Напоминание

«Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению»


Автор: Грищенко Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: Статья
Тема: «Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному

обучению»

Грищенко Надежда Васильевна

Воспитатель группы комбинированного вида

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Магадан

В дошкольном возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана,

но прежде всего внутренних характеристик, дающих возможность понять не только

родителям, но и обществу свою исключительность. Следом за дошкольным периодом

следует новая ступень развития ребенка - школа. И именно готовность ребенка к школе

выступает одним из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного

детства.

Проблема подготовки детей к школе является одной из наиболее важных в сфере

образования на сегодняшний момент времени. Поскольку, именно школьное образование

закладывает потенциальные возможности развития из ребенка полноценной личности,

оказывает непосредственное влияние на процессы социально-культурной адаптации и

самореализацию

человека

в

будущем,

возрастает

необходимость

качественной

психологической и образовательной подготовки детей к школе. Ведь именно от того,

насколько ребенок готов к образовательным процессам в школе, насколько он будет

способен адаптироваться в новой среде, зависит не только его дальнейшая успеваемость по

предметам, но социальная адаптация в обществе в том числе. Именно в готовности к школе

получают свое воплощение важные новообразования и достижения, создающие ребенку

благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного

образа жизни.

Система образования в России, да и во всем мире в целом, постоянно реформируется,

совершенствуется и усложняется.

Меняются образовательные стандарты, в школах

внедряются новые методики и техники преподавания, меняются подходы к изучению нового

материала. Все это оказывает непосредственное влияние на осознание сущности феномена

«готовность к школе» и приводит к выработке подходов к его дальнейшему изучению. В

связи с чем в настоящее время интерес к данной проблеме среди современных

отечественных и зарубежных исследователей не иссякает. Кроме того, актуальность данной

проблематики

для

нашей

страны

в

настоящий

период

времени

обуславливается

непосредственно

порядком

осуществления

школами

допуска

детей

к

начальному

образованию. Как справедливо замечает в своей работе Н. И. Гуткина: «…в нормативных

документах по приему детей в первый класс говорится, что в школе могут начинать учиться

дети, которым на 1 сентября

ИСПОЛНИЛОСЬ

6 лет 6 месяцев. Теоретически это означает, что в

один класс попадают ребята от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев, а на практике получается,

что в одном первом классе встречаются ученики от 6 до 8 лет. И здесь в полный рост встает

проблема психологической готовности к школе.» [Гуткина 2004: 12].

Понятие

«школьная

зрелость»

по

своей

сути

является

синонимом

понятия

«готовность к школьному обучению». И имеет

психолого-педагогическую природу.

Означает оно соответствие уровня физического, психологического и социального развития

ребенка современным педагогическим требованиям. Под школьной зрелостью, как правило,

в психологии понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда

он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Школьную

зрелость

традиционно

определяют

тремя

взаимосвязанными

компонентами:

- физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие

нормативным требованиям);

- специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма,

счета);

- психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого

уровня

психического

развития,

а

также,

необходимый

и

достаточный

уровень

сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней

позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и

т.д.).

Кроме того, в современной детской психологии используется и другой принцип

классификации основных аспектов школьной зрелости. Так, по мнению ряда авторов, в

качестве

основных

аспектов

школьной

зрелости

следует

выделять

такие

как:

интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная

зрелость

-

это

способность

концентрировать

внимание,

способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это

дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение

воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной

координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь

ребенка.

Можно сказать,

что интеллектуальная зрелость отражает функциональное

созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость

- умение регулировать свое поведение, возможность

достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость выражается в потребности ребенка в общении со сверстниками и

умении общаться, а также способности исполнять роль ученика.

Всё вышеперечисленное является психологической готовностью к обучению в

условиях школы. Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет

фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки

в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут

рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не

может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в

состоянии включиться в общий ритм работы класса. Как правило, у таких детей слабо

развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию,

он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет

инициативы.

Все вышеперечисленные компоненты равнозначны, и для успешной адаптации и

плодотворного обучения ребенка в школе должны соответствовать определенному уровню.

Однако, в большинстве научных исследований отечественных авторов особое место

отводится именно психологической готовности. Ученые-исследователи считают, что самое

главное при переходе на качественно новую ступень в развитии ребенка дошкольного

возраста – его психологическая готовность к учебной деятельности.

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень

психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в

группе сверстников [Гуткина 2004: 16].

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического

развития

ребёнка

старшего

дошкольного

возраста,

которая

включает

в

себя

сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им

учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника [Божович 2008: 21].

В большинстве исследований психологическая готовность ребёнка к школьному

обучению

рассматривается,

как

готовность

к

умению

мыслить,

анализировать,

воспринимается как переход от дошкольной ступени получения образования к начальной

школьной.

Структура психологической готовности детей к школе включает в себя следующие

подвиды: социальную, личностную, интеллектуальную и волевую.

Рассмотрим более

детально, что представляет собой каждая из них.

Под социальной готовностью понимают отношение ребенка к школе в целом, а также

непосредственно к учебной деятельности, учителям, к одноклассникам и, наконец, самому

себе. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и

умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с

ситуацией школьного обучения.

Под

личностной готовностью

понимают готовность ребенка к принятию новой

социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В

личностную готовность входит и определенный уровень мотивации ребенка. Готовым к

школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней

стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью

получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Ребенок

должен обладать развитой учебной мотивацией. О личностной готовности ребенка к школе

обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Существуют специальные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И.

Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка

познавательного

или

игрового

мотива

определяется

по

выбору

деятельности

-

прослушивания сказки или игры с игрушками. Выявить детей, мотивационно не готовых к

обучению, со слабой познавательной потребностью, данный метод позволяет довольно

быстро – такие дети, как правило, больше заинтересованы в играх, нежели в слушании

сказки. Необходимо отметить, что личностная готовность также предполагает определенный

уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть

достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и

возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Волевая готовность по своей сути, - это формирование основных элементов волевого

действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,

исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить

результат своего действия. Но нельзя забывать, что в данном возрасте все эти компоненты

волевого действия еще недостаточно развиты. Первостепенной задачей в формировании

воли является воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни

трудностей является одной из наиболее значимых задач в предшкольной подготовке.

Большое количество научных исследований в данной области показывают, что именно

сформированность

волевой

готовности

является

наиважнейшей

составляющей

психологической готовности ребенка к школьному обучению в целом. Ведь научно доказано,

что именно низкий уровень данной готовности влечет за собой огромное количество

трудностей, которые будут ждать ребенка в процессе обучения в школе.

Интеллектуальная готовность

ребенка к школе предполагает наличие у него

сформированного определенного кругозора, запаса конкретных знаний, навыков и умений.

Чтобы говорить об интеллектуальной готовности конкретного ребенка, дошкольник должен

уметь обобщать и дифференцировать различные предметы и явления, ситуации, рассуждать,

действовать и размышлять логически, понимать смысл и иметь способность к запоминанию.

Таким образом, анализируя вышеизложенный материал, напрашиваются следующие

выводы: понятие психологической готовности детей к школе сложное, поликомпонентное,

позволяющее раскрыть многие грани развития ребенка дошкольного возраста.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники