Автор: Валентина Александровна Неволина
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Советский, Тюменская область
Наименование материала: Программа психологического клуба
Тема: "СемьЯ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Программа
клуба для родителей «СемьЯ».
Подготовила: педагог - психолог В.А .Неволина
г. Советский
Пояснительная записка.
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А.С.Макаренко
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в
семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается
осознавать себя полноправным членом общества. Этот опыт закрепляется, на его основе
формируются определеннее модели поведения с другими людьми, которые передаются из
поколения в поколение.
Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт
семьи переживает сегодня состояние кризиса. В современных социально-экономических
условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы
обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше
времени для занятий с ребенком, организации его досуга. А ведь в детстве закладывается
основа личности человека.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные
с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители,
воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в
сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению
учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у
которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации
(агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие
проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его
капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие
вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом
отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей
может стать детский сад.
Актуальность проблемы.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие всех
участников воспитательно-образовательного процесса, которое предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в
виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного
вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной
работе с детьми. К сожалению, некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь
методы нравоучений или - сухих лекций. Многолетняя практика убеждает, что подобные
пассивные методы весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму
работы, как - родительский клуб , где родители могли бы прожить тему встречи и внешне
и внутренне проявить свое личное отношение к ситуации, найти оптимальные способы еѐ
решения, используя многообразный коллективный опыт всех участников
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,
«глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы
воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно
перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных
представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и
уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение
поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Это новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьей
воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и
гармоничных отношений с ним взрослых.
Цель программы:
Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, гармонизация
межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании,
поддержке и уважении друг друга, формирование положительных установок в сознании
родителей.
Задачи:
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Повышение их психолого-педагогической компетентности;
Формирование навыков адекватного общения и взаимодействия с ребѐнком,
членами семьи и другими людьми;
Развитие коммуникативных навыков, способствующих самоактуализации и
самоутверждению;
Социализация детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых;
Развитие креативных способностей детей и родителей в результате совместной
деятельности.
Направления деятельности:
Оказание психолого - медико-педагогической помощи и поддержки родителям в
вопросах воспитания дошкольников.
Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько
функций:
Коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива
как совокупного субъекта педагогической деятельности;
Личностно ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию
личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
Содержательную - направленную на решение проблем;
Иструментальную - позволяющую
выработать
навыки
анализа
реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности,
овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
Участники программы: родители, педагоги, медицинская сестра ДОО.
Ожидаемый результат:
Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;
Повышение уровня педагогических знаний и умений;
Активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или
преодолевать трудности в воспитании детей;
Устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что
благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в
момент адаптации к ДОУ.
Содержание работы клуба «Ответственный родитель»:
Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям
педагога-психолога ДОУ.
В программе предусмотрено 7 встреч. Периодичностью 1 раз в месяц. Каждая
встреча посвящена одной проблеме. Родители приглашаются из всех возрастных
групп по желанию. Три занятия программы могут повторяться из года в год. Это
«Школа - это не страшно» - для родителей детей собирающихся в школу, «Кризис
«Я сам!» для родителей детей 2 - 4 лет и «Как подготовить ребёнка к посещению
дошкольного учреждения» - для родителей которые планируют отдать своих детей
в детский сад.
Каждое занятие разделено на 3 основные части. В первой части проводятся игры
или игровые упражнения с целью дать возможность участникам познакомиться
друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь». Затем игры и
упражнения на определение проблемы. Вторая часть - основная. В которой
пытаюсь раскрыть суть проблемы в мини-докладе по теме и сопровождающей его
презентацией. Здесь же, ищем решения проблемы - чаще совместными усилиями.
Для чего использую снова игры и игровые упражнения. В последней части
подвожу итог, предлагая родителям снова обратиться к проблеме, но уже с
багажом тех знаний, которые они получили на встрече.
Для каждой встречи готовится не только презентация, но и памятки для родителей
и наглядный материал по теме в родительские уголки групп.
На итоговом заседании клуба «Семья» обсуждаются результаты работы, ее
эффективность.
Перспективный план клуба «Ответственный родитель»
№
название встречи, план
цель
1
«Школа – это не страшно».
1.Вступительное слово.
2. Просмотр презентации «Скоро в школу».
3. Обозначение проблем.
4. Совместное решение проблем.
5. Создание банка игр «По дороге в детский
сад».
6. Подведение итогов.
Познакомить родителей с моделью
выпускника
дошкольного
учреждения.
Дать
понятия
психологической готовности ребёнка
к обучению в школе. Упражнять в
придумывании развивающих игр во
время прогулки, поездки, на кухне в
ванной и т.д.
2
Кризис «Я сам!»
