Автор: Золойло Евгений Дмитриевич
Должность: Инструктор по Физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 27 "Маяк"
Населённый пункт: город Догопрудный, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние физических нагрузок на формирование сводов стопы детей 10-11 лет, занимающихся футболом
Раздел: среднее образование
«Влияние физических нагрузок на формирование сводов стопы детей
10-11 лет, занимающихся футболом»
1.1.
Особенности физических нагрузок у футболистов учебно-
тренировочных групп.
Физические нагрузки у футболистов учебно-тренировочных групп
основываются программе ДЮСШ. Эта программа для учебных групп
характеризует
специфику
содержания
образования
и
особенности
организации учебного процесса на данном этапе обучения и обучения.
Образовательная деятельность на этапе подготовки основывается на
основных
принципах.
Работа
на
данном
этапе
определяет
последовательность представления программных материалов на этапах
обучения и соответствия требованиям высшего спортивного мастерства
для обеспечения непрерывности задач, средств и методов обучения,
объема обучения и конкурентоспособных нагрузок в мульти учебный
процесс, рост показателей уровня физической и технико-тактической
готовности. Также обеспечивает, в зависимости от стадии долгосрочной
подготовки,
индивидуальные
характеристики
молодого
спортсмена,
включение в план обучения разнообразного набора учебных пособий и
изменение нагрузки для решения одной или нескольких задач спортивной
тренировки. Помимо этого, обеспечивает тесную взаимосвязь всех
аспектов учебного процесса (физическая, техническая и тактическая,
психологическая и теоретическая подготовка, воспитательная работа и
реабилитация, педагогический и медицинский контроль).
Процесс обучения и спортивной тренировки в спортивной школе
проходит в течение десяти или более лет и предполагает взаимосвязь
средств, методов, форм и условий спортивной тренировки.
На основе нормативной части программы учреждения спортивной
школы
разрабатывают
планы
работы
учебных
групп
с
учетом
существующих условий. Утверждение планов обучения основано на
решении тренерского совета директора спортивной школы. Учебные
материалы для учебных групп обозначены в программе таким образом,
что это является прямым продолжением программы для начальных
учебных групп - это позволяет всем тренерам дать единое направление в
долгосрочном обучении молодых игроков.
Футбольный отдел в спортивных школах формируется, как правило,
из групп начального обучения.
Организация
учебного
процесса
осуществляется
на
основе
современных методов обучения и обучения, а также методологических
разработок, местных условий и возможностей для молодых спортсменов
овладеть высокой подготовкой и конкурентоспособными нагрузками и
достичь многогранного физического развития.
Структура долгосрочного процесса подготовки спортивного резерва
представляет собой единую организационно-педагогическую систему,
состоящую из последовательно чередующихся этапов, неотделимых от
возрастных и квалификационных показателей молодых спортсменов.
1.2. Стопа человека. Особенности строения и функций.
Для решения многих практических задач профилактической и
спортивной медицины, ортопедии и травматологии знание вариантной
анатомии опорно-двигательного аппарата имеет прикладное значение .
Стопа, являясь высокодифференцированным конечным звеном опорно-
двигательного аппарата, одновременно выполняет функции опоры и
движения. Принято считать, что стопа располагается ниже линии,
проведенной через верхушки лодыжек .
Стопа
представляет
собой
самое
активное
звено
опорно-
двигательного аппарата, благодаря которой человек передвигается в
пространстве и опирается о поверхность.
Благодаря своим амортизационным функциям стопа обеспечивает
смягчение сотрясений при различных движениях, помогает выполнять
перемещения
по
неровным
поверхностям.
Помимо
этого
стопа
значительно уменьшает сотрясения головного мозга, внутренних органов
за счет своего особого строения.
Благодаря стопе человек может
сохранять равновесие при перемещениях, изменениях положения тела в
пространстве.
