Автор: Корчкова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ Гонжинская СОШ
Населённый пункт: село Гонжа, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическое обеспечение воспитательного процесса, направленное на совершенствование профориентационной работы.
Раздел: среднее образование
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Гонжинская средняя общеобразовательная школа
Конкурс методических разработок профориентационной направленности
«Лучшая методическая разработка-2022»
Номинация:
Методическое обеспечение воспитательного процесса,
направленное на совершенствование профориентационной работы.
Тема работы:
«
Знакомство с профессиями и отраслями
«
»
экономики по направлению Комфортной среда
Автор:
Корчкова Татьяна
Анатольевна учитель
технологии,
педагог-психолог
МОБУ Гонжинская СОШ
Гонжа
2022-23 учебный год
Содержание:
1.
Пояснительная записка
Актуальность темы ------------------------------------------------- 3-4
2.
Основная часть ------------------------------------------------------ 4-9
I.
Введение.
II.
Основное содержание
III.
Рефлексия.
3.
Заключение--------------------------------------------------------- 10
4.
Литература---------------------------------------------------------- 11
2
1.
Пояснительная записка
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны
отражать формирование представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Примерная
программа
основного
общего
образования
рассматривает
в
качестве
планируемых
результатов
освоения
учебных
и
междисциплинарных
программ в области профессиональной ориентации «…построение вариантов
личного профессионального плана и путей получения профессионального
образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с
содержанием
и
условиями
труда
по
массовым
профессиям
и
их
востребованностью на рынке труда;… планирование профессиональной
карьеры; …рациональный выбор пути продолжения образования или
трудоустройства; … ориентация в информации по трудоустройству и
продолжению образования; … оценка своих возможностей и возможностей
своей семьи для предпринимательской деятельности».
Практическая
значимость
методической
разработки
состоит
в
возможности использования представленного материала для работы с
учащимися в рамках профориентационной работы. Материал будет полезен
тем, кто заинтересован в поисках новых подходов в этом направлении.
Методическая разработка данного занятия
адресована педагогическим
работникам, классным руководителям, а также может быть полезна другим
3
специалистам,
занимающимся
профориентационной
работой
в
общеобразовательных учреждениях: учителям предпрофильной подготовки и
ответственным за профориентационную работу в ОУ, а также, заместителям
директоров по воспитательной работе, педагогам-психологам. Традиционные
формы профориентационной работы с современными школьниками не всегда
эффективны и привлекательны. Что же можно им предложить? Новая форма
должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы
соревнования,
возможность
творчески
проявить
себя,
работать
индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно
разнообразной и целостной.
Ожидаемые результаты:
В результате данного занятия важно:
повышение уровня знаний обучающихся об отраслях производства.
повышение уровня осведомленности обучающихся о мире профессий,
востребованных на рынке, согласно отраслевому перечню.
формирование понимания у обучающихся о том, на что необходимо
обращать внимание при выборе профессии и построения образовательной и
карьерной траектории;
Цель :
Формирование компетенций школьника, необходимых для решения
практико-ориентированных задач, связанных с личностным
самоопределением и социализацией.
Задачи:
🗸
получение опыта
практической
деятельности
учащихся
для осознанного профессионального самоопределения;
🗸
формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям
профессиональной среды;
Участники: учащиеся 9-11 класса (группа от 10 до 15 человек).
Продолжительность: 45 минут
Приемы и методы работы:
метод эмоционального стимулирования;
метод развития социальной перцепции (развитие умения
воспринимать, понимать, оценивать самих себя, других людей);
моделирование и анализ проблемных ситуаций;
4
метод кооперативного обучения (работа в микрогруппах, в парах, в
процессе которой учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу);
создание ситуации успеха;
рефлексия.
подготовительная работа: Просмотр видеофильмов, чтение литературы,
анкетирование, подбор стихотворений, экскурсии.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональные
компьютеры с доступом в Интернет (для каждого ученика)
Материалы: видеоролик , презентация, притча.
1.
Основная часть
План занятия предусматривает 3 основные части:
I. Вступительное слово учителя (притча о профессии)
II. Основное содержание
- просмотр видеоролика
- мини-игра с использованием интернет ресурса «Атлас профессий»
-работа с ситуациями (проективная игра)
-решение тематического кейса
III. Рефлексия.
Ход занятия
«Я интересуюсь своим
будущим,
потому что собираюсь провести в нем всю
свою жизнь»
Чарльз Кеттерлинг
Структура и
примерный тайминг
Содержание этапов занятия
Введение Добрый день, ребята! У нас сегодня очень интересное и
познавательное занятие, которое посвящено важной теме для каждого из вас
и не только.
Вступительное слово
учителя (чтение
притчи) 1 мин.
ПРИТЧА О ВЫБОРЕ ПУТИ.
Учитель: В поисках ответа на вопрос, как жить,
куда податься, чем заниматься, юноша обратился к
одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне
5
жить? Плыть ли против течения, борясь и
побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке
мира?" "Суть заключается в том, чтобы плыть не по
течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В
этом мудрость и разум твой должен быть твоим
рулем, а душа – парусом".
Обратная связь
3 мин.
Учитель: Как вы поняли слова старца?
Ответы учащихся. (3-4 мнения)
Учитель: Мир профессий обширен и многообразен,
человек имеет представление только о малой его
части. Кроме того, даже те виды деятельности,
которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не
всегда соответствуют нашим представлениям.
Поэтому прежде чем определиться в выборе
профессии, надо постараться познакомиться со
многими из них.
Основное содержание. Общее время 35 мин.
Просмотр видеоролика
2 мин.
Учитель: Для начала предлагаю вам посмотреть
видеофрагмент.
Запустить фрагмент «Знакомство с комфортной
средой
Обсуждение 5 мин.
Учитель: «Что нового вы узнали из видео?»
Ответы учащихся
Учитель:
Человеку
необходимо,
чтобы
пространство вокруг него было комфортным –
чтобы
близко
была
вся
необходимая
инфраструктура, чтобы были удобные и надежные
дома, чтобы в них было светло и тепло, чтобы
можно было легко добраться из точки А в точку Б,
да и, в конце концов, чтобы было красиво вокруг!
Кто делает так, чтобы наша жизнь была удобной и
приятной?
6
Ответы учащихся.
Учитель: Какие отрасли Экономики составляют
«Комфортную среду»?
Ответы учащихся: (строительство и архитектура,
энергетика, жкх и благоустройство, транспорт)
Мини –игра
«Профессии
настоящего и будущего
направления
«Комфортная среда»
(Выход по ссылке на
«Атлас профессий»
5 мин.
Учитель: Правила игры
Ссылка на «Атлас профессий»
1.
Используя
«Атлас
профессий»
записать
несколько
настоящих профессий данной
среды по отраслям и дать им характеристики
согласно компетенциям
2.
Используя
«Атлас
профессий»
записать
несколько
профессий
будущего
данной
среды по отраслям дать им характеристики
согласно компетенциям.
Мультимедийная
презентация с
решением кейса
«Транспорт»
10 мин.
Учитель: мир транспорта — это одна из самых
развивающихся и нужных отраслей комфортной
среды. С некоторыми специалистами вы, наверняка,
уже сталкивались в жизни. Но знаете ли вы, какой
главной задаче подчиняется вся их работа? На
экране будут поочередно появляться профессии из
транспортной сферы. Ваша задача — выбрать одну
из пяти задач, к которой эта профессия относится.
Обратная связь
Обсуждение хода решения кейсов:
(в чем заключалась трудность, что было интересно
узнать)
Физкульминутка 2 мин.
(физическая разрядка)
Упражнение "Выбор"
Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую –
при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ
ЗНАЮ»
- Я уже выбрал себе профессию.
- Я точно знаю - кем буду.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют
сверстники.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют
7
родители.
-
Я
прислушаюсь
к
мнению
родителей
и
сверстников, но выберу сам.
- Я выберу такую профессию, которая имеет
высокий престиж в обществе.
-
Я
выберу
такую
профессию,
которая
соответствует моим интересам и способностям.
Работа с ситуациями
Для работы класс
делится на группы,
каждая из которых
после обсуждения
предлагает свой анализ
ситуации и путь
решения проблемы.
10 мин. (5мин.
подготовка, 5 мин.
защита )
Ситуация №1
Алексей
А. закончил 9 класс. Результаты его
обучения :Математика 4, русский язык — 3,
литература — 4,физика — 3, химия – 3, физическая
культура — 5, технология — 5. По физической
культуре — 5, но выдающихся результатов он не
показывал. Дополнительных секций и кружков не
посещал.
Задание 1. Какую образовательную траекторию вы
можете посоветовать Ивану: продолжать обучение
в школе, в профессиональной образовательной
организации или найти работу? Для ответа на
вопрос подготовьте аргументы «за» и «против».
Задание 2. Составьте для Ивана план дальнейших
действий,
которые
помогут
ему
выбрать
профессию.
Ситуация №2
Екатерина К., 16 лет, отлично учится в школе,
занимается в художественной школе и обладает
ярко выраженными творческими способностями.
По
характеру
спокойная,
необщительная,
замкнутая, у неё не много подруг. Мечтает стать
дизайнером,
однако
родители
настаивают
на
выборе
«более
престижной»,
на
их
взгляд,
профессии: врача или юриста.
Задание 1. Согласны ли вы с мнением родителей
Лизы? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2. Подготовьтесь к беседе с родителями от
лица Лизы. Составьте речь в защиту своего выбора.
Рефлексия 3 мин.
Упражнение «Я хочу тебе пожелать…»
8
Учитель: Выбирайте будущую профессию с умом и
любовью к себе, тогда и рабочее время будет
проходить интересно и с пользой
Ответы и пожелания учащихся друг другу.
3.
Заключение
Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке
труда, знания основных отраслей производства, отсутствия практического
опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные»
специальности
молодые
люди неподготовлены к такому выбору. Освоив
определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику
необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут
реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере
потому что, еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний,
умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в
самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со
сверстниками. Именно эта деятельность создает запрос на самопознание, – в
том числе и на самопознание в профессиональной сфере.
Итак, структура профориентационных занятий обусловлена потребностью
подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо
отразить в процессе проектирования профориентационного занятия.
Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства
с миром труда на конкретные варианты выборов.
9
4.
Литература :
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990
2. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, МГУ,
Центр «Детство», 1993.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения,
опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2006.
4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
готовности к экзаменам (9-11 классы): Практичное руководство для классных
руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006.
5. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. –
М., Педагогика, 1983. с.
10