Напоминание

Особенности преподавания истории, ведения классного руководства и патриотического воспитания осужденных в условиях образовательного исправительного учрежденя ИК-10 УФСИН по Тверской области


Автор: Оглоблин Вадим Аркадьевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: "ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МИХАЙЛОВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, П МЕТАЛЛИСТОВ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности преподавания истории, ведения классного руководства и патриотического воспитания осужденных в условиях образовательного исправительного учрежденя ИК-10 УФСИН по Тверской области
Раздел: полное образование





Назад




Особенности преподавания

истории, ведения классного руководства и патриотического

воспитания осужденных в

условиях образовательного

исправительного учрежденя ИК-10 УФСИН по Тверской области

Из опыта работы ОГЛОБЛИНА

ВАДИМА АРКАДЬЕВИЧА, учителя истории

« ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УФСИН по ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ»

- Конечно, тюрьма консервирует лучшие качества,

с которыми человек вошел в тюрьму, но эта же тюрьма

усугубляет все пороки, с которыми порочный человек

вступает в тюрьму…

(Валентин Пикуль. Каторга)

Вернуть человека в общество – вот в чем

заключается задача и сверхзадача работы учителя в

образовательном

исправительном учреждении. Но под силу ли это

образовательной школе и отдельно

взятому учителю в местах лишения свободы? Не утопия ли

это?

Общеобразовательные школы при исправительных

колониях и тюрьмах

составляли всегда специфическое звено системы вечернего

образования.

Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми

Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 г.,

предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении

осуществляется разносторонняя прогpамма обучения,

позволяющая людям удовлетворять некоторые из своих

интересов и потребностей. Рекомендации Совета Европы

«Об обученни в тюрьмах» нацеливают сотрудников

пенитенциарных учреждений на то, что все заключенные

должны иметь доступ к обучению и оно должно быть таким

же, как обучение соответствующих возрастных групп за

пределами тюрем. Целью обучения должно стать

всестороннее развитие личности. Большой опыт в деле

обучения и воспитания осужденных накоплен в Европе.

Так, общеобразовательное и профессиональное обучение в

пенитенциарной системе ФРГ - одно из ведущих

направлений в ресоциализации лиц, находящихся в

заключении. В Уголовно-исполнительном кодексе ФРГ

сказано, что осужденные, не окончившие школы, должны

изучать основные дисциплины для ее окончания. Они

имеют право посещать в рабочее время различного рода

курсы, обучаться заочно, принимать участие в других

образовательных мероприятиях, Задача организаторов

обучения заключается не только в том, чтобы дать

школьное образование, но и помочь в выборе профессии.

Интересен опыт получения общего и профессионального

образования в специальных исправительных учреждениях,

создаваемых для лиц молодежного возраста в Швейцарии.

Их обучение организовано по индивидуальным

программам, на каждого осужденного учитель составляет

план обучения. Помимо того, осужденные в обязательном

порядке привлекаются к npофессиональному обучению.

В России общеобразовательное обучение также является

одним из основных средств исправления осужденных,

залогом их успешной адаптации к жизни в обществе после

освобождения. В ст. 112

предусмотрено обязательное получение лицами, не

достигшими возраста 30 лет, основного общего

образования. Для желающих получить среднее (полное)

общее образование администрациями

исправительных учреждений создаются необходимые

условия. Этот процесс поощряется и учитывается при

определении степени их исправления.

Приказом Министерства внутренних дел № 0408 от 31

августа

1961

года

на

базе

завода

«Метиз»

была

организована собственная исправительно-трудовая колония

строгого режима для содержания осужденных мужчин.

В настоящее время ИК-10 – исправительная колония

строгого режима для лиц, ранее отбывавших лишение

свободы, с лимитом наполнения 1510 мест.

В ИК-10 работают вечерняя школа и профессиональное

училище.

Вечерняя школа при ИУ – особый тип учебного заведения.

В ней учатся те, кого, как правило, «забраковала» дневная

школа и от кого она постаралась избавиться. В ней учатся

те, кто совершили различные правонарушения и были

осуждены на срок лишения свободы.

Человек,

совершивший

преступление,

безусловно

заслуживает наказания. Лишение свободы – одно из них,

причем тяжкое. Оно сопряжено со многими лишениями,

которые доставляют немало страданий: отсутствие родных

и

близких

рядом,

невозможность

перемещаться

в

пространстве

по

своему

усмотрению,

невозможность

выбирать для себя соседей, пищу, работу, развлечения и т.

д.

Итак, первая особенность нашей школы – особый

контингент (спецконтингент) учащихся, т. е. лица, которые

утратили интерес к школьному обучению, многие из них

давно порвали со школой, нигде не работали, и круг их

общения,

характер

поведения

определялся

нравами

криминальной среды.

Критичность,

обостренное

чувство

собственного

достоинства, огромная педагогическая запущенность и т. д.,

все это свидетельствует о том, что данные люди нуждаются

в профилактической работе

с ними,

им

необходимо

постоянное наблюдение врача, психолога, психиатра и

других специалистов.

Исходя из опыта работы в колонии, я разделил бы

учеников на следующие основные категории:

К первой

группе

относятся ученики, обладающие

положительной социальной установкой, сильным типом

личности, лидерскими качествами. Характерными чертами

данного типа личности является также достаточно высокий

уровень интеллекта, позволяющий относительно легко

усваивать программу учебы, позитивное отношение к

учебе.

К

сожалению

данная

категория

относится

к

существенному меньшинству.

Вторая группа - это ученики, имеющие потенциально

положительные

социальные

установки,

слабый

тип

личности .Они учатся с неохотой, но в целом положительно

воспринимают процесс обучения.

Третья группа включает учеников, которые абсолютно

не хотят учиться — это так называемое «болото». Однако

следует

заметить,

что

примерно

каждый

третий

представитель данной группы характеризуется наличием

устойчиво выраженных психических отклонений от нормы.

Они

могут

проявляться

в

искаженном

восприятии

действительности, возникновении идей преследования, что

при

определенных

условиях

может

сопровождаться

неадекватными

поведенческими

реакциями,

вплоть

до

криминогенных.

В четвертую

группу

входят осужденные, которые

обладают асоциальными установками,

неприятию и

враждебному отношению к учебе.

В связи с этим возникает вторая особенность вечерней

школы: в ней должны работать учителя высочайшей

квалификации, причем более высокой, чем в дневной.

Учитель-вечерник должен не только хорошо знать свой

предмет,

но

и

еще

быть

исследователем,

тонким

психологом, гуманным наставником тех, кто решил себя

реабилитировать и встать на путь исправления.

Конечно, такие учителя нужны и дневным школам. Но

речь идет о том, что, если в вечерней школе при ИУ –

особый

тип

учащихся,

то

и

к

педагогам

должны

предъявляться особые требования.

Третья особенность вечерней школы – нестандартный

учебно-воспитательный процесс. Он учитывает все, что так

важно

для

нас:

индивидуализацию,

дифференциацию

обучения,

использование

коллективной

мыслительной

деятельности учащихся, их богатый жизненный опыт, их

тягу к игровым и прочим ярким эмоциональным формам

учебы. Эта нестандартность диктуется и тем, что наши

учащиеся – это осужденные на срок лишения свободы. Они

не всегда в силу объективных причин могут посещать

занятия по строгому расписанию, а потому нуждаются в

работе по индивидуальному плану, с использованием

зачетной системы обучения, системы консультаций.

В последние годы идёт процесс омоложения лиц

отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Учитывая то, что за годы перестройки, особенно в

девяностые годы, в России образованию уделялось

недостаточно внимания, количество лиц не имеющих

среднего общего образования, резко возросло, кроме того,

появилось неграмотная категория граждан, не умеющая

читать и писать, никогда не посещавших школу.

Естественно, что эта категория лиц в большей степени

подвержена риску совершения правонарушений и

преступлений.

Главная задача и цель обучения:

– при преподавании сделать из оступившегося, зачастую

озлобленного на весь мир человека, полноценного члена

общества;

– исключить рецидив, новое, повторное совершение

преступления данным лицом. Практика показывает, что

среди учащихся школы рецидив ниже обычных осужденных

во много раз;

– помочь молодым людям, оказавшимся в местах лишения

свободы, осознать свою значимость и полезность, дать им

уверенность в возможности поступления в вузы; для жизни

на свободе, необходимо, прежде всего, дать им образование

и профессию.

Учитывая специфику образовательного учреждения и его

расположение (жилая зона ИК-10) учительский состав в

большинстве своем – бывшие офицеры и работники

пенитенциарной системы, это дает возможность строить

свою работу и учебный процесс с учетом режимных и

воспитательных требований. Особенностью преподавания в

местах лишения свободы является и то, за партами сидят не

просто ученики, а люди, совершившие тяжкие

преступления, имеющие своё мировоззрение, свои понятия

(масти), со сломанной (порой) психикой, способные на

правонарушения. В последнее время появилось очень много

осужденных больных СПИДом. Поэтому методику

преподавания необходимо строить с учетом этих специфик.

Рассматривая организацию уч. процесса в местах лишения

свободы, нельзя не остановиться на общих специфических

моментах, которые в той или иной мере влияют на

обучение. Одной из основных особенностей является

специальный контингент учащихся. Это осужденные за

различные составы преступлений, в большинстве своем за

тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство,

тяжкие телесные повреждения, изнасилование,

преступления против собственности. По возрастному

составу это в основном молодые люди, многие из которых

начали свой преступный путь с детского возраста. Как

показывают статистические данные, многие осужденные не

имеют образования, либо учились в коррекционных

школах. Согласно уголовно-исполнительному

законодательству они обязаны учиться, а администрация

учреждения обязана направить их в школу и принимать

меры принудительного воздействия. Здесь большую роль

играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения,

так и учителей. Необходимо убедить осужденного в

получении им образования. С этой целью мы регулярно

проводим педсоветы с приглашением начальников отрядов.

Представители администрации предъявляют к нам

определенные режимные требования и заставляют нас

выполнять правила внутреннего распорядка. Все эти

моменты сказываются на изменении количественного и

качественного состава класса, качестве образования.

К учителю предъявляются высокие требования. Учитель

должен выступать не в роли инструктора или наставника,

его задача стать организатором образовательной

деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ

демократический стиль работы и поведения, особенно это

важно в школах мест лишения свободы. Ему необходимо

знать и понимать сущность, назначение, основные

направления образования, обладать такими качествами, как

коммуникативность, искусством педагогической

поддержки, владеть основами ораторского искусства, а

также:

– уметь осуществлять метапредметный подход в

образовании;

– владеть методикой использования активных и

интерактивных методов обучения.

– уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть

знаниями в области социальной психологии.

– владеть культурой толерантного поведения, быть

лидером, уметь создавать команду.

– обладать культурной проектной деятельности,

осуществлять обучение ориентированного на личность.

– уметь реализовывать возрастной подход в образовании.

– уметь ориентироваться и разбираться в сущности

преступного мира.

– уметь выявлять лидеров, авторитетов, обиженных.

– адекватно реагировать на различные изменения

оперативной обстановки.

Ситуационный анализ выделяет в деятельности школы ряд

проблем. Низкий уровень знаний учащихся – осужденных к

моменту поступления в школу . Кроме них обучаются лица,

ранее обучавшиеся в вечерних (сменных)

общеобразовательных школах при исправительных

учреждениях и не завершившие свое образование по

причине убытия за пределы исправительных учреждений.

Расчеты указывают на перерыв в обучении от 2 до 8 лет.

Вследствие этого проводимые в начале учебного года

проверочные работы по определению знаний, умений и

навыков учащихся из числа вновь поступившего

контингента показывают низкий уровень Уровня знаний .

Поэтому проводится работа по восстановлению пробелов и

утраченных знаний по каждому из изучаемых а школе

предметов, особенно по русскому языку, литературе,

математике, физике и химии.

Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу

учащихся осужденных, порой с трудом подбирающих

нормативную лексику для выражения своих мыслей и не

умеющих четко и грамотно построить свою засоренную

жаргоном речь. Работа по привитию навыков культурного

поведения, неукоснительного соблюдения действующего

законодательства проводится педагогами школы совместно

с воспитательной частью учреждения. Учителя школы

работают непосредственно в закрепленных за ними отрядах

осужденных, делая акцент на индивидуальную работу с

каждым учеником. В планах работы классных

руководителей отражались мероприятия, направленные на

эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Как воздействуют тюремные условия на психику личности и

группы?

Среди осужденных (заключенных) – люди, потерявшие

ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают

аутизмом (болезненной социальной отчужденностью),

разнообразными психическими аномалиями – психопаты,

невротики, лица с крайне пониженной психической

саморегуляцией. Эти люди остро нуждаются в медико-

реабилитационном и психотерапевтическом режиме.

Основной «грех тюрьмы» – отрыв человека от его

социального лона, разрушение социальных связей

личности, подавление ее способности к свободному

целеполаганию, разрушение ее возможности человеческой

самореализации. Человек, разучившийся в процессе

исполнения уголовного наказания планировать свое

поведение, – психический инвалид.

Низкий уровень материального благополучия в нашем

обществе доводится в местах лишения свободы до крайней

нищеты. Каждый седьмой осужденный заболевает

туберкулезом и другими хроническими болезнями.

Бедность материальная усугубляется бедностью духовной,

нищетой межлюдских отношений, повседневным

унижением достоинства человека.

Весь уклад жизни осужденного определяется режимом ИУ.

Каждому виду заключения соответствует свой режим.

Налицо неравенство в возможности реализовать свои права.

Администрация имеет и осуществляет право

принудительного воздействия на заключенного.

Осужденный формально имеет право находиться под

защитой закона, добиваться осуществления своих законных

прав, но все это часто остается только в теории.

Личность новичка проверяется жестоким и примитивным

ритуалом "прописки". Индивид оказывается перед выбором:

принять или не принять навязываемый ему статус. Решение

должно быть быстрым, а действия чрезвычайно

интенсивными.

Вообще, психике осужденного на фоне унылой, тягостной и

однообразной повседневности присущи особая

экспрессивность, демонстративность, взвинченность

поведения.

Первые 2—3 месяца — период первичной адаптации — от-

личается тем, что в этот период происходит болезненная

ломка ранее сформированных взглядов на жизнь, то, что

раньше казалось само собой разумеющимся (в смысле

удовлетворения привычных потребностей) переходит в

разряд несбыточной мечты, новая микросреда враждебна,

часто возникают конфликты. Чувство безнадежности, обре-

ченности постоянно присутствует в сознании. У

заключенного обесценивается собственное "Я". Он

постоянно испытывает угрозу собственному

существованию.

Следующий период связан с ценностной переориентацией

осужденного, принятием им норм и ценностей данной

среды (возможно не всех), выработкой стратегии и тактики

поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности

выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется

"законам тюрьмы".

"Законы" эти просты и жестоки, санкции их примитивны —

издевательство, увечье, побои, лишение жизни.

