Напоминание

"Поговорим о композиторах"


Автор: Гембель Елена Фёдоровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДАОУ д/с "Солнышко"
Населённый пункт: с.Мирный Муниципального района Благоварский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Сценарий открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Поговорим о композиторах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие

в старшей группе

«Поговорим о композиторах»

Задачи:

Воспитывать музыкально-художественный вкус,

стимулировать творческие проявления

Создать положительный настрой от восприятия музыки и

условия для совместной музыкальной деятельности

Предварительная работа:

Знакомство с видами оркестров

Рассматривание иллюстраций ранней и поздней осени

Заучивание и чтение стихов

Индивидуальная работа:

Учить различать музыкальные инструменты по внешнему

виду

Развивать тембровый слух у

Словарная работа:

Пополнить словарный запас детей словами:

струнно-смычковые инструменты,

скрипка - скрипач

альт - альтист

виолончель - виолончелист

контрабас - контрабасист

Оборудование:

экран, проектор, ноутбук

музыкальный центр

CD-диски

Иллюстрации музыкальных инструментов

Методы:

Наглядный - мультимедийная презентация,

Практический - слушание, пение, танец

Словесный - беседа, использование художественного слова

Приемы: Используемые технологии

Дыхательная гимнастика (Здоровьесберегающая технология)

Использование ИКТ (Информационно-коммуникативная

технология)

Педагогические технологии развития певческих умений,

чувства ритма

Рассматривание музыкальных инструментов

Слушание музыки

Использование художественного слова

Гимнастика для глаз (Здоровьесберегающая технология)

Пение, танец, слушание музыкальных фрагментов

(Педагогическая технология)

Дети под музыку заходят в зал.

Презентация.

Задачи:

Приобщать детей к музыке, развивать способность

вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие

понятные образы.

Накапливать запас любимых произведений, закладывать

основу музыкального вкуса.

Накопление представлений о жизни и творчестве детских

композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать

эмоциональное и осознанное отношение к ней.

Добиваться активизации и творческих проявлений у детей.

Учить подбирать музыкальные инструменты,

соответствующие по тембру, характеру музыки.

Развивать звуковысотный и тембровый слух.

Муз. рук: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах.

Кто такие композиторы?

(Ответы детей)

Муз. рук: Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы

были во все времена, с тех пор как живут люди.

Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку

очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему?

Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.

Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать

игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить

Баба-Яга, или как Дед мороз может приносить в Новый год подарки.

Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение,

взрослому нужно вспомнить детство.

Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских

композиторов, песни которых мы с вами поём.

(На стенде – фотографии, коллажи с фотографиями детских

композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Парцхаладзе, Гладкова,

Струве, Чичкова и т.д.)

Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе

искорки детства.

(Исполняется Песенка-Чудесенка музыка Ю. Чичкова)

А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку… История эта,

произошла в зоопарке.

Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему

свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то

Бегемот ужасно сокрушался:

– Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными

песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!

– Не горюй! – отвечал соловей – я пришлю тебе свои песни…

– Как это пришлёшь? – удивился бегемот.

– По почте – ответил соловей.

– Ура! Вот здорово! – радостно закричал бегемот.

На следующий день почтальон – Кенгуру в своей сумке принёс

большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал..

– Но где же, где, же песни?– подумал бегемот

Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них

были нарисованы какие – то линеечки, а на линеечках много всяких

кружочков, точек и закорючек.

– Как же так? – удивился Бегемот. – Он ведь обещал прислать мне

песни

Бегемот показал листочки своему соседу – мудрому Слону.

– Это ноты! – сказал Слон.Каждую песню, каждую мелодию можно

записать нотами. У каждой нотки есть своё имя.

Муз. рук: Итак, задание: Назовите имена ноток.

Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе, ещё

раз, пропоём названия ноток:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Дети поют названия нот вместе с музыкальным руководителем)

Как и мы, музыка может подниматься по ступенькам вверх и

опускаться вниз.

Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по

ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а

дойдя до самого верхнего этажа, – стремительно бежала вниз. Она

сочинила такую песенку-лесенку:

Я по ступенькам вверх иду –

Потом обратно вниз бегу.

Или вот так:

Я шагаю вверх –

Я шагаю вниз.

(Дети исполняют песню «Лесенка» Е. Тиличеевой)

Итак, мы узнали, что композиторы – это люди, которые сочиняют

музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться

вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а

затем и песенки, которые мы с вами поём.

Дети, а как называется инструмент, на котором я играю вам

песенки?

(Аккордеон)

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

(Ответы детей)

А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом

считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и

мастерить другие музыкальные инструменты.

Вот эти инструменты называются ударными:

– барабаны – бубны – тарелки– треугольник

(Муз. руководитель обращает внимание детей на выставку

музыкальных инструментов)

А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:

– балалайка – гитара– арфа

И вскоре появляются смычковые инструменты:

– скрипка – виолончель – контрабас

И вот появляются инструменты медно-духовые:

– труба – валторна – саксофон

К деревянным духовным инструментам относится:

– флейта – кларнет – фагот

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Угадай музыкальный

инструмент».

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Муз. рук

показывает карточки с изображением музыкальных инструментов,

а дети определяют их название)

(За ширмой раздаётся голос)

Буратино: Ой, ой, ой!

Муз. рук: Кто это?!

Буратино: Это я – Буратино!

Я хотел поиграть с детьми,

Но на меня свалилась куча музыкальных инструментов,

А какие, я не знаю.

Муз. рук: Давайте поможем Буратино определить названия муз.

инструментов.

(По тембровому звучанию определяют название муз.

инструментов: металлофон, ксилофон, аккордеон, бубен,

треугольник и т.д.)

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)

Буратино: Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили!

Я хочу загадать вам загадку:

Что такое оркестр?

(Ответы детей)

Буратино: Кто главный в оркестре?

(Ответы детей)

Буратино: Ну, конечно, же, дирижер!

А кто из Вас хочет быть дирижёром?

(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Под

веселую музыку дети играют на воображаемых инструментах.)

Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А

давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии

композиторов, и вспомним их имена и фамилии.

(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку

музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Муз.

рук., в заключении, задаёт наводящие вопросы о пройденном

материале.)



В раздел образования