Авторы: Фисюк Ольга Сергеевна, Малютина Мария Алесандровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с. Корнилово"
Населённый пункт: Томский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Содержание работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора
Раздел: дошкольное образование
Содержание работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с
использованием народного фольклора
Направления работы по
развитию речи.
Ожидаемые результаты
Содержание и цели работы
Приёмы работы.
Задания, игры, упражнения
Направление:
совершенствование
работы над словом
Тема «Слово как
единица лексикологии».
Ожидаемые
результаты:
насыщенность русской
народной сказки разными
образами обогатит речь
детей на логопедических
занятиях новыми
словами, новым
значением слов,
выразительными
средствами языка,
предающими
эмоциональное
состояние.
Используемые сказки
«Пых», «Три медведя»,
«Рукавичка», «Царевна
лягушка, «По щучьему
велению», «Крошечка -
Хаврошечка», «Лиса и
Журавль», «Зимовье»,
«Колосок», «Петушок и
бобовое зёрнышко».
Цели логопедической работы:
- обогащение словаря дошкольников
образной (эксперессивной) лексикой
с использованием народного
фольклора (русских народных сказок);
- формирование языковых понятий:
«слово, обозначающее предмет»,
«слово, обозначающее действие»;
«слово, обозначающее признак
предмета», «обобщающее понятие»,
«слова» антонимы» «слова –
рифмовки».
Задачи:
- расширение представлений
дошкольников о русских народных
сказках;
- развитие экспрессивной лексики;
- воспитание умения использовать в
речи разнообразную лексику.
Методы:
- беседы по содержанию сказок;
- показ иллюстраций к сказкам:
Формы работы:
o
наглядные:
-опосредованное наблюдение
(рассматривание игрушек и картин,
рассказывание по игрушкам,
картинам)
o
словесные:
- чтение и рассказывание русских
народных сказок;
- заучивание наизусть;
-обобщающая беседа;
- пересказ;
-рассказывание без опоры на
наглядный материл;
- рассматривание иллюстраций к
сказкам;
- беседы по прочитанным сказкам;
o
практические:
- дидактические игр:
- коммуникативные игры;
- словесные игры;
- инсценировки;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды; - хороводные
Приёмы работы:
мотивационные вопросы
1. Упражнения Что это?", "Кто
это?", "Кто что делает?»
«Назови, одним словом».
2. Практическое упражнение
«Сказочные герои и их
помощники», «Действия героя»
3.Упражнение «Узнай героя по
описанию», «Узнай героя по
набору слов»
4.Игра - упражнение. «Узнай
по признакам
5. Скажи наоборот»
6. Упражнение «Продолжи…»
7. Упражнения «Что умеют
делать разные животные
живущие в сказках.
8. Игра «Что лишнее?».
9.Игра «Аналогии»
10.Упражнение «Покажи
одинаковое» (части тела
сказочных героев и животных.)
11. Практическое задание
«Кто во что одет»
12. Упражнение «Добавь
слово»
13.Упражнение «Будь
внимательным» (из картинок
выбрать продукты,
изготовленные из муки)
14. «Четвёртый лишний»
(какой из перечисленных
продуктов не получают из
молока)
15. Упражнение «Отгадай
слово»
16. Упражнение ««Отвечай
одним словом»»
17. Упражнение «Кто есть кто»
18.Упражнение «Живое и
неживое»
19.Упражнение «Угадай
предмет»
20.Упражнение «Вершки и
Корешки»
игры
Направления работы по
развитию речи.
Ожидаемые результаты
Содержание и цели работы
Задания, игры, упражнения
Направление:
совершенствование
навыков
словообразования и
словоизменения
Тема «Образование
новых слов. Образование
разных форм одного и
того же слова»
Ожидаемые
результаты:
усвоение грамматических
норм языка,
закрепление навыков
практического
применения
словообразования и
словоизменения;
правильное построение
речи (текстов,
предложений, диалогов).
Используемые сказки:
«Бычок
–
смоляной
бочок», «Заяц - хваста»,
«Лисичка со скалочкой»
«Маша
и
медведь»,
«Рукавичка»,
«Лиса
и
журавль»,
«Морозко»,
«Петушок
золотой
гребешок
и
чудо
-
меленка»,
«Заюшкина
избушка».
Цели логопедической работы:
- обогащение словаря и
грамматического строя речи;
- тренировка в словообразовании и
словоизменении в процессе
специально организованных
упражнений по развитию речи с
использованием народного
фольклора (русских народных
сказок)
Задачи:
Работа над лексико-грамматическим
строем
Уточнение значений используемых
синтаксических конструкций
- обучение согласованию
существительных и местоимений с
глаголами, употреблению глаголов в
будущем и прошедшем времени,
изменении их по лицам;
- обучение использованию
предлогов (в, на, у, за, под);
- использование вопросительных
слов (кто, что, где) и несложных
фраз, состоящих из 2 – 4 слов;
- обучение образованию
однокоренных слов;
-обучение согласованию слов в
предложениях: существительные с
числительными
- обучение согласованию
прилагательных с
существительными;
- обучение употреблению
существительных множественного
числа в именительном и
винительном падежах;
- образование притяжательных
прилагательных;
- образование уменьшительно-
ласкательных существительных с
суффиксами.
- составление нераспространённого
предложения;
- составление распространённого
предложения из 3- 4 слов;
- составление предложения с
Приём - мотивационные вопросы
для совершенствования
грамматической структуры речи.
1.Игра «Один - много».
2.«Что это», «Кому что
Принадлежит»
3.Упражнение «Чьи подарки»
4. «Доскажи словечко».
5.Упражнение «Хвастливый заяц»
6. Упражнение «Назови сказочных
героев ласково»
7.Упражнение «Маленькие слова»
(предлоги)
8.Упражнение «Сосчитай»
9.«В сказке рассказывается о…»
10.Упражнение
«Назови законченное действие»
11.Упражнение «От каждого по
словечку»
12. Упражнения «Подскажи
герою его слова» и наоборот
«Узнай героя по его словам»
13. Д/и «Слова - родственники
14.Упражнение «Закончи фразу»
15. «Игра « У медведей в
горнице» (предлоги)
16. Игра «У кого что?»
17.Игра «Маша - растеряша»
18. «Большие и маленикие»
19. Игра «Машина корзинка»
20.Упражнение «Для чего»
однородными членами;
- составление сложносочинённых
предложений;
- составление сложноподчинённых
предложений.
Методы:
- беседы по содержанию сказок;
- показ иллюстраций к сказкам:
Формы работы:
- чтение русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к
сказкам;
- беседы по прочитанным сказкам;
- проведение игр и упражнений;
- разучивание
Направление:
совершенствование
работы над связной
речью
Тема «Текст-
повествование»
Ожидаемые
результаты:
- правильное построение
речи (текстов,
предложений, диалогов)
- эстетическое
воспитание (образность и
выразительность)
- повышение уровня
речевой культуры за счёт
овладения типами
речевой коммуникации
Используемые сказки:
«Лиса и журавль», «Гуси
- лебеди», «Как собака
друга искала»
Цели логопедической работы:
развитие
развёрнутого , смыслового
высказывания состоящего из
логически сочетающихся
грамматически правильных
предложений.
Задачи:
- Обучать умению пересказывать
прослушанное художественное
произведение
- развивать способность к
составлению рассказа по серии
сюжетных картинок;
- активизация словарного запаса за
счёт введения новых слов и
словосочетаний, на основе
уточнения их значения.
Методы:
- беседы по содержанию сказок;
- показ иллюстраций к сказкам:
Формы работы:
- чтение русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к
сказкам;
- беседы по прочитанным сказкам;
- проведение игр и упражнений;
- разучивание
.
1. Упражнение «Отгадай загадки
кто герои этой сказки.
2. Чтение сказки.
3. Упражнение « Какой? Какая?»
4.«Непонятные слова», уточнение
отдельных слов и словосочетаний.
5.Упражнение. «Вспомни момент
из сказки
6. Практическое упражнение «Что
сначала, что потом»
7. «Попробуй пересказать сам»
8.Мотивационные вопросы «Кто с
кем, когда и где»
Упражнения на составление
рассказа по серии сюжетных
картинок.
9. Практические упражнения:
Расставь картинки по порядку
развития событий сказки.
10.«Узнай
эпизод
сказки
по
фрагменту»
11.«Найди
недостающую
картинку»
12.«Найди лишнюю картинку.
13.«Отбери только те, картинки
которые иллюстрируют сказку»
14. Речевые упражнения:
- «Отвечай-ка»;
- «Знатоки сказки»;
- «Расскажи начало сказки»;
- «Расскажи конец сказки»;
- «Вспомни ключевые моменты с
опорой н схему-картинку»
(дорога, печка-огонь, вода-
молочная река кисельные берега,
яблоня, избушка)
15. «Ответь сказочному
персонажу»
16. Практическое задание
«Сказочная путаница» (по
картинкам)
17. Игровое упражнение «Волшебный кубик»