Какова причина возникновения этих «законов»? На фоне

повсеместного контроля, строгой регламентации всех

отправлений жизнедеятельности заключенные, чтобы

вернуть самооценку, начинают раздвигать установленные

формальными законом и инструкциями рамки поведения,

перекраивать установленные порядки. Вопреки

установленной законами организации отбывания наказания

начинается самоорганизация.

Личность не смогла утвердиться в нормальном обществе,

теперь она стремится к самоутверждению в новом мире.

Активная созидательная деятельность здесь не поможет.

Признается лишь грубый захват, насильственный дележ —

и всегда за счет другого.

В начале учебного года я провожу проверочные работы с

целью определения уровня знаний, умений и навыков

учащихся из числа вновь поступившего контингента. Вновь

поступившие в школу учащиеся отличаются к тому же

низким уровнем развития и общей культуры. Анкетный

опрос «Ценностные ориентации» помогает выявить ядро

ценностно-мотивационной структуры осужденных.

Наибольшую значимость имеет семья с хорошими

отношениями (87%), а так же свобода (95%); собственная

жизнь

(66%). Наименее ценными для осужденных оказались труд

(17%), здоровье (7%),

возможность проявить инициативу (2%), признание

общества (2%).

Исходя из этого, мои учительские функции подчинены

задачам обучения

учащихся-осужденных, привитию им навыков

неукоснительного соблюдения

действующего законодательства, культурного поведения, а

также привитию им

желания продолжать обучение после окончания школы.

Ориентируясь на это, я

продолжаю изыскивать новые формы работы с целью

пробуждения у учащихся

желания получать знания, стремлюсь вырабатывать у них

положительную

мотивацию к обучению, глубоко и основательно работать

над выполнением

учебных программ. В самом начале обучения

предусматриваю вводно-

корректирующий курс, цель которого – подготовить

учащихся к усвоению нового

систематизированного содержания предметов. Я стараюсь

использовать вводное

повторение, чтобы выявить уровень опорных знаний

учащихся, помочь им

восстановить в памяти изученное ими ранее и подготовить

их для дальнейшего

обучения предмету. Программа по отечественной и

зарубежной

истории – благодатная почва для воспитания. Она

способствует социализации

молодых людей, осознанию ими своей принадлежности к

определенной культуре,

пониманию многообразия современного мира.

Одним из важных элементов моей работы стало введение в

учебный процесс

зачетной системы контроля знаний.

Вечерняя школа всегда

акцентировала своѐ внимание на разнообразных формах и

эффективных методах учебной деятельности,

стимулирующих познавательную активность учащихся,

создающих ситуацию успеха, повышающих личностную

самооценку. Введѐнная в учебный процесс зачѐтная система

учѐта знаний не только расширила возможность проведения

индивидуальной работы с обучающимися, но и явилась

одним из действенных средств систематизации и

углубления изучаемого материала.

Одной из главных причин, обусловивших успешное

использование данной формы, явилась ее ориентация на

специфический контингент обучающихся. Он, как и

раньше, является весьма пестрым по возрастному и

социальному составу, до сих пор характеризуется известной

неустойчивостью.

В современных условиях, по мере возрастных изменений

контингента «школы взрослых» в сторону его

значительного омоложения, относительно общими и

устойчивыми его характеристиками являются:

 выпадение из нормального возрастного потока;

 принадлежность к группам повышенного риска—

неблагополучные семьи, малокультурные слои,

референтные группы с асоциальными ценностями.

При этом типичной причиной отставания в учебе является

дидактическая запущенность, сопровождаемая падением

мотивации к учебной деятельности. Поэтому учебный

процесс в вечерней школе организован особенным образом.

В нем предусматриваются меры, обеспечивающие не только

качественное обучение и усвоение учащимися

пропущенного материала, но и стимулирующее их

сознательное и систематическое дальнейшее обучение.

Учитывается внутренний стимул обучающихся, их

реальные возможности, подготовленность к обучению.

Зачѐт в вечерней школе не только форма проверки знаний и

умений – это часть учебного процесса, одна из форм

обучения. Он способствует совершенствованию учебно –

воспитательного процесса, более серьѐзной подготовкой

обучающихся, обобщению знаний по теме зачѐтного

раздела, оказывает воспитательное воздействие на

обучающихся благодаря индивидуальной работе.

Эффективность проведения зачѐта во многом зависит от

правильной его организации.

Деление курса учебного материала на зачѐтные разделы

систематизирует учебный материал, помогает учителю и

обучающимся обобщать изученное, подводить итоги,

оценивать знания по каждой теме.

Требования к знаниям и умениям обучающихся,

сформулированные в рабочих программах, помогают

учителю определить круг теоретических вопросов,

выносимых на зачѐт, а также типы задач и упражнений,

которые должны выполнить ученики по каждой теме.

Зачѐтная оценка выставляется по итогам таких видов учѐта

успеваемости, как текущее наблюдение за работой

обучающихся, опрос на уроках и консультациях, результаты

письменных работ, выполняемых в классе и дома, а также

специальный опрос на зачѐте по всему зачѐтному разделу

или по той части, по которой обучающийся не отвечал

ранее.

Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачѐт

не должен превращаться в экзамен, т.е. обучающиеся

отвечают на зачѐте не по случайно выбранным вопросам. В

процессе изучения всего раздела учитель, проведя текущий

учѐт знаний, может определить объѐм, содержание и

сложность задания для каждого ученика. при этом

учитываются и возможности обучающегося.

Анализируя опыт практической работы лучших учителей, я

выделил в

структуре зачета такие важные параметры:

зачетный раздел может включать в себя одну или

несколько тем курса,

взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала;

разделы должны быть равноценными по объему и

сложности

содержащегося в них учебного материала;

группировка тем должна соответствовать

определенному этапу усвоения

теоретических положений курса;

в отношении фактических знаний к каждому зачетному

разделу

определяется перечень подлежащих усвоению фактов с

выделением существенных

признаков, причинно-следственных связей и зависимостей;

требования к теоретическим знаниям предусматривают

формулирование

законов и ведущих понятий, которые должны быть усвоены

учащимися.

Текущий учет знаний используется мною для

своевременного выявления

пробелов и их устранения; для предупреждения забывания.

Зачетная оценка

синтезирует все формы и виды учета успеваемости за время

изучения того или

иного раздела.

Формы сдачи зачетных разделов подбираются

индивидуально для каждого

ученика в соответствии с его психологическими

особенностями и умственными

возможностями. Сдача зачетов представляют собой своего

рода синтез и устных

ответов, тестов, контрольных работ и групповых форм

работы. При этом

проверяются и учебные умения учеников: умение находить

ответ в учебнике,

составлять план текста, заполнять таблицы, пользоваться

разными видами карт,

решать задачи, характерные для данного зачетного раздела.

Поэтому цель зачетной

системы – не только контроль уровня подготовки учащихся,

но и продолжение их

обучения умению связно и полно отвечать, отбирать

материал, пользоваться

планом ответа и наглядными пособиями.

Работа по зачетной системе имеет свои преимущества: она

положительно

влияет на усвоение учащимися программного материала,

повышает их самооценку;

создает необходимые условия для повышения качества

знаний;

способствует

объективности при проверке знаний, в результате чего

итоговые оценки более весомы, поскольку отражают

реальный уровень овладения учащимися учебным

материалом; дает возможность совершенствовать учебный

процесс в части изменения структуры уроков и

прогнозировать ситуацию успешной деятельности, в

целом повышает авторитет школы в представлении

осужденных.

Работа, начатая на уроках, находит свое логическое

продолжение во внеурочной деятельности. В школе

складывается традиция проведения классных

собраний-дискуссий по важным для учащихся проблемам.

Ценность их в том, что, высказывая свое мнение публично,

ученик обретает уверенность в себе. А учитель

тактично и в доступной форме пытается донести до

учащихся мысль, что в обществе существуют социальные

нормы, придерживаться которых должен каждый член

общества. В ходе дискуссии учитель умело проводит

мысль: совершенную ошибку можно исправить только

упорным трудом над собой.

Важным условием реализации учебных программ является

их связь с жизненным и производственным опытом. Как

показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего

усваивают знания, которые они, по их представлению, в

будущем могут применить на практике лучше всего.

Поэтому я стараюсь там, где это представляется

возможным, показать применение получаемых знаний на

практике.

Как и прежде, одним из главных компонентов моей

деятельности является работа по привитию учащимся-

осужденным положительной мотивации к обучению

и выработке у них стремления постоянно повышать свой

общеобразовательный уровень. Продолжаю проводить

интегрированные уроки и уроки-вечера, при

подготовке к которым учащимся приходится самим

изготавливать плакаты с кроссвордами, викторинами,

обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит

самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и

мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают

обобщения, самостоятельно мыслят. В основе моей

деятельности лежат хорошо известные принципы: принцип

сочетания требовательности к осужденному с гуманным и

справедливым отношением к нему; принцип опоры на

положительное в личности; принцип дифференцированного

подхода, помогающий строить перевоспитание

осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он

относится; принцип личного подхода. В основе этих

принципов лежит гуманное отношение к человеку.

А.С. Макаренко утверждал: «Необходимо постоянно

держать в голове правило: как

можно больше требований к воспитаннику, как можно

больше уважения к нему».

Тем не менее, анализируя работу школы, приходится

констатировать, что, несмотря на принимаемые меры,

уровень обученности учащихся-осужденных

остается по-прежнему невысоким. Средний балл по

предмету едва превышает «тройку». Анализ выполнения

Госстандарта показал, что это основная оценка

учащихся. Отношение учащихся к обучению изменяется в

лучшую сторону

медленно.

По данным МВД РФ, из выпускников школ при ИК вновь

попадают в места лишения свободы за вновь совершенные

преступления лишь одна треть отбывших

срок наказания в ИТЛ. И уж если осужденный написал

заявление с просьбой

принять его на обучение в школу, то это свидетельствует о

том, что человек

задумывается о будущем, стремится изменить свою жизнь к

лучшему, стать

полноправным членом общества.

