Автор: Матвеева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 31" Колокольчик"
Населённый пункт: Красноярский край ЗАТО г. Железногорск пгт. Подгорный
Наименование материала: Статья
Тема: Методика проведения подвижной игры для младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методика проведения подвижной игры для младшего дошкольного
возраста.
Подбор подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в
первую очередь, ориентирован на программу воспитания и конкретный
возраст. Чтобы игра могла состояться, для детей младшего дошкольного
возраста очень важно, насколько освоены основные движения, какие знания
об окружающем имеют дети. Предварительное знакомство с условиями
проведения игр и упражнений, с предметами, которые будут в них
использоваться, необходимо. Предварительная настроенность на выполнение
действий обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к
выполнению задания, так как малыш лучше понимает его смысл и основные
правила. Это оказывает существенное влияние на процесс формирования
двигательных навыков и умений.
Подбирая игры для занятий, важно предусмотреть условия, в которых
оно будет проходить: в помещении или на открытой площадке. В последнем
случае следует ориентироваться на время года и состояние погоды, наличие
инвентаря и необходимой одежды. От этого зависят содержание и методика
подвижных игр.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для
них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых
действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот,
птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку,
игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц).
Главное правило подвижных игр – движения, которые выполняются в
игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем
предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в
режиме дня. Большое место в этой возрастной группе занимают игровые
упражнения. В них включаются простые двигательные задания: принести
флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны
и доступны детям (ходьба, бег, и прочее).
Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или
упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им простой и
краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее
сложные движения.
Для того, чтобы игра прошла хорошо, воспитатель должен тщательно
подготовиться к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где
будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и
прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, со
проводительный текст.
Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям
не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное
мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в
действии. Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую
ситуацию, атрибуты для каждого игрока. Начинает игру с сюрпризного
момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними
поиграть. Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки
надевают шапочки и заходят в свои гнездышки), контролируя равномерное
распределение детей на площадке. Для воспитания ребенка 3-го года жизни
особое значение имеет постоянный контакт со взрослыми. Малыши с
удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют
интерес к играм и сами в них участвуют. Веселый, ласковый тон воспитателя,
его заинтересованность увлекает малышей, им передается это радостное
настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к
педагогу, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их
усваивают.
Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель
выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения
движений, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен
подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно,
чтобы он проходил в три этапа.
Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся) ;
Второй – как необходимо отреагировать (убегайте) ;
Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу) .
Не менее важно организовать подвижную игру таким образом, чтобы
каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в
позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не
прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота, другой
берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком,
заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети:
все убежали от Кота! » В одних играх дети должны уметь двигаться друг за
другом или в определенном направлении, начинать и заканчивать движения
по определенному сигналу («Поезд»), в других - соразмерять свои движения
в парных действиях («Лошадка»), в третьих - самостоятельно строиться в
круг, подравниваться или находить свое место по сигналу («Пузырь»,
«Птички в гнездышках»). Таким образом, одно и тоже движение выполняется
при разном построении, в разных ситуациях. Это имеет большое значение
для развития у детей координации движений, умения ориентироваться в
пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В
результате внимательного подхода педагога к воспитанникам, умелого,
своевременного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно,
оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются
хорошие дружеские взаимоотношения.
Для занятий лучше использовать известные малышам игры, а также
игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми. Во время
игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей, приучает их
играть дружно.
Педагогическая оценка по окончании игры - только положительна.