Напоминание

Зимнее путешествие


Автор: Овчаренко Елена Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Ясли - сад комбинированного типа № 403 г. Донецка»
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: Конспект ООД по развитию речи (старшая группа)
Тема: Зимнее путешествие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли – сад комбинированного типа № 403 г. Донецка»

КОНСПЕКТ ООД

по развитию речи

«Зимнее путешествие»

(старшая группа)

Воспитатель:

Овчаренко Е. П.

Цель:

закрепить

знания

о

художественных

средствах

выразительности – эпитетах, олицетворениях, метафорах.

- обобщить знания об известных сказках;

- закрепить знания о временах года, живом – неживом в

окружающем мире;

- учить выделять пейзаж, натюрморт, портрет из предложенных;

- упражнять детей в правильных высказываниях (монологическая

речь), ориентировки в пространстве;

- учить вслушиваться в поэтическую речь;

- познакомить с однокоренными словами;

- способствовать закреплению навыков расслабления благодаря

физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, музыке и живописи;

- прививать эстетический вкус, любовь к чтению, природе;

- воспитывать дружбу, доброту.

Оборудование:

репродукции

картин,

иллюстрации

сказок,

шапочки зверей, музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на прогулку! И

вспомним известное стихотворение об этом.

Дети: Прогулка в зимний лес (с движениями по группе, где выставлены

различные картины с пейзажами, натюрмортами).

Мы пришли в зимний лес.

Столько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири.

Как красивые они!

В лесу красота и покой

А нам пора уже домой!

Воспитатель:

а вы запомнили сколько мы сделали движение? Давайте

назовём эти слова…

(Дети называют глаголы –пришли, стоит, глядит, кружатся, ложатся,

проскакал и др.)

Воспитатель: Красота вокруг, правда? (ответы детей)

А не подскажите мне, как называются картины, на которых изображена

природа? Давайте подойдём поближе, рассмотрим их. (Ответы детей –

пейзаж). Предлагаю прочесть по цепочке стихотворения «Пейзаж».

Дети: Если видишь на картине нарисована река,

или ель и белый иней,

или яблони и облака.

Или снежная равнина,

или поле и шалаш,

Обязательно картина

называется «пейзаж»!

Воспитатель: Ребята, внимательно всмотритесь в репродукции на нашей

выставке. Выберите, пожалуйста, все пейзажи. (ребята выбирают)

А какие остались? Что на них изображено? (Портрет А. С Пушкина,

Т. Г. Шевченко, натюрморты)

Дети: рассказывают об особенностях этих видов изображения.

Д/игра «Какое время года?» (Группы детей выделяют пейзажи: 1) зимние,

2) осенние, 3) летние, 4) весенние).

Воспитатель: Вот ещё послушайте такие «словесные» пейзажи.

Зима рассыпала холодные снега,

И зашумела за окошком вьюга.

Под белым снегом скрылись пышные луга,

Их замела метелица – подруга.

Уснул спокойным сном продрогший лес,

Молчат деревья, и притихло поле,

И скопо светит солнышко с небес,

Оно грустит о светлой летней доле.

Воспитатель: обратите внимание снова на слова – действие (дети выделяют

их). Можно сказать, что рассказывается о живых существах? (Дети – да:

«рассыпала зима», «замела», «уснул лес», «молчат деревья» и др.)

Воспитатель:

В стихотворениях часто, как и в сказках, все неживые

предметы оживают, действуют, сравнивают с человеком. Это такой прием,

чтобы получалось красиво, выразительно.

Д/игра «Живое – неживое» (зелёные карточки у детей – живое, жёлтые –

неживое). Ребята называют, другие – отгадывают.

Воспитатель: Дети, а как ещё мы называем эти предметы и существа?

Почему? (Дети: одушевлённые – неодушевлённые)

От какого слова? (Дети: от слово «душа»)

Воспитатель: И ещё строки с такими же словами – действиями.

Ночной лес.

Лес ночной

Был полон звуков.

Кто-то выл,

А кто – мяукал.

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

захлопал,

Кто-то ухал

И кричал,

И глазищами

Вращал. Ну, а кто-то

Тихо– тихо

Тонким голосом

Молчал!

С. Пшеничных

Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова – действия?

Ответы детей (сове, коту, зайцу…)

Воспитатель: А какое дерево больше всего мы любим зимой? А почему?

Дети: Ёлку, сосну, потому что украшаем на Новый год.

Воспитатель: Послушайте эти строки.

- У ёлочки колючие иголки.

Цвет хвои у неё темно – зелёный.

Трусливый зайка смотрит из -под ёлки,

Под неё он прячется зимой студеной.

- На улице сильный мороз

И ясное, звёздное небо.

Нам зиму волшебник при нёс,

Хотя никогда он здесь не был.

- Холодные и нежные снежинки

Укрыли землю мягкими сугробами.

Они легки, как мелкие пушинки,

И кажутся такими недотрогами.

- Трескучие морозы усыпили

Мохнатую задумчивую ель.

Колючие иголочки застыли,

И замела их белая метель.

- Легли кругом волнистые сугробы,

Не слышно больше звуков вдалеке,

Лишь рыженькая белка – недотрога

Красуется на черненьком сучке.

Воспитатель: Какие вы встретили здесь слова, к которым можно поставить

вопрос какой? какие? какая? какое?

Ответы детей (колючие, темно – зелёный, трусливый, студеной, сильный…)

Воспитатель: Вы помните, кто в лесу молчал? (Заяц) А почему? Как ему

живётся зимой?

(Дети отвечают: заяц мерзнет, нет у него корма, ест кору деревьев…)

Физкультминутка «Зайке холодно…»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись!

Лапки ставим на бочок

И вприскочку скок да скок!

И вприсядку ладком

Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?» (д/игра)

Дети: Белка живёт в дупле. Заяц в норке. Лисичка зимой живёт в норе.

Медведь в берлоге. Ёжик в норке живёт.

Воспитатель: Холодно зимой в таких домах? Почему? (Ответы детей).

- Изо льда строит дом ледяной,

а из снега, конечно, снежный.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

Воспитатель: Викторина «У кого какой дом?»

- Назовите русскую народную сказку об общем домике для зверей, который

был предметом одежды? («Рукавичка»)

- В каком стихотворении домик вырос? («Под грибом»)

- В какой сказке героиня жила в лесу, и даже лютая стужа не смогла

заморозить бодрую девочку? («Морозко»)

- Назовите сказку, в которой герои построили три разных домика, но

спастись от волка смогли только в одном. («Три поросёнка»)

- А в какой сказке медведь оказал «медвежью услугу» и оставил всех зверей

без домика? («Теремок»)

- Вспомните сказку, в которой строили дом бык, свинья, петух. («Зимовье

зверей»).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Слова – братья» (однокоренные

слова)

- Люди строят для жилья дома,

Домики и мелкие домишки.

Дел домашних там бывает тьма,

Домоводству я учусь по книжке.

- Зиму зимушкой часто зовут,

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

- Река покрылось крепким льдом,

Под покровом ледяным.

Заледенело все кругом,

Мы на ледок глядим.

Дети: называют слова с одинаковой частью.

Воспитатель:

Ребята, а мы знаем с вами историю о домике, которую

расскажем с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Стоит в поле Теремок. (Ладони вместе)

Он не низок, не высок. (Вниз – вверх поднимаем)

На двери висит замок. (Ладони в замок)

Открывает его волк –

Дерг – дерг, дерг – дерг (В разные стороны поворачивают)

Пришел Петя – петушок

И ключом открыл замок. (Пальчики в середину, раскрывая ладони)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. А ещё мы побывали

в замечательной стране под названием «Русский язык». Как он красив,

интересен, могуч! Вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: А вечером мы с вами нарисуем различные дома, которые вы

придумаете для себя, друзей, родных, птиц, зверей или для любимых

сказочных героев.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники