Напоминание

Работа с аутичными детьми


Автор: Маскалевич Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94 "Забава"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: Особенности и проблемы обучения аутичных детей
Тема: Работа с аутичными детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности и проблемы обучения аутичных детей.

Ранний детский аутизм (РДА)

-

это особая форма нарушенного

психического развития с неравномерностью формирования различных

психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими,

речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде

всего,

нарушено

формирование

эмоционального

контакта

ребенка

с

окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность

ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все

формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок

не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как

это делает здоровый малыш.

Интроверсия (признаки):

сдержанность;

необщительность;

замкнутость;

концентрация интересов на своем душевном состоянии;

замкнутость, отстраненность от людей;

наблюдение за происходящим, но не участие в нем;

поглощенность своими проблемами;

ослабление внимания к окружающему миру;

чувствительность;

субъективизм (человек решает свои внутренние проблемы, его

внимание направленно только на субъект – себя).

Как работать?

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за

ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.

Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не

форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже

деликатное дело. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше

следовать за его интересами и стремлениями.

Техники «эмоционального присоединения» с аутичными детьми:

ВАЖНО:

учитывать, что для аутичных детей соблюдение привычных

ритуалов

это

возможность

получить

чувство

защищенности

и

безопасности.

1)

Техника

«Зеркало»:

в

течение

одной

минуты

специалист

по

возможности повторяет движения ребенка, как бы «отзеркаливает» его

эмоциональное состояние и поведение.

2)

Техника «Ты и я» Начинаем это упражнение со слов: «Ты и я» После

этого мы находим что-то (какую-то деталь в общении, в восприятии

жизни, в одежде), что нас может объединять. Например, «Ты и я любим

красный цвет. Ты и я умеем играть в шахматы. Ты и я интересуемся

биологией» и т.д. Здесь важно, чтобы это действительно было так,

поскольку дети сразу почувствуют фальшь. Поэтому найдите хоть что-

то, что Вас сближает с этим ребенком.

3)

Техника вербального описания своего эмоционального состояния.

Я радуюсь, когда…..

Я скучаю, когда…..

Я интересуюсь, когда …..

Я злюсь, когда….

Это упражнение помогает аутичным детям формулировать свое

состояние.

Сначала

специалист

делится

своим

эмоциональным

состоянием: например,

«Я радуюсь, когда вижу тебя, когда мы вместе занимаемся. А когда

радуешься ты?»

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто.

Их

причины

многообразны.

Неблагоприятные

условия

воспитания

и

окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом

ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные

ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в

общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм - отказ ребенка

от общения, - который может быть общим или избирательным, когда ребенок

не контактирует с отдельными лицами, например, с педагогом, с кем-либо из

близких и т.п.

С

синдромом

раннего

детского

аутизма

связано

особое

нарушение

психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Эта

проблема очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются

открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции

таких детей. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой

ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким

образом, и в какой школе его следует обучать?

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо сделать

оговорку: так как в нашей практике дети с "классическим аутизмом"

встречаются редко, но достаточно часто приходится взаимодействовать с

детьми, которым присущи лишь отдельные аутистические черты, то и речь в

дальнейшем будет идти именно о них. Мы расскажем о некоторых приемах

работы с такими детьми. Эти приемы проверены на практике и дают хорошие

результаты. Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине

уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в

копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик

к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Формирование целенаправленной деятельности.

На

первом

этапе

необходимо

предоставить

ребенку

возможность

самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все

яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно,

звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с

ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация

становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.

Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно

если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого

взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с

прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения

задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в

ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка

взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и

сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от специалиста

умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и

использовать это в коррекционной работе . Необходимо вовлечь ребенка в

совместную деятельность, чему будет способствовать использование с

ребенком

аутистом

через

обогащение

его

эмоционального

и

интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на

которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например,

если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать

переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо

способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать

карточки

с

описанием

последовательных

действий.

Аутичным

детям

наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в

коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры,

релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с

водой.

ВАЖНО: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз

для закрепления результата.

Проблемы обучения аутичных детей

Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом

для каждой семьи, воспитывающей ребенка с нарушением психического

развития. Пойдет ли ребенок в школу, удержится ли в ней, продолжится ли

коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его

социальной адаптации в будущем?

Для семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, такие вопросы часто.

Трудности контакта со взрослыми и, особенно, со сверстниками, адаптации к

новым условиям, произвольной организации внимания, усвоения социально

правильных форм поведения и, наоборот, обилие странных для всех реакций,

действий, дезорганизующих поведение других детей, часто ставят под вопрос

возможность пребывания такого ребенка в школе. Помочь такому ребенку,

действительно, трудно.

Рассмотрим, что чаще всего ждет аутичного ребенка в существующей

системе образования. Опыт экспериментальной работы показывает, что даже

в этих, самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение

ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы

коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту,

овладеть отдельными учебными приемами.

Известно, что с возрастом такой ребенок может спонтанно становиться

менее аутистически отгороженным, более направленным на социальную

жизнь. Таким образом, даже в том случае, если первые попытки начать

обучение были неудачными, их необходимо повторять спустя некоторое

время снова и снова.

Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в организации

социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Потеря

социального статуса "ученика" переживается им болезненно. Полученный

отрицательный опыт затрудняет будущие попытки социальной адаптации.

Возможны, однако, и случаи, когда аутичный ребенок продолжает

посещать школу и обучается в классе весь период начального или даже все

время обучения в школе. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что

включение его в жизнь школы чаще носит механистический характер. Он

может усвоить общие стереотипы правильного поведения и, научаясь не

мешать другим, существует рядом с ними, но в тоже время он не обращается

сам к другим людям, не принимает участия в реальной жизни класса.

Словом, без дополнительных педагогических усилий он не осваивает более

сложные, более гибкие формы отношений с другими людьми.

Аутичному ребенку жизненно необходимы социальные контакты с

другими людьми, с нормальными сверстниками. Но мы должны отметить,

что это не односторонняя нужда. Точно так же и "здоровые" дети для своего

нормального психического и социального развития нуждаются в контактах с

другими. Организация помощи ребенку с особыми нуждами позволяет

педагогу создать здоровую нравственную атмосферу жизни класса.

Остановимся на особенностях педагогического подхода к аутичному

ребенку.

Простанственно-временная организация аутичного ребенка в школе.

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в

пространстве

и

времени,

трудность

активного

диалога

с

миром,

невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой

непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по

организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании

устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы.

Растерянность, тревога ребенка уменьшатся, если он четко усвоит свое

основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах

школы, где он бывает. В некоторых случаях возможно использование схемы,

плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации

жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой

психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для

него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий,

возможность своевременного переключения и отдыха, спланировав для

такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма и прослушать

с помощью плейера музыкальный отрывок, а затем вернуться к общим

занятиям.

Необходимо учесть, что такого ребенка надо учить, как использовать

расписание. В результате такой работы может значительно улучшиться

самоорганизация, уменьшиться "поведенческие" проблемы.

Особенности организации процесса обучения аутичного ребенка.

С одной стороны, здесь, как и в работе с маленьким ребенком, с

дошкольником

очень

важно

максимально

использовать

возможность

непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в

необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения,

новая речевая форма, новое знание даются ребенку точно в тот самый

необходимый момент, когда он нуждается в нем. В этом случае ребенок чаще

получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может

переносить навык в другой контекст.

С

другой

стороны,

необходима

упорная

работа

по

развитию

возможности произвольной организации такого ребенка. Мы знаем, что вне

произвольной

организации

невозможно

нормальное

развитие

высших

психических функций человека. Вопрос, насколько мы научим аутичного

ребенка собственно учиться, является вопросом, насколько мы сможем

преодолеть искажение его психического развития. Для того чтобы аутичный

ребенок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения, она

должна быть максимально структурирована.

С

ребенком

помощью

расписания)

должна

быть

специально

проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если

необходимо,

составлена

наглядная

схема

организации

рабочего

пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность

подготовительных действий.

В

обучении

важно

дозировать

применение

прямой

вербальной

инструкции и максимально использовать опосредованную организацию

ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы,

наглядным

указанием

направления

движения,

включением

в задание

моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка —

завершение уже начатого действия, дополнение недостающей детали,

сортировка по образцу и т.п. Последовательность операций тоже должна

быть представлена ребенку наглядно.

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы

действия (предлагаемого ребенку по показу) большое значение в обучение

приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия:

взрослый начинает работать руками ребенка. Постепенно, с усвоением схемы

действия физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной

регуляции.

