Автор: Грищенко Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: Статья
Тема: «Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению»
Раздел: дошкольное образование
«Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному
обучению»
Грищенко Надежда Васильевна
Воспитатель группы комбинированного вида
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Магадан
В дошкольном возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана,
но прежде всего внутренних характеристик, дающих возможность понять не только
родителям, но и обществу свою исключительность. Следом за дошкольным периодом
следует новая ступень развития ребенка - школа. И именно готовность ребенка к школе
выступает одним из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного
детства.
Проблема подготовки детей к школе является одной из наиболее важных в сфере
образования на сегодняшний момент времени. Поскольку, именно школьное образование
закладывает потенциальные возможности развития из ребенка полноценной личности,
оказывает непосредственное влияние на процессы социально-культурной адаптации и
самореализацию
человека
в
будущем,
возрастает
необходимость
качественной
психологической и образовательной подготовки детей к школе. Ведь именно от того,
насколько ребенок готов к образовательным процессам в школе, насколько он будет
способен адаптироваться в новой среде, зависит не только его дальнейшая успеваемость по
предметам, но социальная адаптация в обществе в том числе. Именно в готовности к школе
получают свое воплощение важные новообразования и достижения, создающие ребенку
благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного
образа жизни.
Система образования в России, да и во всем мире в целом, постоянно реформируется,
совершенствуется и усложняется.
Меняются образовательные стандарты, в школах
внедряются новые методики и техники преподавания, меняются подходы к изучению нового
материала. Все это оказывает непосредственное влияние на осознание сущности феномена
«готовность к школе» и приводит к выработке подходов к его дальнейшему изучению. В
связи с чем в настоящее время интерес к данной проблеме среди современных
отечественных и зарубежных исследователей не иссякает. Кроме того, актуальность данной
проблематики
для
нашей
страны
в
настоящий
период
времени
обуславливается
непосредственно
порядком
осуществления
школами
допуска
детей
к
начальному
образованию. Как справедливо замечает в своей работе Н. И. Гуткина: «…в нормативных
документах по приему детей в первый класс говорится, что в школе могут начинать учиться
дети, которым на 1 сентября
ИСПОЛНИЛОСЬ
6 лет 6 месяцев. Теоретически это означает, что в
один класс попадают ребята от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев, а на практике получается,
что в одном первом классе встречаются ученики от 6 до 8 лет. И здесь в полный рост встает
проблема психологической готовности к школе.» [Гуткина 2004: 12].
Понятие
«школьная
зрелость»
по
своей
сути
является
синонимом
понятия
«готовность к школьному обучению». И имеет
психолого-педагогическую природу.
Означает оно соответствие уровня физического, психологического и социального развития
ребенка современным педагогическим требованиям. Под школьной зрелостью, как правило,
в психологии понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда
он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Школьную
зрелость
традиционно
определяют
тремя
взаимосвязанными
компонентами:
- физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие
нормативным требованиям);
- специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма,
счета);
- психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого
уровня
психического
развития,
а
также,
необходимый
и
достаточный
уровень
сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней
позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и
т.д.).
Кроме того, в современной детской психологии используется и другой принцип
классификации основных аспектов школьной зрелости. Так, по мнению ряда авторов, в
качестве
основных
аспектов
школьной
зрелости
следует
выделять
такие
как:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная
зрелость
-
это
способность
концентрировать
внимание,
способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это
дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение
воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной
координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь
ребенка.
Можно сказать,
что интеллектуальная зрелость отражает функциональное
созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость
- умение регулировать свое поведение, возможность
достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость выражается в потребности ребенка в общении со сверстниками и
умении общаться, а также способности исполнять роль ученика.
Всё вышеперечисленное является психологической готовностью к обучению в
условиях школы. Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет
фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки
в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут
рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не
может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в
состоянии включиться в общий ритм работы класса. Как правило, у таких детей слабо
развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,
выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию,
он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет
инициативы.
Все вышеперечисленные компоненты равнозначны, и для успешной адаптации и
плодотворного обучения ребенка в школе должны соответствовать определенному уровню.
Однако, в большинстве научных исследований отечественных авторов особое место
отводится именно психологической готовности. Ученые-исследователи считают, что самое
главное при переходе на качественно новую ступень в развитии ребенка дошкольного
возраста – его психологическая готовность к учебной деятельности.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в
группе сверстников [Гуткина 2004: 16].
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического
развития
ребёнка
старшего
дошкольного
возраста,
которая
включает
в
себя
сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им
учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника [Божович 2008: 21].
В большинстве исследований психологическая готовность ребёнка к школьному
обучению
рассматривается,
как
готовность
к
умению
мыслить,
анализировать,
воспринимается как переход от дошкольной ступени получения образования к начальной
школьной.
Структура психологической готовности детей к школе включает в себя следующие
подвиды: социальную, личностную, интеллектуальную и волевую.
Рассмотрим более
детально, что представляет собой каждая из них.
Под социальной готовностью понимают отношение ребенка к школе в целом, а также
непосредственно к учебной деятельности, учителям, к одноклассникам и, наконец, самому
себе. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и
умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с
ситуацией школьного обучения.
Под
личностной готовностью
понимают готовность ребенка к принятию новой
социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В
личностную готовность входит и определенный уровень мотивации ребенка. Готовым к
школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней
стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью
получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Ребенок
должен обладать развитой учебной мотивацией. О личностной готовности ребенка к школе
обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Существуют специальные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И.
Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка
познавательного
или
игрового
мотива
определяется
по
выбору
деятельности
-
прослушивания сказки или игры с игрушками. Выявить детей, мотивационно не готовых к
обучению, со слабой познавательной потребностью, данный метод позволяет довольно
быстро – такие дети, как правило, больше заинтересованы в играх, нежели в слушании
сказки. Необходимо отметить, что личностная готовность также предполагает определенный
уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть
достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и
возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Волевая готовность по своей сути, - это формирование основных элементов волевого
действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить
результат своего действия. Но нельзя забывать, что в данном возрасте все эти компоненты
волевого действия еще недостаточно развиты. Первостепенной задачей в формировании
воли является воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни
трудностей является одной из наиболее значимых задач в предшкольной подготовке.
Большое количество научных исследований в данной области показывают, что именно
сформированность
волевой
готовности
является
наиважнейшей
составляющей
психологической готовности ребенка к школьному обучению в целом. Ведь научно доказано,
что именно низкий уровень данной готовности влечет за собой огромное количество
трудностей, которые будут ждать ребенка в процессе обучения в школе.
Интеллектуальная готовность
ребенка к школе предполагает наличие у него
сформированного определенного кругозора, запаса конкретных знаний, навыков и умений.
Чтобы говорить об интеллектуальной готовности конкретного ребенка, дошкольник должен
уметь обобщать и дифференцировать различные предметы и явления, ситуации, рассуждать,
действовать и размышлять логически, понимать смысл и иметь способность к запоминанию.
Таким образом, анализируя вышеизложенный материал, напрашиваются следующие
выводы: понятие психологической готовности детей к школе сложное, поликомпонентное,
позволяющее раскрыть многие грани развития ребенка дошкольного возраста.