Таким образом можно рассматривать несколько функций стопы,
которые большинство авторов подразделяют на опорную, рессорную и
локомоторную. Стопа человека имеет свои анатомические особенности,
которые позволяют выполнить все перечисленные выше функции и
сохранить тело в вертикальном положении.
Стопа состоит из нескольких отделов, разных по подвижности и
мощности. Выделяют такие отделы как пальцы. Предплюсна и плюсна.
Кости, которыми образована стопа, располагаются таким образом, что
образуются несколько сводов. Выделяют продольные и поперечные своды
стопы, возникшие в результате эволюции человека.
На данный существует несколько концепций, рассматривающие с
различных позиций строение и формы стопы, а также действие сил,
обеспечивающих формирование сводов стопы.
По концепции, возникшей еще в конце 19 века, в строении стопы
можно выделить два свода, такие как наружный и внутренний, каждый из
которых выполняет свою определенную функцию. Наружный свод
обеспечивает опору, а внутренний – амортизацию.
Существует еще одна концепция , созданная в начале 20 века, по
которой стопу следует рассматривать как систему, состоящую из пяти
рядом проходящих дуг, образованных из пяти костей плюсны. С своей
передней части дуги формируют поперечный свод, а в задней части сзади
все в области пяточной кости сходятся.
Начиная
20-х годов прошлого века и по сегодняшний день
достаточное
количество
специалистов,
рассматривающих
проблемы
анатомии придерживаются того мнения, что стопа имеет два свода:
поперечный свод и продольный свод.
Продольный свод состоит из двух частей – наружной и внутренней.
Внутренняя часть данного свода сформирована пяточной, таранной,
ладьевидной, тремя клиновидными костями , а также в формирование
этого свода вовлечены три первые плюсневые кости. Верхняя часть
внутренней
арки.
в
положении
стоя
на
опоре,
приподнята
над
поверхностью на высоту в пределах 16-17 мм. Верхняя точка дуги
образована ладьевидной костью. Внутренняя арка представляет собой
подвижную структуру, которая при нагрузке слегка опускается и в связи с
этим удлиняется, и расстояние между пяточным бугром и головкой
плюсневой кости увеличивается. Когда нагрузка на стопу заканчивается,
то форма внутренней дуги восстанавливается.
Наружная дуга образована пяточной , кубовидной, а также
четвертой и пятой плюсневыми костями. Верхняя часть наружной дуги
образована кубовидной костью, которая отставлена т поверхности на
расстояние в среднем 4 мм, что гораздо меньше того расстояния, что
имеет внутренняя дуга .
Внутренняя дуга называется рессорной частью продольного свода, а
наружная дуга называется опорной частью продольного свода стопы.
В стопе имеется также поперечный свод который также имеет
форму небольшой дуги. Точками опоры этой дуги являются головки
первой и пятой плюсневых костей стопы. Если мы рассмотрим фазы
ходьбы, то в момент отрыва пятки от поверхности на переднюю арку
приходится весь вес тела. При этом кривизна дуги уменьшается. При
снижении передней дуги при патологии на под головками второй, третьей
или четвертой плюсневых костей образуются стойкие твердые мозоли. .
Роль сводов стопы велика, поскольку благодаря им при физических
нагрузках сопротивляемость увеличивается в физиологических пределах.
Своды стопы выполняют защитную функцию, уменьшая давление на
лежащие выше от подошвы мышцы, кровеносные сосуды и нервы. Здесь
своды выступают в виде амортизатора, уменьшая силу давления на все
тело во время перемещения.
Удерживающую функцию сводов стопы выполняют связки.
Герман Майер в конце 19 века доказал, что именно связки несут на
себе весь вес тела. Когда связочный аппарат
перерастягивается и
функция связок
и мышц ослабевает, то следствием становится
формирование деформации стоп.
Продольный
свод
удерживается
двумя
связками:
короткой
подошвенной и длинной подошвенной. Также важны и мелкие связки,
соединяющие около лежащие кости. Короткая подошвенная и длинная
подошвенная связки обеспечивают опорную функцию стопы.
Роль связкой и фасций в удержании стопы по природе пассивная.
Активную функцию в удержании сводов выполняют мышцы стопы,
идущие в продольном (мышцы сгибатели пальцев),
и в поперечном
направлении
(длинная
малоберцовая
мышца,
поперечная
головка
приводящей мышцы большого пальца и др.).
Таким образом, в формировании сводов стопы важна роль всего
связочного и мышечного аппарата.
Стопа является частью скелета человека.
Если рассмотреть скелет в онтогенезе, то четко прослеживаются
различии взрослого человека и ребенка. По химическому составу костная
ткань ребенка имеет относительно большее количество органических
веществ, чем неорганических, и усиленное кровообеспечение. Кости у
детей по структуре более эластичны, в связи с чем меньше подвержены
переломам. но более легко поддаются деформации.
В возрасте 12 лет дети по своему строению и химическому составу
костей приближаются к взрослым людям, хотя процессы роста еще не
заканчиваются. Исследованиями доказано, что на формирование и рост
костей, а также степень и скорость окостенения влияет двигательная
деятельность ребенка.
На формирование костной системы ребенка оказывает влияние
мышечная система. С формированием костной ткани одновременно
происходит рост мышечной системы за счет поперечника мышц. В
зависимости от того, какой будет функциональная нагрузка, мышечно-
связочный аппарат детей будет носить определенные особенности ,
поскольку он имеет достаточную эластичность.
Для оценки физического развития детей используют ряд показателей,
одним из которых является состояние опорно-двигательного аппарата. В
работах Н.Д. Граевской и Т.И. Долматовой указывается, что осанка и
стопа – это те показатели, которые должны входить в комплексную
методику оценки физического развития.
Если
рассматривать
анатомическое
формирование
суставно-
связочного аппарата, то он уже сформирован на первых месяцах жизни
ребенка.
Если
рассматривать
морфологическое
и
функциональное
формирование
суставно-связочного
аппарата,
то
процесс
имеет
продолжение в детском и подростковом возрастах. Онтогенез сводов
стопы достаточно сложен. Как отмечают исследования, фактически в 90%
случаев дети до четырех лет имею плоскую стопу.
Более или менее сформированным свод становится к 8 годам , однако
наиболее полное формирование происходит в возрасте 10 – 20 лет.
Процесс окостенения завершается уже после четырнадцати лет. Если
рассматривать антропометрические данные стопы, то ее формирование
заканчивается у женщин к 20 годам, а у мужчин процесс более
длительный и заканчивается к 25 годам. Однако имеются исследования,
показывающие, что свод стопы формируется к 13 годам.
По своей форме стопа ребенка отличается от стопы взрослого
человека. Она более короткая и широкая, к пятке ссужается. На детской
стопе слой подкожно-жировой клетчатки развит значительнее, его
толщина больше со стороны подошвы.
Мышцы и связки стопы
эластичнее.
Если рассматривать формирование подвижности стопы в динамике,
то можно выделить несколько периодов:
- от одного года до 13
лет происходит
уменьшение размаха
движений;
- от 13 лет до 40 лет подвижность стопы остается на одном
достигнутом уровне;
- от 40 лет и далее подвижность стопы уменьшается.
Считается, что самый благоприятный период для создания хорошего
мышечно-связочного аппарата и формирования подвижности в стопе – это
период до 13 лет.
В процессе развития ребенка выделяют определенные периоды,
имеющие свои особенности в формировании физиологических систем.
Для развития физиологических систем организма ребенка характерно
неравномерность развития. Неравномерность наблюдается и в процессе
формирования отдельных структур стопы, и всей стопы в целом при
рассмотрении данного структурного элемента опорно-двигательного
аппарата к самому опорно-двигательному аппарату в целом.
До сих пор идет дискуссия относительно возрастных изменений
свода стопы.
При исследованиях темпов прироста длинностных характеристик
отдельных частей опорно-двигательного аппарата установлено, что в
возрасте 2 - 9 лет нижние конечности растут быстрее, нежели отдельные
части верхних конечностей. Если рассматривать стопу как сегмент
нижних
конечностей
,
то
по
ряду
исследований
выявлено,
что
наибольший прирост прироста длины стоп у мальчиков и девочек
приходится на различные возраста. У девочек стопа растет быстрее в
возрасте 7-8 лет, а у мальчиков - 10-11 лет. Хотя исследования последних
лет показали, что период наибольшего роста стопы у девочек и у
мальчиков сдвигается на более поздние сроки в среднем на 3 года.
До сих пор нет единого мнения о величине сводов стопы в
возрастном аспекте. Здесь мнения противоречивы как относительно
мальчиков, так и девочек. В одних исследованиях мы находим период
наибольшего развития стопы у лиц обоего пола в возрасте 7 лет, в других
исследования у девочек своды формируются позже, чем у мальчиков ,
так в девочек в 11 лет - 12 лет и у мальчиков в 7-8 лет. Другие
исследования говорят о том, что как у мальчиков , так и у девочек
существует несколько периодов
в наиболее усиленном росте сводов
стопы.
Нет и единого мнения о возрастной зависимости формирования
сводов стопы и роста самой стопы по длине. В некоторых работах,
посвященной данной тематике указывается на увеличение сводов стопы с
возрастным ростом, в других наоборот показана обратная связь между
этими процессами. Часть работ посвящена асимметрии в процессах
формирования
правой
и
левой
стопы.
И
здесь
мы
встречаем
противоречивые мнения. В строении и функциях междулевой и правой
стопой выявлены разными авторами разные отличительные особенности.
Ряд исследований выявляют большую степень подвижности и высоту
внутреннего свода правой стопы, чем на левой стопе. У детей младшего
школьного возраста обнаружены отличия по длинностным и и широтным
показателям правой и левой стопы стопами, причем правая была шире
левой, а левая стопа длиннее правой стопы.
Многие авторы при исследовании различных показателей стопы
обратили внимание на отличия между мальчиками и девочками. Здесь
также нет единого мнения. Если Сбруев Ю.И. установил выраженные
половые различия с 15-летнего возраста и старше, то Савков В.М.
отрицает их, в то время как Kumiewicz- Witczakoba проследила различия
в сводчатости стопы у мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 18 лет.
Таким образом, анализ специальной литературы показал отсутствие
единства мнений исследователей по срокам формирования тех или иных
отделов стопы, в реальности проявления в этом половых различий между
мальчиками и девочками, и ряда других вопросов.
Следует отметить, что мышечно-связочный аппарат детей более
эластичен и податлив, чем у взрослых, и поэтому объем движений у детей
больше. С этим связано и то обстоятельство, что колебания свода стопы у
детей выражены резче, чем у взрослых. Исследования показывают, что
при стоянии стопа ребенка уплощается в два раза больше, чем у
взрослого. Группа исследователей считает, что с того момента, когда
ребенок начинает ходить, происходит формирование сводов стопы и
статико-динамическая нагрузка является одним из важнейших факторов,
влияющих на развитие стопы.
Плоскостопие - самый распространенный вид деформаций нижних
конечностей, вызванный уменьшением высоты свода стопы, в сочетании с
пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы (Фонарев, Т.А.
Фонарева, 1983; М.Р. Сапин, 1989).
В результате опускается медиальный край стопы, патологически
растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей.
Мышцы супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы,
ослабевают и атрофируются .
Необходимо различать плоскостопие анатомическое и плоскостопие
функциональное. Первый вид характеризуется тем, что стопа продолжает
сохранять
хорошую
подвижность,
функционирует
как
нормальная.
Второй вид плоскостопия характеризуется тем, что подвижность в
суставах стопы крайне ограничена. Это так называемое истинное
плоскостопие, которое обычно и подразумевают, когда речь идет о
недостатках плоской стопы как рессорного и опорного органа (М.Ф.
Иваницкий, 2003).
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное,
поперечное и смешанное. Между тремя формами стопы имеются
переходные формы ( Иваницкий, 2003).
Продольное плоскостопие составляет более 55% всех деформаций
стопы (О.В. Козырева, 2003). При продольном плоскостопии наблюдается
опущение продольного свода стопы, нарушаются рессорные функции
стопы.
Поперечное плоскостопие встречается реже. При поперечном
плоскостопии наблюдается опущение головок плюсневых костей. При
этом большой палец сдвигается в сторону, что вызывает деформацию
других пальцев стопы.
По
происхождению
различают
врожденное
и
приобретенное
плоскостопие.
Считается, что врожденное плоскостопие встречается относительно
редко в 3% случаев. Причиной врожденного плоскостопия многие
исследователи (О.В. Козырева ,2003 и др.) считают неправильное
положение плода или частей его тела; аномалии развития эмбриона;
недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д.
Приобретенное
плоскостопие
разделяется
в
зависимости
от
этиологии
на
рахитическое,
травматическое,
паралитическое
и
статическое.
Рахитическое плоскостопие развивается у детей дошкольного
возраста на фоне остаточных явлений II-III степени рахита при снижении
плотности костной ткани и слабости связочно-мышечного аппарата.
Паралитическое
плоскостопие
развивается
при
парезах
или
параличах большеберцовых мышц на фоне перенесенного полиомиелита,
поражения спинного и головного мозга - при детском церебральном
параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться
удовлетворительной.
Травматическое плоскостопие формируется вследствие переломов
различных
костей
стопы,
при
неправильно
сросшихся
переломах
лодыжек.
По общему мнению, статическое плоскостопие является самым
распространенным видом плоскостопия — 82-90% среди всех форм
плоскостопия
За рубежом основной теорией появления плоской стопы считают
теорию Lorenz'а (1883). По этой теории, плоскостопие образуется при
чрезмерной нагрузке на стопу. Вследствие расслабления связочного
аппарата стопы, удерживающего своды. Образуется ves valgus
и, как
результат вальгуса, - опущение наружного свода и соскальзывание
внутреннего с наружного.
В середине прошлого века ряд исследований показало, что
статическое
плоскостопие
формируется
тогда,
когда
возникает
функциональная
перегрузка
большеберцовых
мышц
нижних
конечностей, причем на обеих ногах, тогда, когда выявляются симптомы
переутомления мышц нижних конечностей, принимающее хроническую
форму. Ладьевидная кость, лишенная активной супинирующей тяги,
непродолжительное время борется с наседающей на нее тяжестью тела
при слабой поддержке коротких сгибателей стопы. Тем временем длинная
малоберцовая и короткая малоберцовая мышцы развивают пронацию:
стопа поворачивается вокруг своей продольной оси внутрь, образуя
вальгус. Ладьевидная кость опускается все ниже, растягивая богатую
чувствительными нервными окончаниями тыльную таранно-ладьевидную
связку и, отходя при этом кпереди, лишает опоры таранную кость, головка
которой опускается вниз, внедряясь между ладьевидной и пяточной
костью.
В результате перечисленных явлений и изменений отмечается
перерастяжение связок стопы, как следствие. В крайней степени
плоскостопия ладьевидная кость и головка таранной кости покоятся на
полу, стопа пронирована. Такое расположение костей стопы приводит к
тому,
что
наблюдается
одновременное
проседание
продольного
и
поперечного сводов.
На протяжении достаточного количества времени проводятся
исследования, направленные на установление причин возникновения и
развития плоскостопия. Прежде всего одним из предрасполагающих
условий
формирования
деформации
стоп
является
наследственная
особенность
строения
опорно-двигательного
аппарата.
Причинами
возникновения плоскостопия могут быть парезы нижних конечностей,
возникшие в результате родовых травм, аномалий развития в утробе
матери, инсультов и т.д.
Часто плоскостопие развивается после
перенесенных травм нижних конечностей. Как самой стопы , так и выше
лежащих отделов нижних конечностей, когда больной при травме щадит
больную ногу и перераспределяет основную нагрузку на здоровую
конечность.
1.2. Влияние физических нагрузок на формирование сводов стопы
Физическая культура и спорт являются одним из внешних факторов,
оказывающих
большое
влияние
на
функции
и
структуру
стопы.
Существует взаимное влияние между нормальными морфологическими и
функциональными параметрами и увеличением атлетической активности
(Слепенчук И.Е., 2006). В этом случае, как отмечают авторы, спорт может
не только положительно повлиять на своды и подвижность стопы.
Необоснованные
условия,
которые
создаются
во
время
функционирования стопы в процессе обучения и соревнований в
некоторых видах спорта, могут быть одной из причин развития плоских
стоп. Кроме того, использование больших и длительных нагрузок в
учебной практике также может вызывать плоские стопы у спортсменов.
Между тем, отмечают некоторые авторы, при условии, что
правильная методология и организация учебных занятий. Спорт также
может оказать положительное влияние на развитие и мобильность стопы.
В
работах
показано
влияние
физических
нагрузок
на
подножку
спортсменов, занимающихся хоккеем и футболом. Автор показывает, что
недостаточная нагрузка на мышечно-соединительный аппарат приводит к
тому, что пяточная изгиб выходит наружу, затем осыпистая таза скользит
вперед, нажимая на скопидную кость, которая является вершиной дуги.
Скольжение этих костей вперед и внутрь влияет на высоту арки стопы
больше, чем ниже верхняя часть арки, тем больше сплющивается стопа.
Учитывая коньки хоккеистов, автор отмечает, что давление голени на ногу
в этом случае направлено спереди назад и вниз, так что кость осыпи не
движется вперед, а назад, а это направление давления большеберцовой
кости прямо напротив направления, которое наблюдается при развитии
плоскостопия. Работа, выполняемая передними большеберцовыми и
длинными
малоберцовыми
мышцами,
попеременно
уступает
и
преодолевается, в то время как передняя часть лапки поднимается вверх,
предотвращая
скольжение
ладьевидного
ладья
вперед
и
внутрь.
Следовательно, работа этих мышц, а также трицепсы в движениях
хоккеистов,
способствует
развитию
подошвенной
костно-мышечной
системы, что обеспечивает надежную ножную затяжку. В работе автора
есть данные о том, что у детей только для занятий в спортивных секциях
уже
есть
большой
процент
деформации.
Затем
при
длительном
наблюдении за ними наблюдалось значительное уменьшение случаев
деформации стоп. Следует отметить благоприятный эффект бега на
коньках на формирование арки стопы, особенно в детстве (10-13 лет).
Высота арки стопы у опрошенных мастеров спорта и хоккея КМК не
выходила за пределы нормы.
В этой связи очень интересны исследования влияния физических
нагрузок различных направлений на стопу и ее изменения во взаимосвязи
с состоянием здоровья. Силовое действие на арку стопы, даже массой
собственного тела, изменяет индекс уплощения. В работах Арслановой
Ш.А. приводятся следующие данные об изменении этого показателя по
величине нагрузки и состоянию здоровья: при нормальной ноге и
нагрузке, которая составляет 50% собственного веса тела, арка стопы
уменьшается на 13%, у молодых - на 17%; и на 16,6% и 20%,
соответственно, с нагрузкой 100% от массы тела. А для людей с
отклонениями в статусе здоровья и отсутствием физической формы: с
силой в 50% от собственного веса у девочек на 26%, у мальчиков - на 17%;
и уже на 31% у девочек и на 21% у молодых мужчин при нагрузке 100% от
собственного веса. Таким образом, в пределах создаваемых нагрузок
зависимость индекса плоскостности от нагрузки близка к значительному
значению (Р <0,001) к прямолинейному уровню.
