Автор: Татьяна Николаевна Рыбакова
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Шахунья
Наименование материала: Проект
Тема: "Народные промыслы России и Нижегородской области"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ д/с «Звёздочка»
Проект
тема «Народные промыслы Нижегородского края».
Подготовительная группа № 7 «Почемучки»
2023год.
Проблема:
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной
из наиболее важных. Ведь искусство пробуждает первые яркие, образные
представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства
прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и
обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры,
мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания
каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие
ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения,
должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей
страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего
народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Вид проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный ,23.01.23- 27.01.23
Участники проекта: дети подготовительной группы,
родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши
дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно,
ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с
народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное
ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых
подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид
промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются
собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное
искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине,
её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает
художественные способности детей.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по
ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая
при этом развивающую среду группы.
Цель проекта:
Знакомство детей с народными промыслами родного края.
Задачи проекта:
- Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного
края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения
Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями, с их особенностями.
- Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
-
Повышение педагогического уровня по данной теме. Создать условия для
применения детьми знаний, умений, творческих способностей.
Работа по индивидуальным траекториям.
*формирование умения добиваться конечного результата (гиперактивные
дети);
*развивать уверенность в себе, потребность в соучастии (застенчивые дети).
Этапы реализации проекта.
Первый этап: подготовительный.
Подбор материалов о народных промыслах Нижегородского края: фольклор,
стихи, песенки.
Второй этап: основной.
Чтение произведений: В. Набоков «Хохлома»,
Е.Н. Никонова «Золотая хохлома», стихи и частушки о Городецкой росписи.
П. Воронько, М. Котомцева «Городецкая доска».
Просмотр презентаций по данной теме.
Тематические беседы: «Что такое Хохлома?», «Веселые матрешки».
Третий этап: заключительный.
Создание мини – выставки.
1.Подготовительный:
* выявление знаний детей о народных промыслах Нижегородского края;
* подборка материалов о Нижегородских народных промыслах;
* подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи) ;
* подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов
Нижегородского края;
* подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2.Основной этап:
реализация проекта.
*создание мини – выставки «Нижегородские народные промыслы»;
*чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
*просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Семеновские матрешки»;
*тематические беседы: «История возникновения Городецкой росписи»,
«Богородская игрушка».
*рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»( в подарок мамам);
*изготовление дидактической игры по мотивам Семеновской росписи
«Собери узор»;
*лепка по мотивам Городецкой росписи «Городец – молодец»;
*экскурсия в библиотеку «Отчий край». Тема «Народные промыслы
Нижегородского края»;
*оформление приемной комнаты элементами Городецкой росписи;
*рисование «Доски не простые – веселые, расписные».
Взаимодействие с родителями.
*участие родителей в создании предметно – развивающей среды:
- консультация «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание
дошкольников»;
- оформление альбома Народные промыслы
- помощь в организации мини – выставки «Нижегородские народные
промыслы».
Работа с педагогами.
*буклеты «Знакомство с Народными промыслами Нижегородской области».
Заключительный этап.
*Выставка Народных промыслов