Поэтому педагогический коллектив начал работу над

общешкольной методической темой «Возможности

вечерней школы. Реабилитация личности

средствами образования», которая соответствует концепции

модернизации образования. Педагоги школы в своей

воспитательной деятельности делают акцент

на усиление воспитательного процесса, используют

технологии, не подавляющие

личность учащегося-осуждённого, а утверждающие

ценность и достоинство человека. Я, как и каждый учитель

в школе, изучаю личности осужденных с целью

получения объективного представления о них, стараюсь

находить индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Индивидуальная работа как система психолого-

педагогического воздействия коллектива воспитателей и

отдельных осужденных, ставших на путь исправления,

имеет целью способствовать исправлению

отбывающих сроки наказания в колонии, разрушить их

ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя. Каждый

учитель и воспитатель стремится убедить

юношей: человек – творец своей судьбы и возможности его

в этом плане безграничны. Примером может служить

проведение таких общешкольных

мероприятий, как «К чему люди стремятся в жизни?»,

«Зачем молодым людям

образование?». Они показали, что для многих учащихся

образование в будущем имеет большое значение. Очень

многие задумываются о перспективах новой жизни

на свободе. Для этого я стараюсь проводить среди

осужденных работу по пропаганде непрерывного обучения.

Для большинства учащихся нашей школы большое

значение имеют мероприятия, формирующие культуру

поведения, воспитывающие художественный

вкус. Ведь многие из них воспитывались в асоциальной

среде. Поэтому традиционно в школе проводятся беседы,

викторины, посвященные культуре

поведения, этикету. Ребята узнают о нормах и правилах

поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов,

рассказывают о своих близких людях, раскрываются с

новой, положительной стороны.

Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только

путем выявления и развития положительного в каждом

человеке. Этот принцип – принцип опоры на

хорошие стороны характера воспитанника – является для

меня приоритетным. Только благодаря такому подходу к

воспитанию удается привлечь большую группу

учащихся к активной работе на уроках и внеклассных

мероприятиях по патриотической тематике. Многим

учащимся нравятся мероприятия, которые уже становятся в

нашей школе традиционными: «Неделя истории», «День

памяти жертв политических репрессий»,

«Этот День Победы…»,»70-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

КАЛИНИНА».Все эти мероприятия несут в себе весомый

положителный заряд ,воспитывают чувства патриотизма,

гордости за нашу славную историю. Акцент при

проведении таких мероприятий делается на формировании

у осужденных законопослушного поведения,

добросовестного отношения к труду, на повышении их

образовательного ,культуного уровня и конечно же

гордости за нашу страну . Важнейшая составляющая

процесса воспитания – формирование и развитие

патриотических чувств. Без наличия этого компонента

нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной

личности. Военно-патриотическая работа с осужденными –

это проверенный временем способ внушения глубокого

понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость

России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в

нашей школе идет по двум системообразующим

направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и

Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя

следующие мероприятия:

Празднование памятных дат, проведение выставок,

викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а

также других праздничных мероприятий (концертов)

посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивные игры.

В исправительной колонии №10УФСИН Тверской области

регулярно ОВР с привлечением учеников школы и учителей

проводятся спортивные мероприятия, приуроченные к

годовщине Победы в Великой Отечественной войне

на территории колонии в день 9 мая прошли спортивные

соревнования. Заключенные играли в футбол, перетягивали

канат, занимались армрестлингом, состязались в

подтягивании на турнике, в лазании, в поднимании гирь.

ПРОЕКТЫ

1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные

творческие дела направлены на изучение героического

прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех

войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое

внимание – истории и событиям Великой отечественной

войны (1941 – 1945 гг.).

2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на

празднование Дня победы над немецко-фашистскими

захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского

террора.

3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - коллективное

творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам

изучения, сохранения народных традиций, культуры

родного края и страны в целом, биографий великих

соотечественников, особенностям природы и ее охраны.

Особое внимание следует уделить укреплению семейных

традиций, воспитанию уважения к старшему поколению,

изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции,

направленные на воспитание гражданской ответственности

и развитие социальной активности учащихся.

4.«Защитники Отечества» - содержание мероприятий

направлено на знакомство с жизнью и деятельностью

великих соотечественников, воспитание готовности к

защите Отечества, физическое развитие подрастающего

поколения, воспитание уважения к военной профессии.

Программа рассчитана на период с 2011 по 2016 год. В

процессе реализации Программы предполагается

осуществить взаимодействие школы с ОВР колонии ,

учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и

другими общественными объединениями.

План мероприятий

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

1

Совершенствование процесса

патриотического воспитания. Работа

по патриотическому воспитанию в

ходе подготовки к годовщинам

победы в Великой Отечественной

войне

1941-1945 гг.

1.

Организация ученической научно-

ежегодно

Совет музея школы

практической конференции «Народ и

армия в Великой Отечественной

войне».

2.

Проведение педагогического совета

на тему «Воспитание гражданина

отечества на культурно-исторических

традициях нашей Родины».

ежегодно

Педагогический

коллектив школы

3.

Школьная краеведческая

конференция «Край родной».

ежегодно

5 - 11 классы

4.

Проведение тематического лектория

«Великие полководцы великой

войны», «Простой солдат уже герой!»

ежегодно

Совет музея школы

5.