Арки стопы постоянно подвергаются силе, к которой обычный
человек и спортсмен подвергаются не только в условиях учебно-
учебные
занятия, но и дома и на работе. Этот процесс является динамичным, и
нога, являясь анатомической и биомеханической формацией, постоянно
меняет свои характеристики с помощью локомоции, то есть находится в
активном состоянии и получает тренировочный эффект. Результаты такой
деятельности могут быть для ног положительными и отрицательными с
разумными
и
необоснованными
нагрузками.
Индекс
уплощения
увеличивается с увеличением нагрузки на ногу. На тот же уровень влияет
уровень функциональной подготовки стопы. Нога с более высоким
функциональным уровнем, характеризующаяся более низким показателем
плоскостности
дуги
и
более
надежно
сопротивляется
различным
отклонениям.
Функциональная готовность арки ног определяется состоянием
мышц и связочного аппарата, которые удерживают кости стопы в
правильном вмешательстве.
Распространенность
травм
связочно-суставного
аппарата
голеностопного сустава наблюдается как у тех, кто занимается спортом и
не занимается, а, следовательно, возрастает важность функционального
тренинга для арки стопы. И из следует важность совершенствования и
подготовки костно-мышечной системы, для профилактики травм.
В работах Е.В. Брянгина (1997) отмечает, что плоские ноги не
являются патологией, которая может поставить под угрозу жизнь
человека. Несмотря на этот факт, плоские ноги значительно влияют на
жизнь человека, независимо от возраста, ухудшая его. Кроме того, это
значительно влияет на отклонение осанки, что может вызвать болезненные
ощущения в разных частях позвоночника. Это связано с взаимной
зависимостью сегментов тела.
Прежде всего, ногу в период поддержки можно рассматривать как
начальное звено биокинематической цепи при ходьбе, беге и прыжках и,
следовательно, что определяет функционирование вышележащих частей
нижней конечности.
В
литературе
принято
идентифицировать
статические
и
травматические типы нарушений, а результаты исследований Э.В.
Брянгиной, 1997, А.А. Oчерета (2000) классифицировать основные
условия и причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОПР) ,
разделив их условно на несколько типов:
■
причины
травматического
характера,
которые
приводят
к
возникновению так называемых травматических платоподий;
■ Генетические причины, приводящие к врожденным плоским
ногам;
■ причины, вызванные специфическим эффектом перенесенных
заболеваний, например рахит, паралич мышц нижних конечностей;
■ причины, приводящие к статическим плоским ногам из-за
слабости костно-мышечной системы;
■ причины, связанные с ударной нагрузкой, свойство опорной
поверхности, структуру обуви.
Учитывая физическую культуру и спорт, необходимо выделить
причины
нарушений
ОПРА,
действующие
на
опорно-двигательном
аппарате в соответствии с законами биомеханики:
1) ударные нагрузки, которые влияют на человека при движении,
ходьбе, прыжках и других движениях, происходящих в повседневной
жизни;
2) статическими нагрузками можно пренебрегать ударными волнами
- нагрузками, испытываемыми человеком при сохранении определенной
осанки, или при выполнении относительно медленных движений (для
которых ударными волнами можно пренебречь).
Нога, таким образом, принимает активное участие, как и в
большинстве основных движений, в которых она играет ведущую роль.
Тело подвергается ударным нагрузкам, участвуя в ходьбе, беге,
прыжке и приземлении после прыжка, а ударная волна распространяется
на позвоночник. Если у позвоночника есть отклонения от нормы или
нарушения, то он не может поглощать ударные нагрузки, и это может
привести к необратимым последствиям.
