Напоминание

Роль предметно-развивающей среды в социализации дошкольников


Автор: Харрасова Дания Рамиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Малышок"
Населённый пункт: Улукулево
Наименование материала: статья
Тема: Роль предметно-развивающей среды в социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль предметно-развивающей среды в

социализации дошкольников
Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Поэтому первоочередной задачей для нас было создание такой пространственной среды, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:  содержательно-насыщенной,  развивающей;  трансформируемой;  полифункциональной;  вариативной  доступной;  безопасной;  здоровьесберегающей;  эстетически-привлекательной. Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей
дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее. Развитие
игровой деятельности
детей с целью освоения различных социальных ролей Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. В группах оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. В зависимости от возраста детей, это могут быть: - «Дом, семья» - «Детский сад» - «Поликлиника», «Больница» -«Магазин» - «Швейное ателье» - «Строительство» И многое другое, в зависимости от пожеланий и интересов детей. Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является
патриотическое воспитание
. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Для этого в каждой группе, в соответствии с возрастом детей оборудованы патриотические уголки. В каждом имеются герб и флаг России, слова гимна, фото столицы, родного города, поселка, улицы. Подобрана литература по данной тематике. Репродукции картин. Карты, глобус. Фотоальбомы с народными костюмами и многое другое, что позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам; чувство уважения к другим народам. Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил
(гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в каждой группе имеются: Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения. Набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС (жезлы, фуражки, жилеты) Дидактические игры по ПДД и пожарной и электробезопасности. « Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, п а м я т ь , а т а к ж е у к р е п л я е т е г о ф и з и ч е с к и е с и л ы и з д о р о в ь е . Для этого в группах имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Наши воспитанники активно ухаживают за «Огородом на окне».


В раздел образования