Напоминание

« Октябрьская революция в зеркальном отражении истории»


Автор: Нижегородова Ирина Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ"СШ №6 г. Снежное"
Населённый пункт: Снежное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: « Октябрьская революция в зеркальном отражении истории»
Раздел: среднее образование





Назад




« Октябрьская революция в зеркальном отражении истории»

10 класс

Работу подготовила:

учитель истории

Нижегородова Ирина Михайловна

Цель формировать гражданское самосознание учащихся; осветить факты связанные с

изменениями

происходящими в государстве под влиянием революционных событий, дать

представление о многообразии оценок этого исторического события; развивать интерес к

истории и творческие способности.

Ход мероприятия:

На фоне музыки появляется

муза истории Клио:

Как много тайн в себе хранит

Привычный всем предмет...

Куда нас зеркало манит?

Так в чем его секрет?

Оно -

как память всех событий…

И отраженье всех побед…

Ты повидало всё, триумф души открытий…

И дни печали, скорби, диких бед…

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло,

а потому, что, уходя, не умело убирать своих последствий

В.О.Ключевский

Вступительное слово: Сегодня мы предлагаем вам заглянуть в зеркало

истории.

Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких

потрясений: 2 мировые войны, череда революций, неисчислимые жертвы… На руинах

прежней империи выросла новая – Советский Союз, которому история отмерила всего 7

десятилетий.

Ведущий 1:7 ноября (25 октября по старому стилю)1917 года в России произошли

события, которые положили начало новому периоду в истории нашей Родины.

Великая

Октябрьская Социалистическая революция

– так советские историки называли это

событие на протяжении 70-ти с лишним лет. Этот день для всего Союза Советских

Социалистических Республик был одним из главных праздников. Праздничные

демонстрации в этот день проходили во всех городах Советского Союза. И душу каждого

советского человека наполняла гордость и уважение к своей стране, своему народу.

Ведущий 2:

Но! Установленный большевиками режим во многом держался на силе. Он

был прочен, пока крепка была власть. Менялись правители и власть в стране все больше и

больше ослабевала. Страна постепенно начала терять обороты в своем развитии,

топтаться на месте, а то и откатываться назад. Сколько миллионов жизней было

загублено, сколько людских судеб исковеркано! А ведь лучшие умы России

предупреждали: нельзя браться за осуществление никакой, даже самой великой, светлой и

справедливой идеи, если ради ее достижения проливается человеческая кровь,

причиняются страдания!

Ведущий1:

Всестороннее и объективное изучение Октябрьской революции 1917 года

помогает осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны,

понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми

слоями населения страны. Изучение Октябрьской революции не утратило своей

актуальности и в наши дни, ибо оно непосредственно связано с решением одной из самых

острых проблем современности – проблемы войны и мира.

Ведущий 2:Октябрьская революция, явившаяся важным событием 20 века, оставила нам

множество исторических источников о себе. Это документальные и мемуарные

произведения, художественная литература и газетный материал. Источники

разнообразны, как разнообразно и велико происшедшее событие, явившееся только одним

из целой цепочки событий, потрясших мир в начале 20 века.

Ведущий 1:Участники и свидетели русской революции, волей-неволей втянутые в нее,

оказались поколением, для которого она стала главным событием жизни . В их жизни не

было ничего более запомнившегося, чем события в России, происшедшие начиная с

октября 1917 года. Поэтому то, что дошло до нас от этих людей, так или иначе связано с

революцией.

На фоне музыки ( революционный марш « Есть у революции начало…»)

Ведущий 2:

Воспоминаний, написанных “по горячим следам”, сохранилось очень мало.

Дневник, найденный при обыске, мог стать поводом к заключению в тюрьму, расстрелу.

Социальная катастрофа, произошедшая в России, практически не оставила равнодушных,

потому что в нее были вовлечены все.

Просмотр видеоролика «Россия на крови».

Ведущий 1:

А как бы вы оценили эти события? Согласны ли вы с авторами этого сюжета?

Какие мысли возникли у вас при просмотре этих кадров?

Мнения школьников….( получали опережающее задание – проанализировать,

используя различные источники информации)

Ведущий 2:

Вы видите, сколько мнений у нас появилось, как сложно дать однозначную

оценку, сколько фактов надо принять во внимание. Но

все участники тех событий

понимали одно - революция необратима, и ее не остановить.

Ведущий 1:

Как и во всяком социальном движении, расстановка сил напоминала весы, колебавшиеся,

в зависимости от обстоятельств, в пользу одного из двух лагерей, сложившихся в ходе

революции и приведших к Гражданской войне - красного и белого.

Чтец: ( на фоне музыкального сопровождения)

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив разбойный древний дух

Зарудских, Стенек, Кудеяров.

В других, лишенных всех корней,

Тлетворный дух столицы Невской,

Толстой и Чехов, Достоевский -

Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле.

В других - весь цвет и гниль империй,

Все золото, весь тлен идей,

Прах всех богов и фетишей,

Научных вер и суеверий.

Одни идут освобождать

Москву и вновь ковать стихию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной

Размыкать и продать врагам,

Сгноить ея пшеницы груды,

Ея бесчестить небеса,

Пожрать богатство, сжечь леса

И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв,

Средь золотых великолепий

Конями вытоптаннных жнитв,

И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

"Кто не за нас - тот против нас

Нет безразличных, правда - с нами".

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Появляется белый офицер:

«Революция!

Ее делали люди с чистыми помыслами, гибли за новую Россию - и за Россию уходящую -

люди с чистыми помыслами, а пытались воспользоваться Ею люди с черными

помыслами...

