Автор: Сентизов Семён Русланович
Должность: Учитель Физической Культуры
Учебное заведение: МБОУ Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского
Населённый пункт: с.Антоновка Нюрбинского улуса
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Общая физическая подготовка в занятиях по волейболу
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
«Общая физическая подготовка в занятиях по волейболу»
Фамилия, имя, отчество составителя:
Сентизов Семен Русланович
Должность: учитель Физической культуры
Организация: МБОУ Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского
с. Антоновка
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
1.1. Определение общей физической подготовки…………………………...…6
1.2. Роль и место общей физической подготовки
в тренировочном процессе волейболистов………………………………..8
II.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ВОЛЕЙБОЛУ В ШКОЛЕ
2.1. Волейбол в школе…………………………………………………………..12
2.2. Организация урока по волейболу с использованием ОФП………….…..17
2.3. Программа общей физической подготовки для учащихся
1-6-х классов…………………………………………………………..……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол как спортивная игра появился в конце прошлого века в г.
Гелиоке (США). Ее создатель - учитель физического воспитания Вильям
Морган - хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела
простые правила и поэтому была бы доступной для людей любого возраста.
С 1900 г. волейбол распространяется в Канаде и странах Азии, а в 1914-20 гг.
в Европе, в частности в Чехословакии, Польше, Латвии и других странах. В
связи с ростом популярности волейбола совершенствуются и правила игры:
устанавливается количество играющих в команде (6 человек), высота сетки
(243 см), вводится средняя линия, определяется продолжительность игры (до
15
очков).
Таким
образом,
волейбол,
оставаясь
игрой-развлечением,
приобретает
новые
качества,
становится
отличным
физическим
упражнением, дающим возможность проявить в игре физические качества и
спортивную подготовку.
Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки
вырабатывают новые технические приемы подачи и перебивания мяча на
сторону противника. Подача становится не только способом введения мяча в
игру, но
и средством нападения. Появляются верхняя прямая и верхняя
боковая подачи. С введением правила трех касаний мяча игра становится
более коллективной, появляются новые эффективные приемы нападения,
зарождается специализация игроков и тактика игры.
Дальнейшее совершенствование техники и тактики волейбола было
тесно связано с поисками новых форм и методов учебно-тренировочной
работы. Тактика игры в то время явно не соответствовала уровню развития
техники и строилась только на создании наиболее выгодных условий для
нападающего удара. Это приводило к нежелательной узкой специализации
игроков и разграничению функций защитников и нападающих. Однако узкая
специализация имела и некоторую положительную роль в развитии игры, так
как раскрывала широкий диапазон действий игроков как в нападении, так и в
защите. Построение игры на одного нападающего подсказало возможность
выполнения нападающего удара с любого места передней линии площадки
по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки. Специализация же
игроков в защите позволяла закрыть блоком любой нападающий удар,
способствовала
появлению
квалифицированного
блока
и
страховки
блокирующих игроков.
Одностороннее
развитие
физических
качеств
при
узкой
специализации волейболистов (у нападающих прыгучесть, сила, а у
защитников подвижность, ловкость и т.д.) существенно снижало достоинства
волейбола
как
средства,
призванного
решать
задачу
всестороннего
физического развития. Появилась необходимость разработки методики
общей физической подготовки волейболистов. Научными исследованиями
проблемы общей физической подготовки на занятиях по волейболу
занимались Фурманов А.Г., Болдырев Д.М., Фомин Е.В., Железняк Ю.Д.,
Кунянский В.А., Дукальский А.В. и др.
Цель
исследования
-
охарактеризовать
особенности
общей
физической подготовки на занятиях по волейболу.
Задачи данной разработки заключаются в следующем:
1.
Определить понятие общей физической подготовки - ОФП.
2.
Рассмотреть роль ОФП в подготовке волейболистов.
3.
Показать основные особенности общей физической подготовки на
занятиях по волейболу.
Объект исследования:
занятия по волейболу.
Предмет исследования:
особенности общей физической подготовки на занятиях по волейболу.
В связи с теоретическим характером исследования гипотеза не
формулируется.
Эмпирическая база работы формировалась на основе учебных и
периодических изданий по физической культуре и спорту - «Физкультура и
спорт», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в
школе»,
«Физическая
культура:
воспитание,
образование,
тренировка»,
«Первое сентября. Спорт в школе» и т.д.
Методы исследования:
- анализ понятийно-терминологического аппарата темы;
- синтез, обобщение, конкретизация, абстракция;
- изучение и анализ литературы.
Методическая разработка состоит из введения, основной части из
двух глав теоретического характера и заключения.
1.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
1.1.
Определение общей физической подготовки
В теории физической культуры и спорта существует понятие «общая
физическая подготовка» (ОФП), которая предусматривает всестороннее
воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим
особенностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе
обусловливают общий успех спортивной деятельности.
Ю.И. Гришина полагает, что «общая физическая подготовка - не
только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья» [3, С.4].
В.А. Кашкаров [14] не разделяет понятия «общая физическая
подготовка» и «общая физическая подготовленность», указывая, что «общая
подготовленность
предполагает
разностороннее
развитие
физических
качеств, функциональных возможностей органов и систем организма,
слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности» [14, С.78].
Продолжая данную мысль, В.А. Кашкаров отмечает: «В современных
представлениях о спортивной тренировке, в отличие от бытовавших ранее,
общая подготовленность связывается не с разносторонним физическим
совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей,
опосредованно
оказывающих
влияние
на
спортивные
достижения
и
эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта» [14,
С.78].
Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры или
спорта, и не имея достаточной ОФП, и физкультурник, и спортсмен будут
постоянно с этой проблемой сталкиваться, часто даже не сознавая, в чем
истинная причина неудач.
Что такое ОФП как вид физкультуры? Это система занятий
физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических
качеств
-
выносливости,
силы,
ловкости,
гибкости,
скорости
в
их
гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть
любой вид физических упражнений - гимнастика, аэробика, бег, игры,
бодибилдинг, плавание, единоборства и т.д. Главное: избежать узкой
специализации и гипертрофированного развития одного качества за счет
других. Хотя приоритет можно отдать любому.
Общая физическая подготовка - не спорт, но ни в одном виде спорта
без нее не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание
уделяется
ОФП.
Для
отбора
в
олимпийские
команды,
например,
устанавливают даже специальные нормативы. Правда, для каждого вида
спорта они свои. Н.А. Лупандина, Г.П. Сальникова и др. разделяют данную
точку зрения [12; 17 и др.].
Человек, имеющий хорошую ОФП, может специализироваться в
любом виде спорта. И не только специализироваться, но и побеждать.
Таким образом, общая физическая подготовка - это способ развития
или сохранения физических качеств на внутреннем, физиологическом,
биохимическом или клеточном уровнях.
1.2. Роль и место общей физической подготовки в тренировочном процессе
волейболистов
Атлетические особенности игроков являются предпосылкой для
освоения и дальнейшего успешного совершенствования техники и тактики
игры. Становление общей и специальной физической подготовки в процессе
тренировки зависит прежде всего от уровня физической подготовки игроков.
«Главное и основное правило при этом следующее: чем ниже уровень
физической подготовки, тем больше должно быть общеразвивающих
упражнений, и чем выше уровень физической подготовки, тем больше
должно быть специальных атлетических упражнений» [19, С.50].
В волейболе, как и в других видах спорта, можно достичь высоких
результатов лишь при сочетании углубленной специализации с работой по
общей физической подготовке. Спортивная специализация не исключает
всестороннего развития. Напротив, наиболее значительный прогресс в
избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема
функциональных
возможностей
организма,
разностороннего
развития
физических и духовных способностей. В этом убеждает опыт спортивной
практики,
равно
как
и
данные
теоретических
и
экспериментальных
исследований (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев).
Зависимость спортивных
достижений от разностороннего развития спортсмена Е.В. Фомин объясняет
двумя основными причинами.
Во-первых, единством организма - органической взаимосвязью всех
его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития.
Во-вторых, взаимодействием различных двигательных навыков и
умений [21, С.18].
Наибольшее значение разносторонняя физическая подготовка имеет в
начальном обучении, так как здесь закладывается тот фундамент, на котором
в дальнейшем строится технико-тактическое мастерство волейболиста [19,
С.51]. В зависимости от его квалификации разносторонняя физическая
подготовка на разных этапах тренировки занимает от 15 до 70% времени.
Задачи общей физической подготовки в волейболе:
Рис. 1 Задачи ОФП в волейболе
Из всего многообразия средств общей физической подготовки
преимущественно используются: гимнастика, акробатика, легкая атлетика,
упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры.
Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия
зависит от конкретных задач обучения и условий, в которых они
Задачи
общей
физической
подготовки
укрепление основных
систем организма
волейболиста, не
сущих основную
нагрузку при
выполнении
специальных заданий и
непосредственно в игре
совершенствование
жизненно
необходимых
двигательных
навыков
и умений
укрепление здоровья,
содействие
физическому развитию,
воспитание правильной
осанки
развитие
основных двигательных
качеств
проявляются. Общеразвивающие упражнения, в зависимости от задач урока,
можно включать в подготовительную часть, в основную и, отчасти, в
заключительную часть урока. Так, гимнастика, легкая атлетика, спортивные
игры, подвижные игры применяются как в подготовительной части, так и в
основной. Это особенно характерно для начального этапа обучения, когда
эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая
нагрузка в упражнениях по технике) [19, С.51].
Сохранение высокого уровня физической подготовленности игроков
обеспечивается
за
счет
большого
объема
и
высокой
интенсивности
тренировки и участия в соревнованиях. Поэтому квалифицированные игроки
на всех этапах подготовительного и основного периодов затрачивают на
упражнения по общей физической подготовке в тренировочном занятии от
15 до 25 минут. Исключения составляют занятия в начале подготовительного
периода,
где
общая
физическая
подготовка
имеет
оздоровительную
направленность.
В годичном цикле распределение средств физической подготовки в
процентном отношении планируется преподавателями для команд новичков:
подготовительный период - 40%, основной - 40%, переходный - 20%; для
волейболистов 2-го и 3-го разрядов - соответственно 45, 35, 20%; 1-го
разряда - 45, 30, 25% (см. Приложение 1). Это примерное распределение
средств физической подготовки может стать ориентиром при планировании
учебного процесса [19, С.52].
Соотношение общей и специальной физической подготовки на
различных
этапах
спортивной
тренировки
примерно
такое.
В
подготовительном
периоде
на
первом
этапе
физической
подготовке
отводится до 40-45% общего времени, соотношение же общей и специальной
физической подготовки 2:1.
На втором этапе физическая подготовка занимает 25-30% общего
времени и соотношение общей и специальной физической подготовки
примерно 1:1 с повышением удельного веса в сторону специальной
физической подготовки.
На третьем этапе физическая подготовка занимает примерно 20-25%
общего времени, специальная физическая подготовка доминирует над общей
в соотношении примерно 1:2.
В соревновательном периоде общий удельный вес физической
подготовки занимает примерно 20-25% общего времени. Она направлена на
достижение максимальной тренированности, поддержание ее на этом уровне
только средствами специальной физической подготовки. В переходном
периоде
уменьшаются
общий
объем
и
интенсивность
нагрузок.
Занимающиеся переключаются на такой вид деятельности, которая позволяет
отдохнуть, не теряя достигнутого уровня физического развития. В процессе
активного отдыха широко используется игровой метод.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что общая
физическая подготовка играет в достижениях волейболистов большую роль.
2.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ВОЛЕЙБОЛУ В ШКОЛЕ
2.1. Волейбол в школе
К обучению игре в волейбол следует приступать с 11-12-летнего
возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей,
увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом
возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают
необходимую для волейбола прочность и упругость. У девочек этот период
совпадает с началом полового созревания. Их организм претерпевает
морфологические и функциональные изменения, увеличивается размер таза
и происходит значительная прибавка веса. На это указывают В.А. Голомазов,
В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников [2, С.11]. Для мальчиков этого возраста
характерно
увеличение
силы
мышц
конечностей
(абсолютной
и
относительной). Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы,
возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота пульса.
Детский организм обладает способностью быстро настраиваться на
предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных
процессов. Изменяется психика детей, появляется «чувство взрослости»,
стремление приобщиться к жизни взрослых, перенимать их манеры, под-
ражать им в движениях. Поэтому-то в работе с детьми особенно важен
точный показ упражнения, который бы явился достойным примером для
подражания.
В возрасте 11-12 лет усиленно развиваются внимание, память, воля,
быстрота мышления. Возрастает способность к восприятию, запоминанию
сложных
движений,
анализу
своих
действий.
Дети,
сосредоточивая
внимание, способны выполнять сложные движения и улучшать их качество.
Следует, однако, помнить, что в этом возрасте детскому организму
свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление
работоспособности, поэтому при обучении необходимо как можно больше
разнообразить упражнения.
Для
волейболиста
характерно
умение
взаимодействовать
с
движущимся предметом (мячом). Здесь особое значение приобретает
зрительный анализатор. К 11-12 годам у детей происходят становление
центрального и периферического зрения. Правильная оценка удаленности
мяча и скорости его приближения облегчает общую координацию в
выполнении игровых приемов. В дальнейшем при занятиях волейболом эти
качества все более совершенствуются [8, С.33].
Деятельность волейболиста характеризуется также сменой игровых
ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной
интенсивностью, что дает возможность детям успешно овладевать игровыми
приемами. Но это не значит, что начало занятий волейболом в более позднем
возрасте (старше 12 лет) не даст желаемых результатов. Практика знает
немало примеров, когда высококлассные волейболисты начинали серьезно
заниматься волейболом в значительно более позднем возрасте. Дело в том,
что 11-12-летние дети еще не могут полностью проявить свои способности,
определить спортивное призвание. В то же время повышенный интерес к
волейболу, на пример в юношеском возрасте, чаще всего объясняется
несомненными способностями именно к этому виду спорта. Правильная
постановка учебного процесса может компенсировать упущенное ранее.
Следует отметить, что многообразие движений при игре в волейбол
является эффективным средством для устранения недостатков в физическом
развитии
школьников
и
способствует
повышению
их
двигательной
активности на протяжении всего периода обучения в школе.
Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу,
ловкость, быстроту
и выносливость.
Все движения,
применяемые в
волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и
метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их
сравнительно легко.
Несмотря
на
большую
эмоциональность,
способствующую
выполнению большого объема физических нагрузок, на занятиях по
волейболу не переступаются границы оптимальных усилий и исключается
переутомление в силу того, что волейбол по своей специфике является
упражнением
самодозирующимся.
Подтверждением
сказанному
может
служить такой пример: высококвалифицированный спортсмен-волейболист
за одну игру теряет в весе до 1,5 кг (с одновременными значительными
затратами и нервной энергии), а начинающий волейболист, овладевший лишь
простейшими способами выполнения игровых приемов, может принимать
участие в игре продолжительное время, не теряя в весе. «Свойство
самодозировки делает волейбол, с одной стороны, доступным для людей
любого возраста, а с другой, может служить средством для достижения
высокого уровня физической подготовленности», - отмечает А.В. Дукальская
[4, С.7].
Выше говорилось о том, что при работе с детьми следует не забывать
об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного
развития, что на занятиях допустимы значительные нагрузки. Однако
следует помнить, что эти нагрузки должны быть непродолжительными и
обязательно чередоваться с активным отдыхом. Для этого при обучении
возможно чаще применяют подвижные игры с элементами волейбола,
упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные
игры по упрощенным правилам и с уменьшенным количеством участников,
соревнования в выполнении отдельных игровых приемов.
Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в
учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. Бытующее
мнение о том, что «не чистая игра» быстро закрепляется и затем трудно
поддается
исправлению,
нельзя
считать
серьезным.
С
возрастом
и
овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую
ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного
фиксирования ошибок, внушений или свистков, которые снижают интерес
детей к волейболу.
Р.Я. Проходовский акцентирует внимание на том, что «в процессе
обучения игровым приемам рекомендуется сосредоточивать внимание на
овладении основами техники (исходные положения, перемещения, прыжки,
передачи), на точной координации движений и лишь после этого переходить
к совершенствованию техники на фоне повышенных нагрузок» [16, С.30].
Для
повышения
плотности
занятий
и
эффективного
освоения
техническими
приемами
на
занятиях
с
детьми
рекомендуется
индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, тройках. Разучивание
игрового приема начинают с имитации, после чего с целью закрепления
техники рекомендуется многократное повторение упражнения или задания.
По мере овладения простейшими игровыми приемами (для закрепления) их
включают в учебные игры, одновременно сообщая сведения о расстановке
игроков на площадке, об элементах тактики и правил игры.
Многолетняя учительская практика дает основание отнестись с
некоторым
сомнением
к
целесообразности
применения
групповых
упражнений с несколькими мячами в сочетании с перемещениями. Гораздо
больший эффект в обучении и совершенствовании передач дают упражнения
с одним мячом в парах, так как специфика волейбола требует сосредоточения
внимания на мяче, а не рассеивания его. В случаях, когда занимающийся
вынужден в равной мере обращать внимание на несколько объектов, в
значительной мере затрудняется овладение правильными основами техники
игрового приема. Более того, желание выполнить упражнение приводит к
неуместной торопливости и ошибкам в технике [22, С.45].
Вряд ли целесообразно также на занятиях с детьми использовать
вспомогательные снаряды (держатели мяча, лапы для блокирования,
катапульты и т. д.). В этих случаях большой эффект дают упражнения с
использованием только мячей, сетки, стенки зала. Бесцельно потраченное
время на изготовление снарядов, на обучение нападающему удару по
неподвижному мячу и зарядку катапульт можно использовать с большей
пользой и для бьющего и для пасующего, которые потом все равно будут
обучаться удару по мячу после передачи партнера.
Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где
партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где
можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях
или в их сочетаниях. В дальнейшем (при овладении техникой) количество
упражняющихся можно увеличить до трех (удар, прием, передача).
Увеличение занимающихся с одним мячом до четырех человек и
более снижает эффективность упражнений, так как уменьшается плотность
занятия.
2.2. Организация урока по волейболу с использованием ОФП
Изучение техники и тактики игры в волейбол осуществляется или на
уроках физической культуры, посвященных этой игре полностью, или в
сочетании
с
изучением
упражнений
из
других
разделов
школьной
программы
[15,
С.18].
Рассмотрим
организацию
урока,
полностью
отводимого на изучение учебного материала по волейболу. Как любой
другой урок по физической культуре, урок по волейболу состоит из трех
частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть урока (5-8 мин)
включает организацию класса
(построение,
рапорт,
сообщение
задач
урока)
и
упражнения,
способствующие подготовке организма занимающихся к выполнению задач
основной части занятия. Учебный материал вводной части должен быть
органично связан с материалом основной части урока и содержать
упражнения на внимание, строевые и порядковые упражнения, упражнения
на осанку, различные виды ходьбы, бега и прыжков, общеразвивающие и
специальные упражнения. В эту часть урока включают упражнения для
пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
В вводную часть необходимо включать ранее изученный материал из
раздела «Стойки и перемещения», а также упражнения имитационного
характера: приставной шаг - стойка - имитация передачи; двойной шаг -
стойка - имитация передачи; скачок - стойка - имитация нижней передачи;
разбег, напрыгивание, прыжок - имитация нападающего удара; перемещение
вдоль сетки приставными или двойными шагами - прыжок - имитация.
Например, вводная часть может быть такой:
1. Построение, приветствие.
Сообщение задачи урока.
2. Повороты на месте, ходьба.
3. Бег с заданием по сигналу «свисток»
1 свисток - имитация верхнего приема, 2 свистка - нижний прием, 3 свистка -
имитация верхнего нападающего удара.
а) Вращение кисти
б) Вращение вперед одной левой руки, от плеча, тоже правой рукой -
вперед и назад.
в) Одновременное вращение рук вперед, назад с подскоками.
Вращение рукой выполнять с полной амплитудой.
1) Общеразвивающие упражнения - в движении
И.п. - левая рука вверху, рывки руками на 1-4 р.
Подтягиваем поочередно левое или правое колено к груди с одновременным
вращением рук.
Упражнение выполняется с полной амплитудой, руки
прямые.
2) И.п. - руки перед грудью
1-2 - рывки руками
3-4 - отведение рук в стороны
Рывки выполняются с полной амплитудой, руки держать ровно на уровне
груди, отведение прямых рук в сторону.
3) И.п. - руки к плечам
1-4 - вперед одновременно вращение плечевым суставом
1-4 - назад.
Вращение выполняется с полной амплитудой, руки не отрывать от плеча.
4) То же, только по очереди
5) И.п. руки скрепить в замок
1- руки вперед
2- вверх
3-4 - то же самое
Руки прямые - не задерживаем дыхание.
6) И.п. - руки в замке
1-4 - выполняем «волну» в левую сторону
1-4 - то же самое вправо.
Выполняем «волну» - вращение под счет, не задерживаем дыхание.
7) И.п.
1 - выпад на левую ногу
2 - на правую ногу
3-4 - то же самое, все выполняется в движении
Выпад стараться выполнять глубже, спину держим прямо, дыхание не
задерживаем.
Остальные части урока (основная и заключительная), как правило,
общую физическую подготовку не затрагивают, развивая специальные
качества и навыки, необходимые волейболистам.
2.3. Программа общей физической подготовки для учащихся
1-6-х классов
В современной социально-экономической ситуации эффективность
системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно
этот
вид
образования
ориентирован
на
свободный
выбор
ребенка
интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его
представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной
мотивации и способностей.
В
настоящее
время
возникла
необходимость
составления
модифицированной программы по общей физической подготовке из-за
недостаточного числа современных пособий и программ [3, С.155]. Таким
образом, в этой программе учитывается материально-техническое состояние
образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря, обращается
особое внимание на индивидуальное (физическое и психическое) развитие
ребенка.
Цель программы: активизация процессов психофизиологической
адаптации школьников к современному миру.
Реализация основной цели осуществляется через ряд задач:
-
привить
культуру
здорового
образа
жизни
для
осознания
физического и нравственного здоровья,
- привлечь обучающихся к регулярным и систематическим занятиям
физической культурой и спортом,
- содействовать воспитанию чувства гражданской ответственности и
патриотизма,
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам
техники безопасности на занятиях,
- развивать коммуникативные способности.
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на
уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с
учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и
местных
особенностей,
к
тем
видам
спорта,
которые
пользуются
популярностью в повседневной жизни.
В программу входят инвариативные блоки, предусматривающие
базовую подготовку спортсмена. Вариативная часть программы отвечает
направленности ее на специализацию.
Новизну
программы
определяет
комплексность
решения
образовательных и воспитательных задач при ее реализации.
Программа рассчитана на учащихся 1-6 классов (7-12 лет) и
предусматривает 3 года обучения, но в случае необходимости может
изучаться
в
течение
более
длительного
срока.
После
прохождения
трехлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего
опыта, специализации и интересов детей. Время, отведенное на обучение,
составляет 276 часов в год, 6 часов в неделю, причем практические занятия
составляют большую часть программы. Каждое практическое занятие
состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики,
лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание,
на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
В целях улучшения реализации учебной программы необходимо
соединить учебно-тренировочные занятия с выполнением ежедневных
самостоятельных
заданий
по
плану,
чем
будет
осуществляться
индивидуальный подход к каждому ученику.
Рекомендуемый минимальный состав группы 1-3 года обучения 15
человек.
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность
образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Работа по программе строится с учетом близких и дальних
перспектив.
Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется
педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик,
на
пришкольных,
спортивных
площадках
и
в
спортивных
залах
образовательных учреждений. Необходимы также подсобные помещения:
раздевалки, душ, комнаты для хранения инвентаря.
