Автор: Азаматова Диана Арслахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного
возраста.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей
дошкольного возраста. Дидактические игры можно использовать при усвоении
любого программного материала и проводить на групповых, на индивидуальных
занятиях,
можно
включать
в
любое
занятие
(музыкальное,
физкультурное,
изодеятельность и др.), можно использовать в режимных моментах, на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок
получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с
определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и
чувственный опыт, что позволяет обеспечить нужное количество повторений на
разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения
к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития
детей должны основываться на следующих принципах:
- Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
-
Назначение
предметов,
картинок,
пособий,
смысл
вопросов,
правила
должны быть понятны детям.
- Пособия должны быть внешне привлекательными.
- Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить
вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
- Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение
которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических
игр:
-игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал,
предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
-словесные игры (без наглядного материала).
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов,
пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с
мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры
с мячом универсальны и разнообразны: «Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй», «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Что
происходит
в
природе?»,
«Составь
предложение»,
«Подскажи
словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.
Таким
образом,
использование
дидактических
игр
и
упражнений
даёт
большие возможности для развития речи у дошкольников:
- повышается речевая мотивация,
- успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Дидактические
игры
универсальны
и
их
разнообразие
и
наполнение
содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми
весело и интересно.
Примерные дидактические игры по развитию речи
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах
(бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 3-4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно,
что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и
запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает
один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных
явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и
т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления.
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал).
Ход: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном -
геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила
игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и
найдет
предмет
такой
же
формы,
какую
я
покажу.
Ребенок,
к
которому
подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет
такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран
правильно, дети хлопают в ладоши. Затем педагог катит обруч к следующему
ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не
подойдут, подобраны к образцам.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая
мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит;
тигр рычит; змея шипит; комар пищит; собака лает; утка крякает; свинья
хрюкает.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание; учить
детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие
знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их,
подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и
угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок
уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из
животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети
внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание
детей.
Ход: (Педагог показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака
лает
громко:
«ав-ав».
А
это
кто?
(ответы
детей).
Щенок
лает
тихо
(дети
повторяют
звукосочетание
3-4
раза).
(Педагог
показывает
картинку
с
изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто?
(ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом
домике
живет:
«ав-ав»
(произносится громко?)
(Ответы
детей)
Правильно,
собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в
этом домике живет «мяу-мяу»? (произносит тихо) Как котенок мяукал?
Аналогично
дети
отгадывают,
кто
живет
в
других
домиках
и
повторяют
звукосочетания по нескольку раз.
Игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков; развивать интонационную
выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель:
«Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица)
Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье
курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Игра «Теремок»
Цель:
ориентироваться
на
окончание
глагола
в
прошедшем
времени
при
согласовании его с существительным.
Оборудование: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка,
зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим
на
ковре
теремок.
Возле
теремка
рассадим
животных.
Будем
рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. Стоит
в
поле
теремок.
Прибежала
к
теремку
...
кто?
Правильно,
мышка.
(Дети
подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в
теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте,
как мы
говорим: лягушка прискакала, а
зайка
прискакал;
лисичка прибежала, а волк прибежал.