Автор: Злобина Любовь Германовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование активных форм и методов на занятиях социально-педагогической направленности
Раздел: среднее образование
Тема :
«Использование активных форм и методов на занятиях социально-
педагогической направленности»
Злобина Любовь Германовна,
учитель технологии
МАОУ СОШ№17 г. Набережные Челны
Вовлечение школьников в социальную практику.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается
на протяжении всей жизни человека, а значит опыт, приобретённый в начальной
школе, формирует успешную личность в старших классах. Поэтому вовлечение
школьников в социальную практику с целью развития их потенциала является
приоритетным направлением в любые времена. Обращаю внимание, что под
социальной практикой мы подразумеваем вид деятельности школьника,
направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он
получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе.
При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды
образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Таким образом, классному
руководителю необходимо создавать ситуации для получения школьниками
социального опыта и продумывать для них разнообразные виды деятельности. В
нашей школе работает 15 кружков и секций, которые помогают работе классного
руководителя по вовлечению школьников в социальную практику. Одной из
важных задач программы является формирование у ребенка умения отстаивать
свое мнение и говорить «нет» в критических ситуациях, даже когда он
подвергается негативному давлению со стороны сверстников или взрослых.
Знания, умения и навыки, полученные детьми в ходе занятий, позволяют им
осознанно выбирать линию поведения в различных ситуациях, учат не следовать
бездумно чужому примеру и не повторять чужие ошибки. Участие родителей в
выполнении заданий позволяет сохранить и укрепить взаимодействие с детьми,
создают условия для бесед с ребенком по проблемам, которые могут возникнуть в
обыденной жизни.
2. Система традиционных и инновационных классных часов и школьных
мероприятий, направленных на получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
2.1. Традиционные: День матери – изготовление подарков, подготовка
праздничного концерта и угощений для мам и бабушек. День Победы –
ознакомление с героиче- скими страницами истории России, жизнью
замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга. День
пожилых людей – изготовление открыток и поздравление своих родных, соседей.
Классный руководитель: вовлечение младших школьников в социальную практику
День Земли – высадка растений, очистка доступных территорий от мусора, участие
вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства. Акция
«Посади дерево» – посадка деревьев совместно с выпускниками 11 класса,
родителями на пришкольном участке. День защитников Отечества – участие в
просмотре отрывков из художественных фильмов, проведение бесед о подвигах
Российской армии, защитниках Отечества, участие в подготовке и проведении игр
военно-патриотического содержания. «Последний звонок» – поздравление
выпускников школы первоклассниками. «День Здоровья» – участие учащихся и их
родителей в школьных спортивных конкурсах. Участие в празднике «Радуга
талантов» и других танцевальных и вокальных конкурсах города. Участие в
спортивных праздниках: городской праздник «Я и моя мама»; межрайонная
Спартакиада, организованная родителями на- шей школы и др. Участие в
конкурсах разного уровня – рисунки, декламация, театральные постановки.
Мотивацией младших школьников к участию в социальной деятельности
являются: Акции добрых и полезных дел – новая форма, которая родилась и уже
прочно укрепилась в нашей школе. Это общественно полезная деятельность
класса, объединённая одной темой, которая позволяет классному коллективу стать
настоящим хозяином школы на целую неделю.
Результаты реализации проектов:
• Личностные УУД. Ученики начинают ценить и принимать следующие базовые
ценности: «добро», «зло», «терпение», «семья», «Родина», «настоящий друг».
Формируется уважение к своей семье, любовь к родителям.
• Регулятивные УУД. Дети участвуют в социально значимых акциях и проектах
под руководством учителя. Учатся определять цель и планировать свою
деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу.
• Познавательные УУД. Учащиеся получают элементарные знания о законах и
правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и
обязанностях граждан.
• Коммуникативные УУД. Ребята начинают слушать и понимать речь других,
работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.