Таким образом, необходимо учитывать, что когда мы учим чему-нибудь

аутичного ребенка, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему

образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку

глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу

написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с

простейших счетных операций.

Остановимся

специально

на

неспособности

аутичного

ребенка

преодолевать трудности: при малейшем затруднении, неуверенности в

успехе

он

отказывается

от

работы.

Неудача

может

провоцировать

возникновение поведенческих проблем — углубление аутизма, проявление

негативизма, агрессии, самоагрессии. Мы предлагаем здесь следующий

педагогический прием: сначала педагог помогает ребенку выполнить новое

задание и создает у него впечатление успеха, убеждение, что это он уже

может делать. Лишь после этого начинается собственно работа обучения

новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что

ребенок уже может делать.

Чем мы должны заниматься с аутичным ребенком.

Как уже говорилось, аутичного ребенка надо учить практически всему.

Он должен научиться не только всему тому, чему учат в школе других детей,

но и многому другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием

узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смыслы

человеческой жизни, в социальную жизнь, усвоение роли "ученика",

стереотипа

школьного

поведения,

постепенное

развитие

возможности

произвольного взаимодействия с другими людьми.

Содержанием его может быть и обучение навыкам коммуникации и

бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем

мире, других людях. Чем больше он усваивает таких навыков, тем более

структурно разработанной, устойчивой становится его социальная роль,

разнообразными стереотипы школьного поведения.

Программы

обучения

аутичных

детей

должны

быть

индивидуализированы. Это связано как с индивидуальными трудностями, так

и с индивидуальными стереотипными интересами таких детей. Стереотипные

интересы часто связаны с избирательной одаренностью таких детей. Как уже

говорилось, она может проявляться в особой музыкальности, способности к

рисованию, счетным операциям, конструировании, возможности освоения

иностранных языков, накопления энциклопедических знаний в отдельных

областях.

Таким образом, программа обучения аутичного ребенка должна быть

разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных

интересов и способностей. Вместе с тем существуют общие трудности,

определяющие

общие

акценты

работы.

Так,

для

всех,

даже

для

высокоинтеллектуальных аутичных детей огромной проблемой является

освоение

навыков

бытового

самообслуживания.

Беспомощность

в

простейших бытовых ситуациях может провоцировать тяжелые нарушения

поведения: негативизм, агрессию, самоагрессию.

Работа по улучшению бытовой адаптации должна идти в тесном

взаимодействии с родителями. То, чему ребенок учится в школе, должно

переноситься домой, как и его домашние достижения должны использоваться

в школе. Это не происходит само собой, потому что аутичный ребенок, как

мы уже отмечали, ригидно связывает навык с местом и человеком, с которым

этот навык был отработан. Поэтому при возникновении трудностей для

облегчения переноса возможна временная работа с навыком родителей в

школе и педагога дома.

Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения,

письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации,

новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими

людьми. Как правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится этими

достижениями, переживает, если у него возникают трудности.

Для него очень важны учебные предметы, которые расширяют его

знания об окружающем мире и других людях. В начальной школе это чтение,

природоведение, история. Особенно важными нам представляются занятия

такого

ребенка

литературой,

сначала

детской,

потом

классической.

Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение

заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств,

логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности

внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это

способствует

улучшению

понимания

себя

и

других,

уменьшает

одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое,

развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации

такого ребенка, его эмоциональной стабилизации.

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую

активность ребенка и снять его патологическое напряжение. И то и другое

актуально. Известно, что такой ребенок в большинстве случаев испытывает

огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия:

нарушения тонуса, ритма, координации движений, распределения их в

пространстве. Ему необходима специальная индивидуальная программа

физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и

четко структурированной форме.

С возрастом все большую ценность для такого ребенка приобретают

занятия спортом. Именно здесь он получает возможность усложнить свое

понимание смысла происходящего, научиться понимать, что такое выигрыш

и проигрыш, адекватно переживать их, упорно стремиться к победе и не

падать духом при поражении, научиться взаимодействовать с другими

детьми, чувствовать себя членом команды.

Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте тоже могут сделать

очень много для адаптации такого ребенка в школе. Прежде всего именно на

этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что

он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный

результат. Это очень важно для него.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники