Роль предметно-развивающей среды в социализации дошкольников
Автор: Харрасова Дания Рамиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Малышок" Населённый пункт: Улукулево Наименование материала: статья Тема: Роль предметно-развивающей среды в социализации дошкольников Раздел: дошкольное образование
социализации дошкольников
Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит
особо
актуально.
Это
связано
с
введением
нового
Федерального
государственного
образовательного стандарта. Поэтому первоочередной задачей для нас было создание
такой
пространственной
среды,
которая
стимулировала
бы
самую
разнообразную
самостоятельную деятельность ребенка.
Одним
из
5
приоритетных
направлений
деятельности
дошкольного
учреждения
(в
соответствии
с
ФГОС
ДО)
является
социально
-
коммуникативное
развитие
детей
дошкольного
возраста.
Основной
целью
этого
направления
является
позитивная
социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются
следующие:
1.
Создать
условия
для
усвоения
детьми
дошкольного
возраста
норм
и
ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2.
Развивать
социальный
и
эмоциональный
интеллект
детей,
их
эмоциональную
отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам
труда и творчества.
5.
Формировать
у
детей
основы
безопасного
поведения
в
быту,
социуме,
природе;
готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной,
развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС необходимо
помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей
дошкольного
возраста
должно
определяться
содержанием
непосредственно
образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Образовательная
область
«Социально-коммуникативное
развитие»
реализуется
в
4-ех
направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение,
а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их
активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру
как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых
моделируются формы поведения ребенка.
В
группах
оборудованы
уголки
сюжетно-ролевых
игр,
в
которых
сконцентрированы
наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. В зависимости от возраста
детей, это могут быть:
- «Дом, семья»
- «Детский сад»
- «Поликлиника», «Больница»
-«Магазин»
- «Швейное ателье»
- «Строительство»
И многое другое, в зависимости от пожеланий и интересов детей.
Следующим
направлением
реализации
ОО
«Социально-коммуникативное
развитие»
является патриотическое воспитание .
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества,
одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое
воспитание.
Сейчас,
в
период
нестабильности
в
обществе,
возникает
необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа.
Для этого в каждой группе, в соответствии с возрастом детей оборудованы патриотические
уголки. В каждом имеются герб и флаг России, слова гимна, фото столицы, родного
города, поселка, улицы. Подобрана литература по данной тематике. Репродукции картин.
Карты, глобус. Фотоальбомы с народными костюмами и многое другое, что позволяет
развивать
интерес
к
русским
традициям
и
промыслам;
чувство
уважения
к
другим
народам.
Следующее
направление
реализации
ОО
«Социально-коммуникативное
развитие»
является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная
цель
работы
-
расширение
представлений
воспитанников
о
том,
что
безопасность
зависит
и
от
них
самих,
от
соблюдения
определенных
правил
(гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и
избежать возможную опасность. Для достижения цели в каждой группе имеются:
Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по
безопасности дорожного движения.
Набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС (жезлы, фуражки, жилеты)
Дидактические игры по ПДД и пожарной и электробезопасности.
« Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести
себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе
похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»
Трудовое воспитание
Главная
цель
трудового
воспитания
дошкольников
—
это
формирование
личности
ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у
дошкольника
сообразительность,
наблюдательность,
внимание,
сосредоточенность,
п а м я т ь ,
а
т а к ж е
у к р е п л я е т
е г о
ф и з и ч е с к и е
с и л ы
и
з д о р о в ь е .
Для
этого
в
группах
имеются
уголки
дежурных.
Дети
помогают
сервировать
столы,
используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за
растениями. Наши воспитанники активно ухаживают за «Огородом на окне».