Автор: Елена Владимировна Березуцкая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №445
Населённый пункт: Новосибирск г
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование сказочного сюжета
Раздел: дошкольное образование
Моделирование сказочного сюжета
Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать,
творить, опираясь на них. Здесь может помочь моделирование сказочного сюжета. Опорное
моделирование - довольно распространённый приём. Модели помогают не только наглядно
представить, какой либо объект, но видоизменить его, экспериментировать с ним
Вариант №1 «Символизация»
Рассказывая детям сказку, сопровождайте повествование условными картинками – символами.
Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы – зверюшки.
Вместо букв могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или
иной персонаж, или любые другие условные символы.
В дальнейшем дети могут самостоятельно рассказывать сказки по опорным моделям и составлять
схемы – модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать новые сказки (добавлять
героев, менять сюжет и т. д.).
Вариант №2 «карты Проппа»
Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, выделил двадцать основных их функций,
именно они используются в работе с детьми при составлении сказок. Каждая функция
перекликается с собственным миром ребёнка. Например ,услышав слово «запрет», он тот час
ассоциирует его со своим личным опытом, запретами, с которыми ему приходилось встречаться в
жизни. Но в запрете есть и положительная сторона – знакомство с правилами: так – можно, так –
нельзя. То есть, каждая из представленных в сказке функций помогает ребёнку разобраться в
самом себе и в окружающем его мире. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
1.
Наглядность и красочность их использование позволяют ребёнку удерживать в памяти
гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать её при
сочинении сказок.
2.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет
ребёнку абстрагироваться от конкретной ситуации, а следовательно у него лучше
развивается логическое мышление.
3.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, творческого воображения,
активизирует связную речь, учат общаться со сверстниками.
4.
Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником умственной
деятельности.
5.
Карты Проппа помогают в сенсорном развитии детей, ребёнок выступает не только в роли
пассивного слушателя, а является создателем своего собственного литературного
произведения.
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа,
следует поиграть с детьми в так называемые «подготовительные игры», в процессе
которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляются происходящие в сказках различные
чудеса (волшебные слова, предметы и т. д.).
Кто на свете злее всех. Выявляются злые и коварные сказочные герои, их внешний
облик, характер, образ жизни. Анализируется, может ли, существовать сказка без таких
героев, какова их роль в развитии сюжета; для кого-то эти герои являются злыми, для кого-
то нет (баба Яга для Кощея очень даже добрая). Таким же образом анализируют и
положительных героев.
Заветные слова. В процессе этой игры осуществляется попытка вычленить самые
действенные, значимые слова в сказках (волшебные слова, сказочные приговоры,
рассуждение либо раскаяние героя…).
Что в дороге пригодится. Анализируются волшебные сказочные предметы
помогающие героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию (аленький
цветочек, меч – кладенец и т. д.) придумываются новые предметы- помощники.
волшебным может стать любой предмет, если он начнет выполнять несвойственные
ему функции (телефон – это дом для сказочного героя и т. д. )
Волшебные имена. Анализируются смысл и значения имён сказочных персонажей их
роль в сюжете сказки. Как имена влияют на характер персонажей, в чём это
отражается.
Что общего. Здесь предполагается сравнительный анализ различных сказочных
сюжетов, чем похожи и чем отличаются ( «Теремок»-«Рукавичка», «Морозко» -
«Госпожа Метелица» ).
Хороший-плохой. Осуществляется попытка выявить позитивные и негативные черты
характеров героев. Например, за что можно похвалить Кикимору, и что хорошего в
том, что Змей-Горыныч имеет три головы.
Чепуха. Дети придумывают предложения, которые содержат прямо противоположные
функции. Цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например,
функция запрет – нарушение запрета. Воспитатель вместе с детьми выясняет, что
такое запрет, кому он адресуется, почему, какие могут быть последствия.
Предложения, придуманные детьми, могут быть самыми разными, взятыми из разных
сказок, главное, чтобы они соответствовали сути: (в одном королевстве запретили
расчесываться) (не послушались крокодила и стали в небе летать).
Знакомство с картами должно происходить постепенно и подчиняться ряду требований.
1.
Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть
выполнены в сюжетной манере и красочно.
В дальнейшем, пользуются картами со схематичным изображением каждой
функции. Изготавливая, такие карты нужно выбирать такие символы, которые
были бы понятны детям.
2.
Воспроизведение знакомой сказки, разделение на смысловые части и
соотнесение с определённой функцией. Прочитав и разделив сказку на
смысловые части, нужно обсудить каждую из них с детьми, дать ей название,
которое впоследствии можно зашифровать в одну из функций. Всё это позволит
детям понять, сказка состоит из элементов, которые могут изменяться в
зависимости от желания автора, и что автором может быть сам ребёнок.
3.
Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках. Читая
детям новую, незнакомую сказку, нужно использовать не более 3-5 карт – функций.
4.
Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомых, затем
новых сказок.
5.
Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт,
последовательно производят развитие сказочного сюжета.
6.
Сочинения сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и
использовать ограниченный набор карт. Постепенно, добавляется по 3-4 карты.
7.
Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребёнок получает
(изготавливает) собственный комплект карт и придумывает новое произведение
или изменяет знакомое. Сначала можно предлагать детям готовое название
сказки, оговорить с ними место действия и количество персонажей. Сказка может
начинаться с любой по счёту карты. Изменение сказки за счёт ограничения или
увеличения используемых функций открывает творческий потенциал каждого
ребёнка
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только
кладезь народной мудрости. Но и неисчерпаемый источник развитие эмоциональной
сферы и творческого потенциала каждого ребёнка.
Использование карт Проппа способствуют умению ясно, понятно, красиво говорить и это
развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказку.