Автор: Павлова Людмила Иосифовна
Должность: инструктор физического воспитания
Учебное заведение: МБ ДОУ г.Якутск №52 "Белочка"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Дети каждые важны, дети каждые нужны
Раздел: дошкольное образование
Дети каждые важны,
дети каждые нужны
О цивилизованности общества судят по
Его отношению к инвалидам
Детям, и старикам
Франклин Рузвельт
На сегодняшний день, на территории самого крупного региона
нашей страны – Республики Саха (Якутия), проживает более
восьми тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Все
они нуждаются в особом отношении и особых формах образования
и воспитания, а также помощи в вопросах социализации и
адаптации. По большей части, дети с ограниченными
возможностями здоровья находятся на домашнем обучении, либо
проходят обучение в специализированных или коррекционных
учреждений.
Важной задачей является вовлечение детей с инвалидностью в
занятия физкультурой. Это помогает не только развитию ребенка,
но и его социализации – то есть возможность общения, как с
мотивированными взрослыми, так и со сверстниками. У детей
формируются такие социальные ценности, как участие и победа,
престиж и зрелищность, сопереживание, эмпатия, вовлеченность в
процесс и желание достичь результата.
Практика подтверждает, что, если для здоровых людей
физическая активность – обычная потребность, реализуемая
повседневно, то для детей с ограниченными возможностями
здоровья такая практика является очень важной и даже жизненно
необходимой, так как является эффективнейшим средством и
методом одновременно физической, психической, социальной
адаптации.
Адаптивное физическое воспитание – это наиболее
организованный вид адаптивной физической культуры, который
охватывает достаточно продолжительный период жизни человека.
Он включает в себя дошкольный, школьный и молодежный возраст
до восемнадцати лет. Именно поэтому можно с уверенностью
сказать, что это эффективный способ приобщения ребенка к
физической активности, который даст плоды и результаты на годы
вперед.
Такое физическое воспитание помогает сформировать у детей с
ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки
именно физической направленности, которые помогут развивать
широкий круг основных физических и психо-эмоциональных
качеств, которые заметно помогают улучшить качество жизни
ребенка.
В связи со сложными климатическими условиями в Республике
саха (Якутия) важно создание центров для детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе и с круглосуточным
пребыванием. Для этого особенно важно вовлечение
общественности, а также бизнес-сообщества. Одним из таких
примеров успешного взаимодействия можно считать проект АК
«Алроса» - в Якутске был открыт реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Уникальность центра в том, что здесь будут оказывать
комплексную медико-социальную реабилитацию и абилитацию
детей-инвалидов. При этом реабилитацию смогут проходить не
только дети из Якутии, а со всего Дальнего Востока.
В республике детские сады должны быть одной из первых
ступеней по воспитанию и развитию детей с ОВЗ и инвалидностью.
И в нашем детском саду «Белочка» весь педагогический коллектив
и в частности инструктор физического воспитания, должен видеть
и беречь каждого ребёнка.
Искусство инструктора физического
воспитания состоит в том, чтобы работа с большой группой детей
видеть каждого ребёнка в отдельности. И не только видеть, но и
беречь, учитывая его физические и психические особенности. Каких
условиях все дети овладевают двигательными навыками без
ущерба для здоровья? В нашем детском саду 34 ребенка с ОВЗ и 4
ребенка инвалида. По рекомендации медиков на занятиях
двигательной активности, этих детей не ограничивали в движениях,
так как здесь есть возможность саморегуляции. Постоянная
индивидуальная работа в значительной степени сняла проблему
малоподвижных детей. Старших группах уже нет ребят, которые
ищут занятия, не связанные с движением. Двигательная активность
всех детей увеличилась благодаря возросшему интересу к
спортивным играм. Этот интерес не появиться сам по себе. Он росс
по мере того, как дети учились играть в подвижные игры,
выполнять интересные упражнения. Даже в одной группе дети
очень разные по состоянию здоровья, темпераментом,
тренированностями. В свободное от занятий время двигаются
очень много, другие предпочитают спокойные игры. Разная
реакция на разные нагрузки на занятиях физического воспитания.
Кому-то нагрузка не достаточная, кому-то завышенная. Не нужно
быть медиком, чтобы понимать, что нагрузки должны быть в
пределах нормы, но индивидуальны, вот в чём задача инструктора
физического воспитания в условиях обще групповых занятиях.