Напоминание

Методическое обеспечение воспитательного процесса, направленное на совершенствование профориентационной работы.


Автор: Корчкова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ Гонжинская СОШ
Населённый пункт: село Гонжа, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическое обеспечение воспитательного процесса, направленное на совершенствование профориентационной работы.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

Гонжинская средняя общеобразовательная школа

Конкурс методических разработок профориентационной направленности

«Лучшая методическая разработка-2022»

Номинация:

Методическое обеспечение воспитательного процесса,

направленное на совершенствование профориентационной работы.

Тема работы:

«

Знакомство с профессиями и отраслями

«

»

экономики по направлению Комфортной среда

Автор:

Корчкова Татьяна

Анатольевна учитель

технологии,

педагог-психолог

МОБУ Гонжинская СОШ

Гонжа

2022-23 учебный год

Содержание:

1.

Пояснительная записка

Актуальность темы ------------------------------------------------- 3-4

2.

Основная часть ------------------------------------------------------ 4-9

I.

Введение.

II.

Основное содержание

III.

Рефлексия.

3.

Заключение--------------------------------------------------------- 10

4.

Литература---------------------------------------------------------- 11

2

1.

Пояснительная записка

Актуальность

В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны

отражать формирование представлений о мире профессий, связанных с

изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Примерная

программа

основного

общего

образования

рассматривает

в

качестве

планируемых

результатов

освоения

учебных

и

междисциплинарных

программ в области профессиональной ориентации «…построение вариантов

личного профессионального плана и путей получения профессионального

образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с

содержанием

и

условиями

труда

по

массовым

профессиям

и

их

востребованностью на рынке труда;… планирование профессиональной

карьеры; …рациональный выбор пути продолжения образования или

трудоустройства; … ориентация в информации по трудоустройству и

продолжению образования; … оценка своих возможностей и возможностей

своей семьи для предпринимательской деятельности».

Практическая

значимость

методической

разработки

состоит

в

возможности использования представленного материала для работы с

учащимися в рамках профориентационной работы. Материал будет полезен

тем, кто заинтересован в поисках новых подходов в этом направлении.

Методическая разработка данного занятия

адресована педагогическим

работникам, классным руководителям, а также может быть полезна другим

3

специалистам,

занимающимся

профориентационной

работой

в

общеобразовательных учреждениях: учителям предпрофильной подготовки и

ответственным за профориентационную работу в ОУ, а также, заместителям

директоров по воспитательной работе, педагогам-психологам. Традиционные

формы профориентационной работы с современными школьниками не всегда

эффективны и привлекательны. Что же можно им предложить? Новая форма

должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы

соревнования,

возможность

творчески

проявить

себя,

работать

индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно

разнообразной и целостной.

Ожидаемые результаты:

В результате данного занятия важно:

повышение уровня знаний обучающихся об отраслях производства.

повышение уровня осведомленности обучающихся о мире профессий,

востребованных на рынке, согласно отраслевому перечню.

формирование понимания у обучающихся о том, на что необходимо

обращать внимание при выборе профессии и построения образовательной и

карьерной траектории;

Цель :

Формирование компетенций школьника, необходимых для решения

практико-ориентированных задач, связанных с личностным

самоопределением и социализацией.

Задачи:

🗸

получение опыта

практической

деятельности

учащихся

для осознанного профессионального самоопределения;

🗸

формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям

профессиональной среды;

Участники: учащиеся 9-11 класса (группа от 10 до 15 человек).

Продолжительность: 45 минут

Приемы и методы работы:

метод эмоционального стимулирования;

метод развития социальной перцепции (развитие умения

воспринимать, понимать, оценивать самих себя, других людей);

моделирование и анализ проблемных ситуаций;

4

метод кооперативного обучения (работа в микрогруппах, в парах, в

процессе которой учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу);

создание ситуации успеха;

рефлексия.

подготовительная работа: Просмотр видеофильмов, чтение литературы,

анкетирование, подбор стихотворений, экскурсии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональные

компьютеры с доступом в Интернет (для каждого ученика)

Материалы: видеоролик , презентация, притча.

1.

Основная часть

План занятия предусматривает 3 основные части:

I. Вступительное слово учителя (притча о профессии)

II. Основное содержание

- просмотр видеоролика

- мини-игра с использованием интернет ресурса «Атлас профессий»

-работа с ситуациями (проективная игра)

-решение тематического кейса

III. Рефлексия.

Ход занятия

«Я интересуюсь своим

будущим,

потому что собираюсь провести в нем всю

свою жизнь»

Чарльз Кеттерлинг

Структура и

примерный тайминг

Содержание этапов занятия

Введение Добрый день, ребята! У нас сегодня очень интересное и

познавательное занятие, которое посвящено важной теме для каждого из вас

и не только.

Вступительное слово

учителя (чтение

притчи) 1 мин.

ПРИТЧА О ВЫБОРЕ ПУТИ.

Учитель: В поисках ответа на вопрос, как жить,

куда податься, чем заниматься, юноша обратился к

одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне

5

жить? Плыть ли против течения, борясь и

побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке

мира?" "Суть заключается в том, чтобы плыть не по

течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В

этом мудрость и разум твой должен быть твоим

рулем, а душа – парусом".

Обратная связь

3 мин.

Учитель: Как вы поняли слова старца?

Ответы учащихся. (3-4 мнения)

Учитель: Мир профессий обширен и многообразен,

человек имеет представление только о малой его

части. Кроме того, даже те виды деятельности,

которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не

всегда соответствуют нашим представлениям.

Поэтому прежде чем определиться в выборе

профессии, надо постараться познакомиться со

многими из них.

Основное содержание. Общее время 35 мин.

Просмотр видеоролика

2 мин.

Учитель: Для начала предлагаю вам посмотреть

видеофрагмент.

Запустить фрагмент «Знакомство с комфортной

средой

Обсуждение 5 мин.

Учитель: «Что нового вы узнали из видео?»

Ответы учащихся

Учитель:

Человеку

необходимо,

чтобы

пространство вокруг него было комфортным –

чтобы

близко

была

вся

необходимая

инфраструктура, чтобы были удобные и надежные

дома, чтобы в них было светло и тепло, чтобы

можно было легко добраться из точки А в точку Б,

да и, в конце концов, чтобы было красиво вокруг!

Кто делает так, чтобы наша жизнь была удобной и

приятной?

6

Ответы учащихся.

Учитель: Какие отрасли Экономики составляют

«Комфортную среду»?

Ответы учащихся: (строительство и архитектура,

энергетика, жкх и благоустройство, транспорт)

Мини –игра

«Профессии

настоящего и будущего

направления

«Комфортная среда»

(Выход по ссылке на

«Атлас профессий»

5 мин.

Учитель: Правила игры

Ссылка на «Атлас профессий»

1.

Используя

«Атлас

профессий»

записать

несколько

настоящих профессий данной

среды по отраслям и дать им характеристики

согласно компетенциям

2.

Используя

«Атлас

профессий»

записать

несколько

профессий

будущего

данной

среды по отраслям дать им характеристики

согласно компетенциям.

Мультимедийная

презентация с

решением кейса

«Транспорт»

10 мин.

Учитель: мир транспорта — это одна из самых

развивающихся и нужных отраслей комфортной

среды. С некоторыми специалистами вы, наверняка,

уже сталкивались в жизни. Но знаете ли вы, какой

главной задаче подчиняется вся их работа? На

экране будут поочередно появляться профессии из

транспортной сферы. Ваша задача — выбрать одну

из пяти задач, к которой эта профессия относится.

Обратная связь

Обсуждение хода решения кейсов:

(в чем заключалась трудность, что было интересно

узнать)

Физкульминутка 2 мин.

(физическая разрядка)

Упражнение "Выбор"

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую –

при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ

ЗНАЮ»

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют

сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют

7

родители.

-

Я

прислушаюсь

к

мнению

родителей

и

сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет

высокий престиж в обществе.

-

Я

выберу

такую

профессию,

которая

соответствует моим интересам и способностям.

Работа с ситуациями

Для работы класс

делится на группы,

каждая из которых

после обсуждения

предлагает свой анализ

ситуации и путь

решения проблемы.

10 мин. (5мин.

подготовка, 5 мин.

защита )

Ситуация №1

Алексей

А. закончил 9 класс. Результаты его

обучения :Математика 4, русский язык — 3,

литература — 4,физика — 3, химия – 3, физическая

культура — 5, технология — 5. По физической

культуре — 5, но выдающихся результатов он не

показывал. Дополнительных секций и кружков не

посещал.

Задание 1. Какую образовательную траекторию вы

можете посоветовать Ивану: продолжать обучение

в школе, в профессиональной образовательной

организации или найти работу? Для ответа на

вопрос подготовьте аргументы «за» и «против».

Задание 2. Составьте для Ивана план дальнейших

действий,

которые

помогут

ему

выбрать

профессию.

Ситуация №2

Екатерина К., 16 лет, отлично учится в школе,

занимается в художественной школе и обладает

ярко выраженными творческими способностями.

По

характеру

спокойная,

необщительная,

замкнутая, у неё не много подруг. Мечтает стать

дизайнером,

однако

родители

настаивают

на

выборе

«более

престижной»,

на

их

взгляд,

профессии: врача или юриста.

Задание 1. Согласны ли вы с мнением родителей

Лизы? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2. Подготовьтесь к беседе с родителями от

лица Лизы. Составьте речь в защиту своего выбора.

Рефлексия 3 мин.

Упражнение «Я хочу тебе пожелать…»

8

Учитель: Выбирайте будущую профессию с умом и

любовью к себе, тогда и рабочее время будет

проходить интересно и с пользой

Ответы и пожелания учащихся друг другу.

3.

Заключение

Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке

труда, знания основных отраслей производства, отсутствия практического

опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные»

специальности

молодые

люди неподготовлены к такому выбору. Освоив

определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику

необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут

реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере

потому что, еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний,

умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в

самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со

сверстниками. Именно эта деятельность создает запрос на самопознание, – в

том числе и на самопознание в профессиональной сфере.

Итак, структура профориентационных занятий обусловлена потребностью

подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо

отразить в процессе проектирования профориентационного занятия.

Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства

с миром труда на конкретные варианты выборов.

9

4.

Литература :

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990

2. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, МГУ,

Центр «Детство», 1993.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения,

опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2006.

4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг

готовности к экзаменам (9-11 классы): Практичное руководство для классных

руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006.

5. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. –

М., Педагогика, 1983. с.

10



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники