Напоминание

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников


Автор: Кобыляцкая Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая разработка
Тема: Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной

деятельности воспитанников
Творческая разработка
Содержание Введение 3 I.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как психолого-педагогическая проблема 5 1.1. Основные подходы к понятию и содержанию взаимодействия ДОУ и семьи в дошкольной педагогике 5 1.2.Характеристика взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 8 II. Взаимодействие ДОУ с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников 11 2.1.Содержание и задачи коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в семье 11 2.2.Формы, методы и средства взаимодействия с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности 13 Заключение 24 Список литературы 25 Приложение 27 2

Введение
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста формируется при создании определённых условий. Одним из таких важных условий является семейное воспитание и взаимодействие ДОУ и семьи в решении данной цели. Семья является наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание дошкольника, важнейшим институтом социализации. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Между тем сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями, которое должно соответствовать особенностям сегодняшнего дня. Одной из главных задач для дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида в современных условиях является реализация основной образовательной программы дошкольного образования. И в этом направлении особенно важно взаимодействие педагогов и родителей, дошкольного образовательного учреждения и семьи. Это объясняется тем, что дети с нарушениями в развитии нуждаются в создании 3
специальных условий для успешной социализации, коррекции нарушений в развитии, качественной подготовке к обучению в школе. Коммуникативная деятельность таких детей имеет определённые проблемы.
Цель -
выявление форм, методов и средств взаимодействия с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельно сти воспитанников.
Задачи
: 1. Изучить основные подходы к понятию и содержанию взаимодействия ДОУ и семьи в дошкольной педагогике. 2. Определить условия осуществления взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. 3. Изучить содержание и задачи коммуникативной деятельности воспитанников в семье. 4. Выявить наиболее успешные формы, методы и средства взаимодействия с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности дошкольников. 4

I. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как психолого-

педагогическая проблема

1.1.Основные подходы к понятию и содержанию взаимодействия ДОУ и

семьи в дошкольной педагогике
В дошкольной педагогике проблема взаимодействия ДОУ и семьи достаточно широко освещена. Долгое время данная проблема решалась в пользу общественного воспитания, а семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от заказа общества. При этом предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагоги называли «работа с семьей». Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Современный подход к проблеме взаимодействия семьи и ДОУ характеризуется тем, что взаимодействие рассматривается как взаимопомощь в воспитании детей, которая строится на основе сотрудничества, равноправных партнерских отношений семьи и ДОУ. Родители и сотрудники ДОУ - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения проявляется в совместном определении целей деятельности, совместном планировании предстоящей работы, распределении сил, средств, предмета деятельности во времени в 5
соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Успешность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, как отмечает Т. Н. Доронова [6], во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. Для формирования взаимодействия между взрослыми в воспитании детей важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь родителям понять его индивидуальные особенности, способствовать развитию способностей детей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, в формировании ценных жизненных ориентаций. Е.П. Арнаутова выделяет три этапа в осуществлении взаимодействия ДОУ и родителей: 1. Актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка. 2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении. 3. Совместная деятельность педагогов и родителей, в основу которой положены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход. 6
Автор выделяет следующие принципы взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе:  партнерство родителей и воспитателей в воспитании и обучении детей;  единство в понимании педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;  помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и о стороны родителей;  знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;  постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов [3]. Таким образом, современный подход к проблеме взаимодействия семьи и ДОУ характеризуется тем, что взаимодействие рассматривается как взаимопомощь в воспитании детей, которая строится на основе сотрудничества, равноправных партнерских отношений семьи и ДОУ. 7

1.2.Характеристика взаимодействия семьи и дошкольного

образовательного учреждения
Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что не только родители нуждаются в педагоге, но и педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Педагогическому коллективу ДОУ принадлежит особая роль в преодолении трудностей, испытываемых родителями в воспитании детей. Особого внимания педагога требуют семьи, находящиеся в пространстве кризисного развития, социального и педагогического неблагополучия. Профессиональная этика педагога требует от него уважения к мнению родителей, особой деликатности, такта, стремления не только помочь им, но и понять их трудности, совместно найти пути их преодоления. Не все родители откликаются на стремление педагога к взаимодействию с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом 8
плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов, которые выделяют Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова, А. А. Майер [8,10]. Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. На втором этапе родителям дают практические знания психолого- педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д. Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка. Чтобы добиться осуществления полного взаимодействия ДОУ и семьи необходимо разработать программу диагностики эффективного процесса взаимодействия ДОУ и семей воспитанников; выявить критерии определения эффективности процесса взаимодействия ДОУ и семей воспитанников; повысить профессиональная компетентность педагогов в общении с родителями; установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, через внедрение современных инновационных форм и методов взаимодействия с семьями; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Целесообразна разработка программ работы с родителями и педагогическим коллективом, делающих 9
возможным более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Таким образом, определяющая роль в осуществлении взаимодействия принадлежит педагогам ДОУ, которые вовлекают родителей в совместную деятельность ДОУ и семьи, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи, создают атмосферу общности интересов, целей и задач. 10

II. Взаимодействие ДОУ с семьями детей по вопросам организации

коммуникативной деятельности воспитанников

2.1. Содержание и задачи коммуникативной деятельности детей

дошкольного возраста в семье
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся умеющим общаться с окружающим миром. Не всегда это получается и задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться это дар или то чему можно, научится? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуа льно- психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1.Желание вступать в контакт с окружающими (« Я хочу!») 2.Умение организовать общение (« Я умею!») 3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). Всему этому ребенок научится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми-педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, то эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры мы сможем передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях. Задачи семьи для введения ребёнка в мир общения заключаются в следующем: - активно общаться с ребёнком с момента его рождения; - вовлекать ребёнка в разговор по каким-либо ситуациям, обсуждение 11
прочитанного, увиденного и услышанного им; - использовать любую возможность для участия в совместной игровой и трудовой деятельности со своими детьми; - читать книги, создавать творческие продукты и обсуждать их с детьми; - активно участвовать в мероприятиях ДОУ; - учить ребёнка взаимодействию со сверстниками и старшими детьми и др. Содержание коммуникативной деятельности родителей с детьми включает: - чтение и обсуждение произведений народного и литературного наследия; - продуктивную деятельность; - экскурсии на природу, обсуждение увиденного; - участие в проектной деятельности; - домашний труд и совместная с родителями посильная деятельность; - посещение спектаклей, выставок с последующим обсуждением; - посещение семейных праздников, общение с близкими и родными (взрослыми, сверстниками) и др. Если родители сами будут проявлять заинтересованность в развитии у своих детей навыков общения и коммуникативных умений, то дети с речевыми нарушениями в развитии будут более эмоционально выдержаны, доброжелательны, станут лучше идти на контакт со сверстниками и педагогами. Это будет способствовать развитию их психических процессов, коррекции речевого развития, подготовке к обучению в школе. 12

2. 2. Формы, методы и средства взаимодействия ДОУ с семьями детей по

вопросам организации коммуникативной деятельности
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме. В нашем детском саду комбинированного вида воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) и дизартрию, дислалию, ФФН в возрасте от 3-х до 7 лет. Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов и как следствие - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм. Указанные проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и 13
погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности. Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду комбинированного вида направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива, итогом которой является стабильно - положительный результат на протяжении многих лет. Наиболее сложные речевые нарушения устраняются в относительно короткие сроки, и дети часто имеют возможность продолжать обучение в среде детей с нормальным речевым развитием. Согласно ФГОС содержание с о ц и а л ь н о - ком м у н и кат и в н о й образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:  развитие свободного общения с взрослыми и детьми;  развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;  практическое овладение воспитанниками нормами речи. Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:  Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.  Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.  Оптимизация работы педагогов.  Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье. 14
 Создание предметной развивающей среды в гру п п а х , стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием. Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий:  Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;  Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;  Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;  Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;  Недопустимость стандартизации методических приемов;  Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения). Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение дня. Поэтому учитель - логопед, которому принадлежит ведущая роль в коррекционной работе, составляет перспективный план работы с педагогами детского сада. Устойчиво сформированная мотивация к языковой деятельности у ребенка значительно сокращает время коррекционного периода. Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей. 15
По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Применение последних методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Приведем пример использования учителями - логопедами детского сада нетрадиционных технологий.
Работа с пробками
помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.
Использование песка.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект: во-первых, существенно увеличивается интерес ребенка к коррекционной работе; во-вторых, погружение в песок обеих рук снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук; в-третьих, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Используя игры с песком на занятиях по развитию речи, учитель - логопед реализует следующие задачи:  опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;  нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи; 16
 способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;  развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;  координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций;  стимулировать навыки творческого рассказывания и воображения.
Обучение

