках.
Проектная деятельность или метод проектирования является новым,
научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой
обучающийся
является
организатором,
мотиватором,
исполнителем
и
контролером своей образовательной деятельности, что отвечает требованиям
концепции
модернизации
динамически
развивающегося
Российского
образования.
1.2 Современное понимание исследовательской деятельности
обучающихся
Исследовательская деятельность - это образовательная работа, которая
связана с решением обучающимися творческой, научно-исследовательской
задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных
этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов,
как практическая методика исследования выбранного явления, собственный
экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из
него выводы[5; 43 с.].
В исследовательскую деятельность желательно включать максимально
возможное
количество
обучающихся.
И
при
всем
этом
приемам
исследовательской деятельности следует намеренно обучать молодого
12
исследователя. Приобщать к различным методам научного познания. Среди
множества методов научного познания, более часто используемых в научно-
исследовательской работе, различают методы приобретении нового знания и
методы его объединения. На самом деле изменение деятельности педагога
заключается в постоянном включении в учебный план исследовательской и
проектной деятельности обучающихся (через факультативы, элективные
курсы и др.)
Когда происходит обучение приемам исследовательской деятельности
необходимо изменять уровни последующей реализации «исследовательского
обучения»:
-Самостоятельно предстоит найти решение проблемы обучающемуся. в том
случае, когда педагог ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее
решения.
-Если педагог сам ставит проблему, то метод ее решения обучающийся
пытается найти самостоятельно. На этом уровне допустим коллективный
поиск.
-Высший сложнейший уровень - постановка проблемы, а также поиск
методов ее исследования и разработка решений производятся обучающимся
самостоятельно.
Немаловажную роль играет работа обучающегося и педагога.
Из
носителя
готовых
знаний
педагог
превращается
в
организатора
познавательной
деятельности
своих
обучающихся.
Творческий,
нестандартный подход педагога к проведению занятий ведет к повышению
мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся.
Роль
педагога
заключается
в
постоянной
консультативной
помощи.
Проектная
деятельность
позволяет
педагогу
осуществлять
более
индивидуальный подход к обучающемуся. Меняется и психологический
климат
на
уроке.
Из
авторитетного
источника
информации
педагог
становится
соучастником
исследовательского,
творческого
процесса,
13
наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности
обучающихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом педагог:
- помогает обучающимся в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет обучающихся;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
над проектом.
В ходе выполнения проектных заданий обучающийся оказывается
вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе
методики
сотрудничества.
Он
погружен
в
процесс
выполнения
творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и
закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится
проект. Кроме того, он вместе с педагогом выполняет собственный проект,
решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь,
таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями,
таких как:
- Распознавание и умение четко формулировать проблемы;
- Способен собирать данные при наблюдении, и работать с литературными
источниками;
- Намечать стратегический план действий;
- Формулировать гипотезу с помощью последовательных логических
рассуждений.
- Проверка значимости гипотезы.
- Оформлять результаты проделанной работы, выбирая наиболее адекватную
форму представления итогов.[5; с 17]
14
Подводя
итог,
отметим,
что
в
образовательном
пространстве
исследовательская деятельность обучающихся является необходимой частью
формирования
самостоятельности,
ответственности
и
творческого
потенциала обучающегося.
1.3 Проектно – исследовательская деятельность и ее роль в
образовательном процессе
Проектно-исследовательская деятельность - это образовательная технология,
которая предполагает обучающимся решения исследовательской, творческой
задачи под руководством педагога, в ходе которого реализуется научный
метод познания (вне зависимости от области исследования)
Основные задачи проектно - исследовательской деятельности:
1. Создать условия для организации деятельности обучающихся: определять
ее цели и задачи;
выбирать средства реализации и применять их на
практике;взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
оценивать достигнутые результаты;
2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е.
научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального
образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к
условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать
знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального
образования определенного профиля.
3.
Создать
условия
для
формирования
у
обучающихся
навыков
самостоятельного
добывания
новых
знаний,
сбора
необходимой
информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить
умозаключения.