Конкурс творческих работ «Дни

далекой той войны в сердцах людей

навечно будут!»

ежегодно

5 – 11 классы

6.

Беседы о Великой Отечественной

войне, тематические классные часы

«России славные сыны», «Моя семья

в Великой Отечественной войне».

ежегодно, по планам

классных

руководителей

1 – 11 классы

7.

Традиционный конкурс плакатов «Нет

войне!»

ежегодно, апрель

5 - 11 классы

8.

Подготовка тематических экспозиций

и экскурсий по военной тематике.

ежегодно

Совет музея школы

9.

Несение Вахты Памяти.

ежегодно, февраль,

май

10 – 11 классы

10.

Подготовка концертов к памятным

датам.

ежегодно,

февраль,май

5 – 8 классы

11.

Акция «Поздравление»: «Письмо

ветеранам», «Открытка ветеранам».

ежегодно

5 – 11 классы

2

Работа по патриотическому

воспитанию в связи с другими

памятными датами и событиями

истории России.

12.

Тематические классные часы.

1 – 11 классы

13.

Участие в выставке творческих работ

и других научных конкурсах,

посвященных Дню космонавтики.

ежегодно, апрель

7– 10 классы

3

Мероприятия по

совершенствованию работы

организаторов патриотического

воспитания, учителей-предметников.

14.

Семинары МО классных

руководителей.

ежегодно, по графику

Классные

руководители

15.

«Гуманизация и активизация

патриотического воспитания

учащихся школы», «Новые технологии

патриотического и гражданского

воспитания».

ежегодно

Педагогический совет

школы

16.

Проведение семинара «Особенности

патриотического воспитания

учащихся».

ежегодно

Педагогический совет

школы

17.

Цикл практических семинаров по

патриотическому воспитанию в

рамках различных образовательных

областей.

ежегодно

Классные

руководители

18.

Использование государственной

символики на всех мероприятиях,

изучение государственной

символики.

ежегодно

Педагогический

коллектив школы

4

Проведение фестивалей, конкурсов,

олимпиад

19

Викторины «Великие люди России»,

«История государства Российского»,

тематические «Что? Где? Когда?»

ежегодно

5 – 11 классы

.

.

20

Традиционный урок

гражданственности и патриотизма.

1 сентября

1 – 11 классы

21.

Проведение традиционного

месячника военно-патриотической и

оборонно-массовой работы:

- соревнования по военно-

прикладным видам спорта;

- конкурс патриотической,

инсценированной песни;

- соревнования «Веселые старты»,

«А, ну-ка, парни!»;

- уроки мужества, посвященные

памятным датам в истории нашего

края;

- торжественные линейки открытия и

закрытия месячника;

1 – 11 классы

5

Подготовка и проведение

спартакиад, спортивных игр и

соревнований

22

Участие школы в спартакиаде по

игровым видам спорта.

ежегодно

3 – 11 классы

.

23

Участие в спортивных играх

ежегодно

5 -11 классы

24

Смотр-конкурс «Самый спортивный

класс».

ежегодно

5 -11 классы

25

Спортивная викторина «Россия

олимпийская».

ежегодно

6 – 8 классы

6

Реализация программы правового

воспитания учащихся

26

Проведение традиционной недели

правовых знаний:

- уроки «Знай и соблюдай законы»;

- смотр-конкурс «Самый

знающий правовед»;

- викторины правовых знаний;

- уроки-игры «Мир демократии:

путешествие во времени»;

- тематические классные часы и др.

ежегодно

1 -11 классы

39.

Игры на правовые темы.

ежегодно

5 -11 классы

7.

Организационные мероприятия.

Управление и контроль.

27

Корректирование плана реализации

программы патриотического

воспитания учащихся школы.

ежегодно, сентябрь,

январь

Администрация

школы

28

Анализ реализации программы

патриотического воспитания

учащихся школы.

ежегодно, май

Администрация

школы

29

Проведение мониторинга

воспитанности учащихся, в том числе

развития патриотического и

гражданского самосознания.

ежегодно, март

9 -11 классы

30

Привлечение к проведению

мероприятий по патриотическому

воспитанию представителей

ведомственных структур.

ежегодно

Администрация

школы

.

Важным направлением учебы в нашей школе стало

использование мультимедийного оборудования .

Применение технических средств для обучения и

осужденных - одна из характерных черт современного

развития школы и педагогики. Технические средства

необходимы для повышения качества обучения.

Применение технических средств необходимо для того,

чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические

средства дают возможность изложить материал наглядно, в

образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо

запоминающейся форме.

Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на

уроках истории, прежде всего, их оперативность и

маневренность, возможность повторного применения,

использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект

присутствия, подлинности фактов и событий истории,

вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

Прежде всего я решаю задачу по накоплению

видеоматериалов, создавая собственную видеотеку .

После чего следует подготовиться к показу на уроке:

провести хронометраж фрагмента и определить время

просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые

единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для

учащихся; определить значение фрагмента для изучения

конкретной темы; выявление результатов просмотра.

Старшеклассники могут наглядно посмотреть

документальные фильмы, например, "Первая мировая

война", "Обыкновенный фашизм", созданных на основе

архивных материалов, интервью участников событий, изъяв

из звукового ряда оценочные суждения и готовые выводы.

В таком случае фрагменты этих "препарированных"

фильмов позволят ученикам сделать собственные

умозаключения и при повторном полном просмотре

сравнить с выводами ученых.

Большое значение для эффективности использования

технических средств имеет обстановка, в которой они

применяются.

Готовясь к проведению киноурока, я должен внимательно

просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма я

отмечаю кадры, к которым должен привлечь внимание

учащихся. Объясняю новые понятия. Некоторые новые

слова могут предварительно не объясняться, если

обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо

известны учащимся и о их значении легко догадаться по

контексту.

После такой подготовительной работы, мне необходимо

позаботиться о чёткой организации киноурока. Я должен

кратко остановиться на названии кинофильма.

В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о

месте и времени действия.

Перед учащимися можно заранее поставить определённую

задачу, например, предложить им определить основную

мысль фильма, высказать своё мнение к действующим

лицам и т.д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх

этапов:

1. Работа с незнакомыми словами.

2. Вступительная беседа.

3. Просмотр кинофрагмента.

4. проверка понимания кинофрагмента.

Главная задача, которая стоит передо мной на данном этапе,

- это проверка понимания учащимися содержания

кинофрагмента. Мною используются следующие приемы

работы:

Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы

кинонаглядности с возможностью многократного

предъявления, с каждым годом находит всё большее

признание в качестве эффективного обучающего средства

при изучении истории и обществознания. Особенность

видеофильмов заключается в том, что они могут изображать

коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того,

видео позволяет увидеть, где происходит действие.

Материал урока должен соответствовать уровню знаний

учеников на данном этапе обучения. При подборе

материала надо учитывать также возрастные и

индивидуальные особенности учащихся.

Демонстрация видеофильма не должна представлять собой

просто развлечение, а должна быть частью

целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем

требованиям методики преподавания истории и

обществознания.

Таким образом, значение видеофильма определяется,

прежде всего, возможностями его как особого устройства

для передачи информации и организации её запоминания.

На этапе проверки знаний учащимся предъявляются

различные изображения, либо уже знакомые им в процессе

изучения темы, либо незнакомые, но посвященные важным,

узловым событиям и способные вызвать "эффект

узнавания". Второй вариант является оптимальным, ибо

помогает достаточно точно определить способность

учащихся свободно ориентироваться в историческом

материале. Изображения при работе на данном этапе урока

презентуются без сопроводительных подписей, в

хронологическом порядке (опыт показывает, что нарушение

хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и

делает его непосильным для большинства школьников,

однако и такой вариант может использоваться в сильных

классах, а также на различных исторических вечерах,

викторинах и т.п.). Задача учеников - определить, чему

посвящено изображение ("придумать собственную

подпись"). Работа может выполняться как устно, так и в

письменной форме.

Например, при опросе по теме "Отечественная война 1812

г." учащимся в качестве контрольных могут быть

предъявлены следующие изображения:

а) портрет императора Александра I;

б) портрет императора Наполеона;

в) переход французских войск через Неман;

г) карта-схема Бородинского сражения;

д) портрет М.И. Кутузова;

е) военный совет в Филях;

ж) Наполеон ждет делегацию с ключами от Москвы;

з) пожар Москвы;

и) М.И. Кутузов и генерал Лористон;

к) переправа французов через реку Березина.

Использование десяти изображений - оптимально на данном

этапе урока: учащиеся не утомляются, процедура контроля

знаний упрощается.

На этапе закрепления нового материала могут быть

использованы самые разнообразные формы работы, но опыт

показывает, что наиболее эффективно изучение отдельной

сюжетной картины. Возможны два варианта: задание по

картине, пробуждающее познавательную деятельность

учащихся, и собственный рассказ учителя

.

После проведения подобных мероприятий ученики, как

правило, с нетерпением ждут следующих уроков по

истории. Нам, учителям в местах лишения свободы,

необходимо учитывать особенности (положение учеников в

колонии). К сожалению, мы вынуждены применять и

индивидуальный метод обучения, т.к. наши ученики

(некоторые из них) постоянно заняты на производстве (все

буднии дни). Естественно и количество часов на обработку

тем гораздо меньше у них, чем у тех, кто занимается

классно-урочной схеме.

Заключение.

Подводя итог изложенной работы, необходимо отметить,

что я попытался показать некоторые методические

особенности не только преподавания истории в школах

мест лишения свободы, но и в целом отразить особенности

обучения данной категории лиц, отметить проблемные

аспекты, с которыми приходится сталкиваться учителям,

работая с людьми, которые по различным обстоятельствам

оказались изолированы от общества. Динамика роста

количества осужденных показывает, что наше общество

уверенно идет по пути демократизации.

Развитие школьного образования в местах лишения

свободы, несомненно, требует еще много усилий со

стороны федеральной службы исполнения наказаний и

Министерства образования, администрации колонии и

учительских коллективов по преодолению трудностей,

улучшению финансирования, материально-технического

обеспечения, укреплению кадрового потенциала

общеобразовательных сменных школ.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники