Автор: Михайличенко Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ гимназия №7,
Населённый пункт: г. Чехов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: ГОТОВИМСЯ К ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
Раздел: полное образование
ГОТОВИМСЯ К ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ.
(на примере императора Павла I)
Михайличенко Ирина Алексеевна, учитель истории,
МБОУ гимназия №7, г. Чехов, Московская область
Изучение исторических личностей в курсе истории, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – важный
элемент исторического образования. Количество личностей в истории России велико, все
они играли значительную роль в истории нашего государства, от их деятельности, работы их
окружения многие процессы приняли особый исторический ход, изменили развитие
государства.
Нужно внимательно подходить к работе над историческим портретом личности, выделять
кроме биографических данных, ее индивидуальные уникальные качества, типичные черты,
характерные для руководителей государства (монархов, должностных лиц и т.д.),
соответствующие тому времени, рассмотреть нравственные аспекты, положительное и (если
есть) отрицательное влияние на ход развития истории. Если выдающаяся личность – монарх,
то обязательно выделить итоги его правления.
План характеристики:
1.
Биографические данные, годы жизни, годы правления.
2.
Историческая эпоха, предшественник, преемник.
3.
Условия, при которых монарх пришел к престолу.
4.
Стиль правления, окружение, приближенные, помощники.
5.
Главные события.
6.
Указы, постановления, изменившие течение жизни общества, реформы.
7.
Внутренняя политика в период правления.
8.
Внешняя политика в период правления.
9.
Сведения о семье, детях.
10. Итоги правления.
Рассмотрим работу над историческим портретом на примере урока изучения нового
материала (1-й урок по теме) в форме заочной экскурсии в музее. Общее время урока 45
минут. Оборудование: учебники и атласы по истории, справочная литература, выход в
интернет на сайты исторических музеев, ноутбуки или планшеты (или даже телефоны) у
групп по заданиям, карточки-задания.
План урока:
1.
Организационный момент, мотивация занятия, создание комфортной рабочей
обстановки, пояснение смысла занятия «заочная экскурсия в музее», хода урока, цели
занятия. (3 минуты)
2.
Актуализация опорных знаний – фронтальная беседа с классом об общих чертах
периода дворцовых переворотов и времени правления Екатерины II. (5 минут)
3.
Работа
с
текстом
учебника
и
историческими
справочниками,
материалами
виртуальных музеев по заданиям в группах, отражающих основные вопросы (10)
характеристики исторической личности. (10 минут)
4.
Представление группами учащихся найденной информации в правильной форме,
исторически грамотно, четко, емко, кратко, итогово. (10 минут)
5.
Выводы. Итоги правления. (3 минуты)
6.
Выставление оценок группам и учащимся, комментарии. (2 минуты)
7.
Рекомендации по изучению данной исторической личности по книгам, фильмам,
музейным экспозициям. Домашнее задание. (2 минуты)
Материалы к уроку:
ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (1754 - 1801) — император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года
по 1801 год, великий магистр Мальтийского ордена с 29 ноября (10 декабря) 1798 года.
Представитель династии Гольштейн-Готторп-Романовых, сын Екатерины II и Петра III.
Отношения между Павлом и его матерью Екатериной II всегда были прохладными. Он
считал, что это она виновна в гибели его отца Петра III и не передала ему престол после его
совершеннолетия. Екатерина, чтобы удалить сына подальше от двора, подарила ему
Гатчинский дворец, который, по сути, стал местом ссылки для наследника.
Императором Павел стал в 42 года. Особых навыков ведения государственных дел он не
имел, что компенсировал своими яркими способностями. Павел I Петрович получил
императорский титул, состоящий из 51-го географического названия.
Первым
мероприятием,
проведенным
в
статусе
императора,
явилась
коронация
покойного Петра III и его перезахоронение
в Петропавловском соборе, рядом с
Екатериной II.
Первым
документом,
обнародованным
после
коронации
Павла,
стал
Акт
о
престолонаследии. Согласно ему наследниками становились прямые потомки царя по
мужской линии, а женщины могли претендовать на него только в отсутствии прямого
потомка.
Павел I реформировал Сенат, который уже не справлялся с возросшим объемом дел.
Самое большое недовольство вызвали реформы Павла в армии. Преклонение Павла перед
прусскими армейскими порядками повлияло и на русские войска. За основу брались
прусские уставы, и даже неудобная прусская форма пришла на смену русской. В армии
насаждалась муштра, строжайшая дисциплина.
С самого начала своей главной внешнеполитической задачей Павел I считал борьбу с
Францией, в которой произошла революция. Объединившись, Турция, Великобритания,
Сицилия и Австрия организовали антифранцузскую коалицию.
Поставленный во главе союзных войск, А. В. Суворов освободил Северную Италию и
совершил знаменитый переход через Альпы. Но вскоре, недовольный действиями
союзников, Павел расторг союзные отношения с Австрией и переключился на другого
противника – Англию. Павла, как и многих, раздражало, что основная часть мировой
торговли сосредоточена в руках британцев. Складывалась новая коалиция объединенных
флотов России, Франции, Швеции и Дании.
После захвата британским флотом острова Мальта у Павла не осталось сомнений, и он
порвал все отношения с Англией. Мальта была важна для него как перспективная база
русского флота в Средиземноморье, к тому же Павел I по совместительству являлся
великим магистром Мальтийского ордена.
В это время готовились предпосылки к сближению с Наполеоном. Оба императора начали
готовить совместный поход в Индию, являвшуюся английской колонией. Были даже
отправлены подразделения войска Донского в Бухару и Хиву, чтобы в дальнейшем
двинуться в Индию.
ОСЛАБЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ДВОРЯНСТВА
2 (13) января 1797 года Павел отменил статью Жалованной грамоты, запрещавшую
применять телесные наказания к дворянскому сословию. Были введены телесные наказания
за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения.
24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных
жалоб государю, Сенату и губернаторам областей. Указом от 4 (15) мая 1797 года император
запретил дворянам подавать коллективные прошения.
Император указом от 15 (26) ноября 1797 года запретил допускать к участию в выборах
дворян, уволенных со службы за проступки.
Указом от 18 (29) декабря 1797 года дворян обязали платить налог для содержания органов
местного самоуправления в губерниях. В 1799 году сумма налога была увеличена.
В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить
отставку.
В 1799 году дворяне стали платить подать по 20 рублей «с души».
Также в 1799 году упразднены губернские дворянские собрания.
23 августа (4 сентября) 1800 года отменено право дворянских обществ выбирать заседателей
в судебные органы.
Дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, Павел I приказал предавать суду.
Император резко ограничил переход с военной службы на гражданскую.
УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН
Основная статья: Манифест о трёхдневной барщине
Основная статья: Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797—1861)
Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более
трёх дней в неделю. Была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и
прощена недоимка подушной подати.
Началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы
сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб.
Было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при
продаже.
В губерниях губернаторам было предписано наблюдать за отношением помещиков к
крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными было предписано докладывать об
этом императору.
Указом от 19 (30) сентября 1797 года для крестьян отменена повинность держать лошадей
для армии и давать продовольствие, вместо этого стали брать «по 15 копеек с души,
надбавку к подушному окладу».
В начале своего царствования в 1797 году разрешил крестьянам подавать ему жалобы на
притеснения помещиков и управителей. Но вскоре был издан указ, предписывающий
крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам.
Указом от 21 октября (1 ноября) 1797 года было подтверждено право казённых крестьян
записываться в купечество и мещанство.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
Павел успел провести ряд преобразований, направленных на дальнейшую централизацию
государственной власти. В частности, изменились функции Сената, были восстановлены
некоторые коллегии, упразднённые Екатериной II. В 1798 году вышел указ о создании
департамента водных коммуникаций. 4 (15) декабря 1796 года учреждено Государственное
казначейство и должность государственного казначея. Утверждённым в сентябре 1800 года
«Постановлением о коммерц-коллегии» купечеству было дано право выбрать 13 из 23 её
членов из своей среды. Также была проведена реформа административно-территориального
деления, преобразовавшая наместничества в губернии и уменьшившая их количество.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
Подобно родителям, Павел не отличался православным благочестием. У императора были
многочисленные внебрачные связи как до, так и во время семейной жизни, а наследник
престола Александр был зачат в середине Великого поста, что стало беспрецедентным
событием для русского государства. Показательным было отношение Павла к строительству
главного храма столицы — Исаакиевского собора. Новый император резко уменьшил
расходы на строительство, а мрамор, который был подготовлен для облицовки стен собора,
использовал для собственной резиденции — Михайловского замка.
Основной задачей Церкви Павел видел укрепление самодержавной власти и предупреждение
народных волнений. В 1797 году император издал Манифест, в котором указал, что
«священники приходские имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу
ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам
своим», а архиереям велел удалять с приходов священников за «хотя бы только подозрение к
наклонению
крестьян
к
возмущению».