15
Общие учебные умения и навыки, которые формируются в проектно-
исследовательской деятельности:
1) Рефлексивные,
2) Поисковые (исследовательские),
3) Умения и навыки работы в сотрудничестве,
4) Менеджерские (управленческие),
5) Коммуникативные,
6) Презентационные,
7) Умение найти ответ на незапланированный вопрос.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно
обучающимися под руководством педагога-руководителя. Возможность
применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта
позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом
проделанной работы над проектом, его выходом, является продукт, который
создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Защита проекта частично соответствует уровню экзамена. На итоговой
конференции, в конце работы над исследованием, представляются лучшие
проекты по предметам.
Процесс учебного исследования не всегда начинается с определения
темы, а нередко приводит к ней. Поиск обучающимся главного предмета
исследования ведется из постановки проблемно-поисковых вопросов о
неизвестных школьнику вещах (явлениях, отношениях, связях и т.п.) в
интересной ему познавательной области.
Цели применения исследовательской и проектной деятельности:
- познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого
продукта проектной деятельности;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
- научить формировать универсальные учебные действия, и представлять
творческий труд в виде презентации;
16
- отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для
осуществления своих творческих замыслов;
- воспитывать у обучающихся интерес к творческому взаимодействию при
совместной работе, ориентироваться в мире информации.
Задачами проектно-исследовательской деятельности являются:
- активизация и актуализация полученных знаний, обучающихся при
изучении конкретных тем;
-
систематизация этих знаний, знакомство с комплексом различных
материалов, преднамеренно выходящих за основные пределы программы;
- развивать умения размышлять в контексте данной изучаемой темы, а также
анализировать и сравнивать;
- делать собственные обобщенные выводы, отбирать и систематизировать
полученный материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении
итоговых результатов проведенного исследования, публично представлять
все достигнутые результаты исследования;
- создание продукта, который будет востребован другими. людьми
Существуют два плана, на подобии двух плоскостей описания учебного
проекта, проектной деятельности учащихся - видимый и не видимый для
учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения обучающихся:
план проекта- тема проекта;
- название проекта;
- проблема проекта;
- задача проекта;
- планирование - осуществление;
- презентация.
Проектно – исследовательская деятельность с точки зрения педагога:
- тема учебного курса, урока;
- цели и задачи обучения, развития, воспитания;
- необходимый уровень ЗУН;
17
- необходимые специфические умения и навыки;
- новое содержание и обобщение;
- обеспечение проекта;
- организационные формы осуществления проекта
Обучающиеся в процессе работы над проектом распознают вместе с
педагогом
важность,
актуальность,
острую
необходимость
решения
проблемы.
Определяется цель поиска приемлемого
способа
решения
проблемы. Одной из задач обучающихся становится максимально наглядный
показ найденного решения.
Учебный проект дает возможность обучающимся, погрузится в проблему,
мысленно прожить вполне реальные жизненные моменты ее возникновения,
процветания развития и разрешения. Проектировать это значит видеть
умозрительно, как могла бы развиваться ситуация при добавлении в нее тех
или иных изменений, принятии кардинальных нестандартных решений,
действий со стороны всех участников или индивидов извне.
При конструировании проекта указываются цели и задачи педагога, темы из
программного материала и актуализируемые знания, умения и навыки,
вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используемые
приобретенные умения, навыки и знание технологий, уровень владения
специфическими умениями проектной деятельности и, наконец, возраст
обучающихся, требуемое время, оснащение и формы реализации.
18
Глава 2. Проектно – исследовательская деятельность обучающихся в
образовательной организации
2.1 Организация проектно - исследовательской деятельности в
образовательной организации
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в
образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного
подхода
и
решения
комплекса
задач
организационно-управленческих,
учебно-методических,
кадрового
обеспечения,
организационно-
методических,
информационных,
дидактических
и
психолого-
педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном
учреждении при наличии инициативной группы педагогов. Этим педагогам
потребуется
определённый
уровень
научно-методической
подготовки,
владение технологией проектирования и исследовательским методом [6;с
108]
Рассмотрим подробнее методику осуществления учебного проекта.
При осуществлении проекта можно выделить 4 основных этапа.
Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его
предъявления обучающимся до завершения самоанализа проделанной работы
обучающимися и подведения итогов преподавателем.
1-й этап- погружение в проект. Первый этап осуществления проекта -
самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от
проектной технологии. На этом этапе педагог пробуждает в обучающемся
интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты
значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует
проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде,
выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате
проблематизации, определяют цель и задачи проекта - поиск способа или
способов решения проблемы проекта.
19
Погружение в проект требует от педагога глубокого понимания всех
психолого-педагогических механизмов воздействия на обучающихся.
2-й этап
-
организация деятельности. На этом этапе организуется
деятельность
обучающихся.
Если
проект
групповой,
то
необходимо
организовать обучающихся в группы, определить цели и задачи каждой
группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы.
Объединение в группы педагог может поручить обучающимся - им лучше
известны все симпатии и антипатии в ученическом коллективе.
На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи
проекта.
Безусловно,
необходимо
понимать,
что,
когда
планируется
проектная
деятельность,
может
возникнуть
нетривиальная
ситуация,
поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень
продолжительными,
могут
предполагать
разнородную
деятельность.
Например, сначала обучающимся необходимо познакомиться с информацией
по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом
ученые. Следующий этап в их работе - сделать собственные исследования.
Далее следует выступление с результатами ученического исследования.
Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или
идти параллельно и одновременно - в разных группах своя.
3-й этап - осуществление деятельности. После того как спланирована
работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь педагог вообще
может «потеряться», т.е. стать «наблюдателем». Обучающиеся все делают
сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как они
подготовлены.
4-й этап - презентация. Этап презентации как одна из целей проектной
деятельности и с точки зрения обучающегося, и с точки зрения педагога
бесспорно обязательна. Он необходим для завершения работы, для анализа
проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Для
обучающихся
момент
презентации
-
предъявление
роста
своей
компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является
20
найденный способ решения его проблемы. Результатом работы над проектом
будет ход
мыслительной
деятельности обучающихся,
собранная ими
информация, приобретении по ходу работы знания, порожденные и
отвергнутые по тем или иным причинам варианты решения проблемы и,
наконец, найденный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо
доходчиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы.
Рассмотрим проектно-исследовательскую деятельность обучающихся на
примере реферата.
Реферат (от лат. - доношу, сообщаю, излагаю) - краткое изложение
содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде
письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на
основе критического обзора соответствующих источников информации
(научных трудов, литературы по теме). Реферат является адекватным по
смыслу изложением содержания первичного текста. Реферат отражает
главную
информацию
первоисточника.
Реферат
должен
быть
информативным, объективно передавать информацию, отличаться полнотой
изложения, а также корректно оценивать материал, содержащийся в
первоисточнике.
Различают
два
вида
рефератов:
продуктивные
и
репродуктивные.
Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.
Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление
реферируемого источника. Репродуктивные рефераты можно разделить еще
на
два
вида:
реферат-конспект
и
реферат-резюме.
Реферат-конспект
содержит фактическую информацию в обобщенном виде, иллюстрированный
материал,
различные
сведения
о
методах
исследования,
результатах
исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит
только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяются реферат-доклад и реферат-обзор.
Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет
различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе наряду с
21
анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы;
этот реферат имеет развернутый характер.
Реферат имеет определенную композицию:
- Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, раскрывается
проблематика выбранной темы.
- Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные
тезисы, они аргументируются.
- Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате..
Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки
проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же
проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий,
в которых она рассматривается.
- Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект).
- Актуальность проблемы мотивация.
- Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем).
- Целеполагание. Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать)
- Постановка задач. Методы и способы«Что получится?» (как решение
проблемы).
- Выбор способов и методов, планирование .
- Результат«Почему?» (это важно для меня лично).
- Ожидаемый результат.
Таким образом, учебный проект с точки зрения педагога - это дидактическое
средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной
деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения
задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной
ситуации.
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая
реализуется в последовательности ее этапов. Вслед предъявлением проекта
учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для
обучающихся
формулирование
цели
и
задач,
организация
групп,
22
распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы
и собственно ее осуществление [18;с. 120].
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных
результатов. Поскольку деятельность обучающихся в проекте в основном
самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем ., что было
сделано во время самостоятельной проектной работы.
Презентуя продукт своей деятельности, обучающиеся должны рассказать о
своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и
почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как - это
так называемая «рефлексия деятельности».
Таким образом, мы рассмотрели сущность процесса организации проектно-
исследовательской деятельности в образовательной структуре на примере
реферата.
2..2 Влияние проектно – исследовательской деятельности на результат
обучения в образовательной организации
Результат обучения - это неоднозначная величина, так как с одной стороны
это все знания, умения и навыки, а также личностные характеристики,
которыми овладевает обучающийся в процессе проекта, с другой стороны это
конкретная
количественная
оценка,
получаемая
от
педагога,
которая
выступает итогом проведенной работы.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании
необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является
общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и
исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над
формированием соответствующей компетентности у обучающегося. В
зависимости от поставленной задачи, могут быть оценены следующие
аспекты результатов проекта:
23
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения
отведённой роли;
- практическое использование предметных и общих ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,
письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов [6;с. 110].
На разных этапах от обучающихся требуются те или иные умения и
навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов
назовем
их
специфическими
-
это
проблематизация,
целеполагание,
организация
и
планирование
деятельности,
самоанализ
и
рефлексия,
презентация, коммуникативность, умение принимать решения.
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность
обучающихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой
информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии
решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с
партнерами. От обучающегося требуется самостоятельное применение уже
известного и «добывание» новых знаний.
Полезность проекта как раз в том и заключается, что педагог не рассказывает
обучающемуся ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода
и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему
24
приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения,
«нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных
областей только необходимые знания и использует их в той деятельности,
которая ему интересна. Соответственно, задача педагога - помочь ему это
сделать.
Учебный проект с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать
и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно
учить:
-
проблематизации
(рассмотрению
проблемного
поля
и
выделению
подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи,
вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности
решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания
из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том
числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления
продукта проектирования;
проведению
исследования
(анализу,
синтезу,
выдвижению
гипотезы,
детализации и обобщению) [16;с. 43].
Все вышеуказанные навыки формируются в процессе включения в проектно-
исследовательскую деятельность.
Самостоятельность обучающихся выступает одним из важнейших
признаков проектной деятельности, и в тоже время является продуктом этой
25
деятельности. Важный момент самостоятельной работы - практическое
применение имеющихся знаний и умений, что формирует у обучающихся
потребность к познанию, и мотивацию на достижение результата.
Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения обучающегося -
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или
самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести
пользу
и
показать
публично
достигнутый
результат;
это
деятельность,
направленная
на
решение
интересной
проблемы,
сформулированной самими обучающимся в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма
важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это
деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать
публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на
решение
интересной
проблемы,
сформулированной
зачастую
самими
обучающимся в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный
способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью
обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в
виде
целенаправленной
систематической
работы
на
всех
ступенях
образования.
Что
же
касается
оценочной
составляющей
метода
проектно-
исследовательской деятельности (продуктивности, успешности) то следует
уточнить влияние степени возрастающей индивидуальной ответственности за
26
полученный
результат.
Если
в
случае
«обычного
занятия»
все
обучающиесявыполняют одну и ту же деятельность, то со стороны
обучающихся
наблюдается
снижение
индивидуальной
ответственности
(«есть и те, кто хуже», «мне этого результата достаточно») и возможность
«отсидеться» за проявлением активности других обучающихся. Проектно-
исследовательская
деятельность
стимулирует
индивидуальную
ответственность обучающихся, что способствует повышению активности,
направленности личности на
результат.
[1,2,5,9].
Существует
прямая
корреляционная зависимость между повышением результативности учебной
деятельности
от
исходного
уровня
при
увеличении
количества
самостоятельно реализуемой проектно-исследовательской деятельностью
обучающихся [6; с.18].
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в образовательной
организации
является
важным
звеном
образовательного
процесса.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью
обучающимися в образовательной организации должно быть выстроено в
виде
целенаправленной
систематической
работы
на
всех
ступенях
образования. Обучающийся, который успешно освоил навыки проектно-
исследовательской деятельности по окончании образовательной организации
может
смело
считать
себя
конкурентоспособным,
востребованным,
специалистом. Проектно-исследовательская деятельность на данном этапе
развития образовательной системы России, может стать приоритетным
направлением
учебно-воспитательной
работы
в
образовательных
организациях.
27
Заключение
Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов
формирования профессиональной, социальной, творческой личности о. Такая
деятельность позволяет обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал,
проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность,
активность,
креативность,
умение
стратегически
планировать
свою
деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в
команде.
Теоретический анализ литературы показал, что основной целью проектной
деятельности является понимание и применение обучающимся знаний,
умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе).
Отметим, что проектно-исследовательская деятельность, в первую очередь, -
это образовательная технология, предполагающая решение обучающимся
исследовательской, творческой задачи под руководством педагога, в ходе
которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области
исследования).
Отметим, что организация проектной и исследовательской деятельности
обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-
обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-
управленческих,
учебно-методических,
кадрового
обеспечения,
организационно-методических,
информационных,
дидактических
и
психолого-педагогических.
Эти
задачи
могут
решаться
в
любом
образовательной организации, при условии, что педагоги будут обладать
определённым
уровнем
научно-методической
подготовки,
владением
технологией проектирования и исследовательским методом.
В ходе проведения теоретического анализа мною были рассмотрены
структурные
и
этапные
особенности
проектно-исследовательской
деятельности.
28
Результатом обучения являются личностные характеристики, которыми
овладевает обучающийся в процессе проекта и конкретная количественная
оценка, получаемая от педагога, которая выступает итогом проведенной
работы.
Таким образом, приоритетным направлением учебно-воспитательной работы
в образовательных организациях на данном этапе развития образовательной
системы России может стать проектно-исследовательская деятельность.
29
Список литературы
1.Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в
продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2.
2 .Емельянова Т.В. Использование метода проектов при формировании
профессионально-направленной
иноязычной
коммуникативной
компетентности
будущих
журналистов
и
специалистов
по
связям
с
общественностью//Педагогические науки. 2006. № 6. С. 279-288.
3..Каргина З.А. Новые подходы к подготовке будущих педагогов//Сборник
научных трудов world по материалам международной научно-практической
конференции. 2011. Т. 22. № 3. С. 11-16.
4..Криво Т.М. Технология развития художественно-творческого потенциала
студентов
Педагогического
ВУЗа
посредством
проектной
деятельности//Вестник
Томского
государственного
педагогического
университета 2012. № 2. С. 121-125.
5..Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма
учебного
сотрудничества
в
ВУЗе.
Интернет
ресурс.
URL:
#"justify">.Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Опыт создания образовательного
пространства
современного
колледжа//Педагогический
журнал
Башкортостана. 2008. № 3. С. 108-123.
6..Лапп Е.А., Ярикова С.Г. Учебно-проектная деятельность студентов в
условиях учебно-научно-методического комплекса//Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 99-103.
7..Лежнина
М.А.
Организация
проектной,
проектно-исследовательской
деятельности. Интернет ресурс. URL: #"justify">.Ломов А.С. Дистанционная
поддержка
в
процессе
подготовки
студентов
высших
учебных
заведений//Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 88-94.
8. .Макарова Е.Л. Ключевые исследовательские компетенции современного
учителя, их формирование в процессе обучения в вузе//Образование и
саморазвитие. 2010. Т. 5. № 21. С. 96-102.
30
9..Методические рекомендации по организации проектной деятельности
учащихся. Интернет ресурс. URL: #"justify">.Молдахметова, Г. З. Специфика
открытого образования и его влияние на методику обучения языкам / Г. З.
Молдахметова. - С.33
10. .Назарова Л.П., Сотник В.Г. Исследовательская компетентность как
основной компонент профессионализма учителя//Вестник Ленинградского
государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. № 2. С. 69-78.
11..Организация
проектно-исследовательской
деятельности.
Интернет
ресурс.
URL:
#"justify">.Панина
Т.С.,
Вавилова
Л.Н.
Состояние
и
перспективы
развития
современного
педагогического
образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №
4. С. 45-51.
.12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и
доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
13.
.Полат
Е.С.
МЕТОД
ПРОЕКТОВ.
Интернет
ресурс.
URL:
#"justify">.Предущенко О.А. Формирование исследовательской деятельности
учащихся в педагогической теории и практике//Вестник Московского
государственного лингвистического университета. 2009. № 562. С. 120-134.
14. .Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Интернет
ресурс. URL: #"justify">.Скачкова Н.В. Содержание профессиональной
подготовки студентов педагогических ВУЗов в условиях модернизации
системы образования //Вестник Томского государственного педагогического
университета. 2007. № 7. С. 96-100.
15..Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 2003. 144 с.
16. .Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: Словарь. // изд.
Перспектива. 2010. 88 с.
17..Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и
процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
31
32