Необходимо
содействовать
активному
вовлечению
в
образовательный процесс родителей учеников, организовывая родительские
собрания и совместные мероприятия.
При подборе средств и методов для проведения практических
занятий, руководитель должен использовать упражнения из различных видов
спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения
подбираются
в
соответствии
с
учебными,
воспитательными
и
оздоровительными целями занятия.
Приведенный перечень практических занятий является примерным и
может быть изменен педагогом,
в зависимости от условий работы
объединения.
По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-
переводные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м,
подтягивание на перекладине, бег 6 минут.
В течение учебного года проводятся соревнования по изученным
видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения и т.д.
Содержание программы предполагает освоение детьми основ знаний
- по теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и
самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской
помощи при травмах, о технике и тактики видов спорта, о правилах и
организации проведения соревнований, об используемом инвентаре, о
правилах поведения на спортивных площадках, о влиянии физических
упражнений на организм человека, о формировании здорового образа жизни.
1 и 2 год обучения:
Цель - идентификация личности посредством овладения основами
физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи -
- формирование знаний об основах физкультурной деятельности,
- совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений,
обучение игровой и соревновательной деятельности,
-
расширение
и
развитие
двигательного
опыта,
овладение
новыми
движениями с повышенной координационной сложностью,
-
формирование
навыков
и
умений
самостоятельного
выполнения
физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию
телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений,
- расширение функциональных возможностей основных жизненно важных
систем организма.
3 год обучения:
Цель - индивидуализация личности обучающихся посредством
овладения
основами
физкультурной
деятельности
с
общеприкладной
направленностью.
Задачи -
- формирование знаний о функциональной направленности физических
упражнений на организм человека,
- формирование знаний об основах самостоятельного освоения двигательных
действий и развития физических качеств, коррекция осанки и телосложения,
- расширение двигательного опыта,
- совершенствование функциональных возможностей организма,
- воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного
общения,
- создание представлений об индивидуальных физических возможностях
организма,
-
формирование
практических
умений
в
организации
и
проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом,
- формирование навыков и умений использовать физическую культуру как
средство воспитания и формирование ЗОЖ.
Содержание программы общей физической подготовки
1 - 2 год обучения
1. Основы знаний.
Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в
современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и
дополнительного образования.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие
сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние
различных
физических
упражнений
на
укрепление
здоровья
и
работоспособности.
Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ.
Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.
Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической
культурой и спортом.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и
занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и
одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка.
Помощь при ушибе, при растяжении и т.д. Наложение ватно-марлевой
повязки. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на
стадионе, в спортивном зале.
Врачебный контроль. Объективные данные: вес, динамометрия,
спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами
спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие,
сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля.
3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила проведения соревнований. Места занятий. Пришкольная
спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения:
раздевалка,
душ,
комната
для
хранения
инвентаря.
Оборудование и
инвентарь для занятий различными видами спорта.
4. Гимнастика.
Строевые
упражнения.
Общеразвивающие
упражнения
без
предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.
Акробатические
упражнения.
Упражнения
на
гимнастических
снарядах. Лазание.
Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу
круговой тренировки.
5. Легкая атлетика.
Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие
дистанции до 100м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с
разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель.
Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый
разгон.
6. Лыжные гонки.
Лыжный инвентарь. Лыжные ходы. Сочетание лыжных ходов.
Подъем и спуск с горы, виды подъемов и спусков. Прохождение дистанции
до 3 км по слабо-пересеченной местности. Основные элементы тактики
лыжных гонок.
7. Подвижные игры.
8. Спортивные игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Волейбол - игра смелых,
темпераментных, решительных,
физически развитых, обладающих
мгновенной реакцией и смекалкой.
А.Г. Фурманов
Волейбол в сравнении с другими видами спорта вобрал в себя все
лучшие
качества:
и
простоту,
и
зрелищность,
и
доступность,
и
эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого
человека, независимо от его возраста и профессии. Особенно важно привлечь
к
игре
начинающих
спортсменов
-
учащихся
общеобразовательных
учреждений.
Систематические
занятия
волейболом
способствуют
решению
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического
воспитания в школе.
Волейбол - это игра, требующая от участников хорошей общей
физической подготовки и специальных умений и навыков. От того,
насколько прочен фундамент общей физической подготовки, зависит
дальнейшее формирование спортивных волейбольных качеств.
В
данной
работе
была
предпринята
попытка
рассмотреть
особенности общей физической подготовки на занятиях по волейболу.
Результаты
исследования
могут
быть
интересны
учителям
физической
культуры,
преподавателям
физвоспитания,
тренерам
волейбольных секций и всем, кто увлекается волейболом.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гогунов
Е.Н.,
Мартьянов
Б.И.
Психология
физического
воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
2.
Голомазов В.А., Ковалёв В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в
школе. - М.: Просвещение, 1976. - 111 с.
3.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь.
Учебное пособие. - СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2006. - 192 с.
4.
Дукальская
А.В.
Современное
представление
о
развитии
физических качеств волейболистов. - М.: Научно-методический центр
комитета по физ. культуре и спорту, 1995. - 23 с.
5.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и
спорт, 1978. - 224 c.
6.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: учебник для институтов
физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
7.
Железняк Ю.Д.,
Кунянский В.А.
Волейбол: У истоков
мастерства / Под ред. Ю.В. Питерцева. - М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС,
1998. - 336 с.
8.
Железняк
Ю.Д.,
Хаупшев
М.Х.
Развитие
точностных
двигательных действий у юных волейболистов 13-16 лет с учетом
индивидуальных особенностей // Теория и практика физической культуры. -
1994. - № 7. - С. 32-34.
9.
Зациорский В.М. Связь между физическими качествами и
техникой движений спортсменов. Методическое письмо. - М.: ГЦОЛИФК,
1969. - 46 с.
10.
Зациорский
В.М.
Физические
качества
спортсмена.
-
М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 128 с.
11.
Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника. - М.:
Просвещение, 1967.
12.
Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. - М.:
ФИС, 1962.
13.
Носко Н.А., Власенко B.C., Ващенко И.М., Осадчий А.В.
Педагогические основы управления силовой подготовкой молодежи при
занятиях игровыми видами спорта // Физическое воспитание студентов
творческих специальностей / Сборник научных трудов под ред. С.С.
Ермакова. - Харьков: ХХПИ, 2000. - № 4. - 60 с. - С.49-54.
14.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование /
Под ред. Ю.Д. Железняка. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
15.
Пелипак В.П., Носко Н.А., Федюшин В.П. и др. Возрастные
особенности
двигательной
деятельности
волейболистов:
Метод.
рекомендации. - Харьков, 1986. - 23 с.
16.
Проходовский Р.Я. Структура физической подготовленности
юных волейболистов // Физическое воспитание студентов творческих
специальностей / Сборник научных трудов под ред. С.С. Ермакова. -
Харьков: ХХПИ, 2000. - № 4. - 60 с. - С.26-31.
17.
Сальникова
Г.П.
Физическое
развитие
школьников.
-
М.:
Просвещение, 1968.
18.
Спортивные игры / Под ред. В.Д. Ковалёва. - М.: Просвещение,
1988. - 304 с.
19.
Спортивные
игры
в
современной
системе
физического
воспитания / Под ред. В.В. Григоревича. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 99 с.
20.
Спортивные игры: правила, тактика, техника. - Ростов-н/Д.:
Феникс, 2004. - 448 с.
21.
Фомин Е.В. Волейбол. Методы, средства и контроль за развитием
у волейболистов ловкости, быстроты и силы: Методические рекомендации
для студентов институтов физической культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. -
20 с.
22.
Фомин Е.В. и др. Взаимосвязь физических качеств в структуре
физической
подготовленности
волейболистов
//
Теория
и
практика
физической культуры. - 1987. - № 7.
23.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и
спорт, 1983. - 144 с.
24.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
25.
Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. -
Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.