Государственное
жалование
приходским
священникам было увеличено более чем в два раза, появилась практика награждения
духовных лиц гражданскими орденами. В 1798 году крестьянам было предписано
обрабатывать землю приходских священников. В 1801 году император освободил
духовенство от обязанности следить за регулярностью исповеди прихожан.
При Павле политика государства в отношении неправославных исповеданий стала
максимально терпимой. Так, 18 (29) марта 1797 года был издан Манифест о свободе
вероисповедания в Польше для католиков и православных. Год спустя, 12 (23) марта 1798
года Павел издал указ, разрешающий строительство старообрядческих храмов во всех
епархиях российского государства. В 1800 году окончательно было утверждено положение о
единоверческих церквях.
УСИЛЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ
Панически опасаясь заразительности примера Великой французской революции, Павел в
1800 году запретил ввоз иностранных книг и отправку юношей за границу для получения
образования. В немилость попали Гёте, Шиллер, Кант, Свифт и другие выдающиеся авторы.
Все частные («вольные») типографии в стране были закрыты.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
Укрепление дисциплины при Павле I коснулось различных сторон общественной жизни, но в
первую очередь армии. Павел утвердил новые воинские уставы, затем пересмотрел
петровский морской устав, ограничил срок службы рекрутов 25 годами.
Вместо «потёмкинской» военной формы, отменившей парики и букли, Павел ввёл
обмундирование войск, полностью с прусских образцов. В новой форме было и полезное
нововведение — шинели, которые сменили в 1797 году прежние епанчи и спасли множество
русских солдат, было развёрнуто строительство казарм, появились подразделения —
инженерное, фельдъегерское, картографическое.
Внимание уделялось внешней стороне армии (муштра и фрунт). За малейшие промахи
офицеров ожидало разжалование. Впервые в Европе были введены наградные знаки для
рядовых.
Вместе с тем ряд его нововведений по улучшению организации армии (введение дивизий по
постоянным штатам, централизация управления войсками и т. д.) имели положительный
эффект и сохранились в армии после гибели императора.
Попытка РЕФОРМЫ ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1800.
утвердить разработанный Павлом I в пику матери символ двуглавого орла с включённым
мальтийским крестом. Манифест является исключительно красивым геральдическим
документом.
ПРОЧИЕ МЕРЫ
Павла I можно считать основателем служебного собаководства в России — кинологии. Он
приказал Экспедиции государственного хозяйства (указом от 12 (23) августа 1797 года)
закупить в Испании мериносных овец и собак испанской породы для охраны домашнего
скота.
ПАВЕЛ I БЫЛ ДВАЖДЫ ЖЕНАТ:
1-я жена Наталья Алексеевна (1755—1776), урожд. принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза
Гессен-Дармштадтская, дочь Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского. Умерла при
родах вместе с младенцем.
2-я
жена:
Мария
Фёдоровна
(1759—1828),
урожд.
принцесса
София
Доротея
Вюртембергская, дочь Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского.
У Павла I и Марии Фёдоровны было 10 детей:
Александр I (1777 —1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 1801 года;
Константин Павлович (27 апреля (8 мая) 1779 — 15 (27) июня 1831) — цесаревич (с 1799
года) и великий князь, наместник польский в Варшаве;
Александра Павловна (1783 —1801)
Елена Павловна (1784 —1803)
Мария Павловна (1786 —1859)
Екатерина Павловна (1788 —1819)
Ольга Павловна (1792 —1795)
Анна Павловна (1795 —1865)
Николай I (1796 —1855, император Всероссийский с 1825 года)
Михаил Павлович (1798 —1849)
ВНЕБРАЧНЫЕ ДЕТИ:
Семён Афанасьевич Великий (1772 —1794) — от Софьи Степановны Ушаковой (1746—
1803);
Марфа Павловна Мусина-Юрьева (1801 —1803) — от Мавры Исидоровны Юрьевой.
Со временем все действия Павла I находили все больше недовольных. В ночь с 11 на 12
марта 1801 года заговорщики ворвались в покои императора и потребовали его отречения.
Павел отказался, в завязавшейся драке он был убит. Новым русским императором был
провозглашен его сын, Александр I Павлович, знавший о заговоре и согласившийся на него.
Литература:
1.
Душкова З.В., Нехамкин В.А. Роль личности в истории. Современный взгляд. -М.:
Издательский дом Душковой, 2011. – 160 с.
2.
Елисеева О.И., Шинкарук М.А., Кузмин В.В. Великие люди России. – М.: Book
Present, 2022. – 304 с.
3.
Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Справочник исторических личностей и 130
биографических материалов. -Ростов на Дону, Легион. 2019. – 320с.