детей

на

музыкальных

инструментах

(металлофон,

флейта)
. Музыкальный руководитель детского сада совместно с логопедом занимается восстановлением речи у заикающихся детей средствами музыки. Игра детей на металлофоне, флейте способствует коррекции нарушенного чувства ритма у заикающихся детей, правильному диафрагмальному дыханию и помогает равномерно распределить струю воздуха на музыкальную фразу с последующим переносом на речь ребенка. Процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекцию речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только учителем - логопедом, но и воспитателем, узкими специалистами. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель и узкие специалисты закрепляют их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, в течение дня. Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение 17
стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п. На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: «Волшебный клубочек», «Соберем волшебные слова в лукошко», «Вручи подарок» и др. Проводятся «кукольные разговоры», т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках. Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: «Найди жильцов домиков», «Угадай настроение», «Определи настроение людей по фотографии» и др. Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности. Для каждого воспитателя важно, чтобы группа была дружной, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны. Такая идиллическая картина складывается из умения общаться друг с другом, самоорганизоваться и организовать других, из умения и возможности проявлять эти навыки и качества, т.к. возможность создает место и время для проявления и приобретения желаемых навыков и умений. Для реализации таких возможностей педагоги должны создать в группе условия, которые спровоцируют коммуникативную деятельность. Центры активности - одно из таких условий. Детям ежедневно предлагается на выбор деятельность в центрах искусства, науки, математики, сюжетно - ролевой игры, движения, литературы, строительства и др. Виды центров активности могут изменяться в зависимости 18
от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Все центры интегративны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. Важной функцией воспитателя в организации детской коммуникативной деятельности является создание разнообразной среды, которая обеспечивает детям выбор центра активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер, способствующий личному взаимодействию - общению. Принципы формирования развивающей среды - это физическая, психологическая безопасность, возрастная ориентированность, доступность, динамичность, разноуровневость. Развивающая среда в группе служит для реализации самостоятельных и совместных замыслов детей и изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослого с детьми. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, книги, альбомы и т.д. Планирование работы осуществляется детьми вместе с воспитателями в виде разработки и реализации «Паутинки» - тематических проектов. Темы проектов могут быть самыми различными: игрушки, транспорт, космос, мои права, домашние животные и др. После выбора темы, на большом листе бумаги наносится разметка - названия центров активности «Паутинка». Данная форма является воспитательно- образовательной основой плана. Так, воспитатель объявляет выбранную тему, например, «Мои права» и предлагает детям выразить свои идеи, что можно сделать в каждом центре (в центре искусства можно нарисовать картинки «Мои права», в центре строительства - построить перекресток, в центре математики - сосчитать, какие у детей есть права и какие обязанности; в центре книги - прочитать сказки, найти в них такие события, когда нарушаются чьи - то права и т.д.). 19
Следующим этапом в организации данной работы является презентация каждого центра. Воспитатель привлекает внимание воспитанников новым содержанием центров. Дети решают и договариваются между собой, кто с кем в какой центр пойдет играть. (Миша и Витя: мы пойдем в центр строительства, будем строить перекресток). Один из вариантов организации работы в центрах активности – «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих определенный центр. Дети заранее договариваются между собой, кто с кем будет выполнять то или иное задание. Свой выбор отражают на соответствующей доске. Использование «Доски выбора» учит воспитанников планировать свою деятельность, соотносить свои интересы с интересами других детей, не конфликтовать, договариваться, принимать общее решение. Очень важно определить место воспитателя в процессе деятельности детей в центрах активности. Педагог не подменяет собственной активностью потребность ребенка в самостоятельном поиске решения, в преодолении затруднения. Если работа в центрах не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями, самостоятельно преодолевают проблемы и трудности, - взрослый ведет наблюдение за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети. В ходе работы воспитатель получает огромное количе ство информационного материала:  инициативность каждого ребенка;  умение сформулировать идею;  умение договариваться, не конфликтовать;  умение устанавливать контакты с другими детьми; 20
 умение согласовывать свои действия с действиями других людей и др. Заканчивается работа в центрах итоговым сбором. Его задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успех, трудности. На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, и т.д. Воспитатель предлагает рассказать о том, что мешало и что помогло в достижении полученного результата; доставляло ли общение и сотрудничество друг с другом радость; как дети преодолели ту или иную конфликтную ситуацию. Дети с речевыми нарушениями испытывают сложности в общении со сверстниками и часто чувствуют себя уязвимыми. Готовность каждого педагога принять и понять ребенка способствует созданию благоприятного фона для общения, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания. Оптимизация работы педагогов осуществляется с помощью следующих форм: анкетирование, подбор психолого - педагогической литературы, тренинги профессионально - педагогической компетенции, беседы, консультации, лекции на темы: «Модель взаимодействия педагога с детьми», «Приемы, которые могут использовать взрослые при общении с детьми», «Методы и формы работы с родителями» и др. Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепить и перенести в повседневную жизнь. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Родители - первые и самые важные учителя и воспитатели ребенка. Поэтому одной из приоритетных задач 21
детского сада является установление партнерских отношений с семьями воспитанников в решении общей воспитательно-образовательной задачи. В детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми. Мы выделяем семь направлений работы с родителями: 
ознакомительное
- сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: «Семья глазами ребенка». Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование); 
общепрофилактическое
- наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.); 
коллективное и индивидуальное
- тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.; 
интегративное
- совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.); 
интерактивное
- мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в 22
конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы; 
рефлексивное