Авторы подчеркивают, что из-за многообразия биомеханических
свойств
отдельных
анатомических
структур
построение
строгой
математической модели ударной волны, распространяющейся через тело
человека, очень сложно, и поэтому при оценке ударных нагрузок, которые
действуют на позвоночнике до и после посадки экспериментально
определенные ускорения используются для различных частей тела (в
частности, таза и головы).
Так, например: при обычной ходьбе используйте разницу ускорений
тазовой области и головы от 0,5 до 1,0 г; ; в прыжках с трамплина с 50
метров превышало 10 г; и при посадке в спортзал после прыжка с
перекладины тонкий слой матов может достигать 12 г (А.). Человеческий
моторный
аппарат,
путешествуя
каждый
день,
поглощает
десятки
миллионов механических ударов, источником которых является любая
установка стопы на опоре, а ударная волна достигает позвоночника (AS),
которую она должна обесценивать.
Исследования установили линейную зависимость между скоростью
ходьбы и ударными нагрузками, а также во время бега и прыжков с
такими взаимодействиями еще большее увеличение.
Ряд
авторов
используют
динамический
коэффициент
усилия,
переносимый человеком на поверхность опоры: при медленном хождении
в легкой обуви он берется за 1 условную единицу; в тяжелых 1,23; при
быстрой ходьбе 1,5; при работе на 1,8; и при прыжках - 3.
При осуществлении, используйте «стоп-обувную-крышку» системы,
когда человек взаимодействует с поддержкой, а если покрытие или обувь
может быть восстановлена или заменена во время износа или разрушения,
то
повреждения
опорно-двигательного
аппарата
гораздо
труднее
восстановить.
Когда
человек
переходит
к
опорной
поверхности
стопы,
значительной нагрузка действует, которая перераспределяется вдоль
пешеходных зон.
В работах Е.В. Брянгиной, (1997) и т. д. отмечает, что жесткая
поддержка приводит к перераспределению сил: наибольшая нагрузка
смещается к медиальной стороне стопы, а в результате - систематическая
перегрузка определенной части мышечного аппарата и конечности. С
мягкой
опорой
нагрузку
на
подошвенную
поверхность
стопы
распределяют
наиболее
равномерно,
а
носитель принимает форму
подошвенной
части,
а
силы
реакции
опоры
в
соответствии
с
функциональными
характеристиками
костно-мышечного
аппарата
нижнего крайности распределены наиболее оптимально, и в результате
осцилляции арки стопы уменьшаются.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жесткая и мягкая
опора может служить средством обучения опорно-двигательного аппарата.
И использование различных типов опор и изменение величины нагрузки
будут иметь эффект тренировки на локомоторном аппарате человека.
Говоря о функциональной недостаточности стопы, с точки зрения
кинезитерапии,
следует,
прежде
всего,
ввиду
функциональной
недостаточности
«сегмента
голеностопного
сустава
тела».
Хотя
большинство
авторов
обращают
больше
внимания
на
кажущуюся
деформацию стопы, между тем, А.Ю. Шишонина ( 2002) предполагает,
что у людей с сплющенной аркой стопы могут не быть основных
субъективных симптомов плоских ног (усталость, боль), но у людей с
нормальными арками эти симптомы могут быть.
Проблема использования средств физической культуры с целью
профилактики и коррекции соматических расстройств (сглаживание арки
стопы, плоских ног) в настоящее время актуальна и привлекает внимание
многих исследователей. И многие авторы посвятили свои исследования
влиянию различных средств и методов физической культуры на изменения
индексов, характеризующих арки стопы, и использование различных
средства и методы физической культуры, целью которой является
предотвращение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Особое внимание в различных работах уделяется вопросам изменения
арки стопы у детей разного возраста
и спортсменов различных
специальностей: спортсменов, пловцов, хоккеистов, футболистов.