1.
Приветствие. «Шары - приветствия».
2.
Вступление.
3.
Разгадывание кроссворда
4.
Определение позитивных изменений в
поведении ребёнка.
5.
Упражнение «Телефон доверия»
6.
Выработка семейного табу.
7.
Релаксация.
Расширять
знания
детей
о
психологических
характеристиках
ребёнка
3х
–
летнего
возраста.
Познакомить
со
способами
взаимодействия взрослых с детьми в
кризисный период.
3
«Детские страхи» (Приложение № 1)
1.Вступление ведущего.
2.Игра «Конкурс «Боюсек»
3.Просмотр фильма «Что такое страх»
4.Сообщение
педагога
–
психолога
«Возрастные особенности детских страхов».
5.Упражнение
«Выявление
причин
появления страха»
6.Сообщение
педагога
–
психолога
«Причины возможного развития страхов у
детей».
7.Поиски путей решения проблемы.
Познакомить родителей с причинами
возникновения детских страхов. В
совместной работе найти методы и
приёмы
устранения
проблемы.
Выработать
правила
поведения
с
ребёнком, испытывающим страх.
8.Сообщение
педагога
–
психолога
«Способы избавления детей от страха»
9. Рефлексия.
4
«Гиперактивность, что это такое?»
1.Приветствие.
2.Игра «Подарки».
3.Постановка проблемы.
4.Упражнение «Закончи предложение».
5.Сообщение «Причины возникновения
СДВГ».
6.Выявление проблем ребёнка по блокам.
7.«Центр помощи родителям»
8.Рефлексия.
Дать
понятия
«Гиперактивность».
Определить рациональное поведение
взрослого
с
ребёнком
имеющим
признаки
гиперактивности.
Расширить возможности понимания
своего ребёнка.
5
«Взаимоотношения детей в семье»
1.Игра «Передай яблоко».
2. Обмен мнениями.
3. Просмотр видиозаписи «Мы с моим
братом…»
4. Сообщение «Проблема взаимоотношения
детей в семье»
5. Круглый стол «Моё решение»
6. Рефлексия
Определить
чувства
ребёнка,
который в семье не один. Вычленить
причины ревности детей. Определить
способы
снижающие
чувства
ревности у детей.
6
«Как подготовить ребёнка к посещению
дошкольного учреждения»
1.Игра «Давайте, познакомимся».
2. Игровое упражнение «Закончи
предложение»
3. Сообщение «Адаптация для малыша».
4. Минисочинение «Как я готовлю своего
малыша к поступлению в детский сад».
5. Советы тревожным родителям.
6. Рефлексия.
Дать
понятия
«Адаптация»,
познакомить
с
её
степенями
и
причинами
тяжёлой
адаптации.
Выработать рекомендаций молодым
родителям.
7
«Это грозное слово «Нельзя» (Приложение
№2)
1.Игра приветствие.
2.Игра «Ассоциация».
3. Минидоклад «Это грозное слово
«Нельзя».
4. Дискуссия «Сходства и различия слов
«Нельзя» и «Не надо».
5. Составление формулы правильного
запрещения.
6. Рефлексия
Предложить
родителям
задуматься
над значением слова «Нельзя» и его
восприятием
детьми.
Выяснить
эффективные способы наказания и
последствия физического наказания
на
психическое
развитие
ребёнка.
Дать
рекомендации
по
выработке
семейного табу.
Используемая литература:
Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» Москва «Сфера» 2007 год,
Баркан А.И. «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать
своего ребёнка» Москва «АСТ – Пресс» 2001 год,
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду» Москва «Мозаика
– Синтез» 2012 год,
Григорьева
Т.Г.
«Основы
конструктивного
общения»
Новосибирск
Москва
«Совершенство» 1997 год,
автор – составитель Гурьева И.В. «Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»? Волгоград
«Корифей» 2005 год,
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития»
1996 год,
Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши» Ярославль «Академия развития» 1999 год,
Корнеева Е.Н. «Детские капризы» Ярославль «Академия, К. Академия Холдинг» 2000
год,
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребёнком» Санкт – Петербург «Речь» 2003
год,
Маленкова Л.И. «Человековедение» Москва ТОО «Интел Тех» 1993 год, Фридман Л.М.
«Психология воспитания» Москва Творческий центр «Сфера» 2000 год,
автор – составитель Микляева Н.В. «Гиперактивный ребёнок – это не проблема!» Москва
«Арти» 2011 год.
Николаева Е.И. «Кнут или пряник» Сан- Петербург Творческий центр «Сфера» 2010 год,
Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции» Москва «Линка – пресс» 2007
год,
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога» Ростов - на – Дону
2008 год,
Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов на Дону «Феникс» 2005 год,