(обратная

связь)
- выявление изменений, мониторинг; 
перспективное
- совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину). Все эти виды совместной деятельности с родителями создают условия для развития речевой активности детей и коммуникации. Благодаря организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста на строго научной основе с использованием современных диагностических методик, способных обеспечить контроль развития данного процесса с целью его коррекции, созданию благоприятного здоровьсберегающего микроклимата, системы работы по развитию коммуникативной деятельности дошкольников с общим нарушением речи отмечается повышение речевой активности детей; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности. Таким образом, существует многообразие методов, форм и средств взаимодействия ДОУ с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности, которые находят свое отражение в практике работы педагогов и родителей. Задача каждого педагога – творчески использовать данный опыт в своей деятельности, а родителя – взять самое главное и применить для своего ребёнка. 23

Заключение
Одной из важных задач для каждого дошкольного образовательного учреждения в современных условиях является взаимодействие с семьями воспитанников. Целью исследования стало выявление форм, методов и средств взаимодействия с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности. Изучив основные подходы к понятию взаимодействия семьи и ДОУ, мы рассматриваем его как взаимопомощь в воспитании детей, которая строится на основе сотрудничества, равноправных партнерских отношений семьи и ДОУ. Особая роль в установлении взаимодействия принадлежит педагогическому коллективу ДОУ. Педагоги вовлекают родителей в образовательный процесс ДОУ, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи, создают атмосферу общности интересов, целей и задач. В ход е и с с л ед о ва н и я о п р ед е л е н ы с од е р ж а н и е и з а д ач и коммуникативной деятельности детей в условиях семьи, формы, методы и средства взаимодействия с семьями детей по вопросам организации коммуникативной деятельности. Анализ литературы и опыта работы педагогов ДОУ позволил выделить среди направлений взаимодействия с родителями следующие формы и средства:  Дни открытых дверей;  организацию семейного клуба;  проектную деятельность;  проведение совместных праздников;  ведение родителями творческих мастерских, кружков, студий, проведение мастер-классов, тренингов по овладению игровым материалом;  беседы, экскурсии для детей и др. 24

Список литературы
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. - Москва : Сфера, 2009. - 127с. 2. Амосова, В. Первые шаги к сотрудничеству [Текст] / В. Амосова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 11. - С. 79-83. 3. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 2002. - 263 с. 4. Давыд ова, О.И. Раб от а с род ит еля ми в д ет ском с а д у : Этнопедагогический подход [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. 5. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т.Данилина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 41 - 49. 6. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей [Текст] / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с. 7. Евдокимова, Е. Семейный театр в детском саду: его роль в развитии воспитательного потенциала семьи [Текст] / Е.Евдокимова, Н.Додокина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 102-108. 8. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83. 9. Лубяко, Л. Формы работы - нестандартные [Текст] / Л. Лубяко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 123-124. 10.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48с. 11.Пастухова, И. Семейный клуб в детском саду [Текст] / И. Пастухова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 31-33. 25
12.Реализация ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] // ipk.kuz- eduindex.php?option=com_content&view...id... 13.Ухова, И. Семья - ключ к счастью [Текст] / И. Ухова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 91-93. 26


В раздел образования