Борьба продолжается.

И люди все по-прежнему делятся на Добрых и злых, на Честных и воров, на Граждан и

подонков. Одним словом, на Человеков и нечеловеков.

Так что же? По разные стороны баррикад?

Да нет. Мы все вместе, в одной лодке. Ведь все наши мысли, чувства и силы отдавали

Родине. Жили, дышали, мечтали об её величии, счастье и славе.»

Появляется его спутница

:

Господа, юнкера… Господа…

В красно-белом аду Русь Святая.

Словно карточный домик, года

В бездну падают, смысл обретая.

Святый Боже, Россию храни!

Нам не выдержать дьявольской битвы.

Третий Рим снова тонет в крови

Без креста, без любви, без молитвы.

И у нас теперь все – бунтари,

Всё смешалось на русских просторах.

Вместо виселиц здесь – фонари,

Справедливость – в строках приговоров.

Господа, юнкера… Господа,

Сберегите для правнуков жизни.

Дом Ипатьева – вход в никуда,

В гробовые года для Отчизны.

Лучезарный рассеялся свет,

Царь расстрелян, расстреляна Вера.

И на семьдесят будущих лет

Всем отмерена рабская мера.

Господа, юнкера… Господа…

Вифлеемская гаснет звезда.

Показ видеоролика «Генералам Гражданской войны».

Ведущий 2:

Революция уже стала восприниматься необратимой после отречения царя. Но

одни хотели закончить ее отречением (что и произошло), а другие - продолжать. Была еще

малочисленная группа людей, которые знали, что этому не будет конца, пока Россия не

примет черты и формы государственности, свойственные ей.

Еще одной общей чертой было всеобщее стремление к твердой власти. Но в вопросе -

кому доверить Россию - единства не было, и решить этот вопрос демократическим путем

не удалось.

Выход чтецов: красноармеец и матрос.

1-й:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

2-й:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавши хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Ведущий1:

По мере развития революции ее завоевания вызывали все больший восторг у

левых и сочувствовавших им и, наоборот, растерянность и ужас остальных. Это

контрастирует со смешанными чувствами (радости и страха) Февральской революции,

когда отречение царя воспринималось как начало новой, свободной, демократической

России.

Ведущий 2:

Это была весна России, пробуждение и обновление ее, в то время как в

октябре доминировали лишь чувства ненависти и решимости одних и страха,

растерянности - у других. С этого момента, как считают некоторые, начинается и все

увеличивается кровожадность революции, дошедшей до своей крайней формы и

разрушающей “до основанья” старый мир.

Исполнение песни «Интернационал» или показ презентации кадров революции на

фоне Интернационала.

Ведущий 1:

Очень немногие современники революции подошли к ней с надклассовых,

человеческих позиций. Такой подход был сложен, хотя бы потому, что их окружало

буквально море зла и ненависти. Возвыситься над классовой ненавистью, дать событиям

истинную, с позиций добра и зла, оценку, в то время было нелегко.

Ведущий 2:

Люди, дающие такую оценку, как правило, принадлежали к интеллигенции,

т.е. исчезающей при большевиках прослойке, чуждой им и опасной для

них.

Революционные события 1917 г. не обошли творческую интеллигенцию, поставив ее

перед выбором пути дальнейшей деятельности, необходимостью изменения своего

жизненного пути, и повлекли к формированию в ее среде различных категорий, по

отношению к происходящим на тот момент событиям.

Ведущий 1:

Настроения в среде творческой интеллигенции в начале 1917 г. были

различными. Но всех их объединяло ярко выраженное чувство нервозности и

беспокойства.Победу Февральской революции 1917 года часть деятелей литературы и

искусства встретила с воодушевлением.

Рассказы учащихся от имени интеллигенции:

Б.М.Кустодиев:

«Глаза видели, а ум еще не воспринимал. Все провалилось куда-то

старое, вчерашнее, на что боялись смотреть. События февральской революции 1917 года,

я, прикованный к инвалидной коляске, мог наблюдать только из окна. Здесь все еще

кипит, все еще улицы полны народом… Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не

позволяет мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться».

Ведущий 2:

В 1917 году Кустодиев пишет картину

«Балаганы», в которой художником

описываются масленичные гуляния. Балаган - непременный атрибут русских народных

гуляний. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника - главный

источник вдохновения.

Ведущий 1:

В.Я. Брюсов в письме к A.M. Горькому в этот период писал:

Рассказы учащихся от имени интеллигенции:

В.Я. Брюсов:

«Не начинаю письмо поздравлениями, потому что это, само собой

разумеется. Искренне кажется порой, что все это сон, магическое наваждение. Все мы

ждали и верили».

«Свобода! Свобода! Восторженным кликом

Встревожены дали холодной страны:

Он властно звучит на раздольи великом,

Созвучно с ручьями встающей весны.

Россия свободна! Лазурь голубее,

Живительней воздух, бурливей река…

И в новую жизнь бесконечной аллеей

Пред нами, приветно, раскрылись века.

Довольно! Не кончено дело свободы,

Не праздник пред нами, а подвиг и труд,

Покуда, в оковах, другие народы,

С надеждой на нас, избавления ждут!»

Ведущий2:

Не остался в стороне от революционных волнений и такой известный

писатель прозаик, публицист как М.М. Пришвин. Февральскую революцию он встретил

как закономерное развитие политических событий. Никто не думал о русском народе,

интеллигенция по-прежнему говорила и думала только о философии и искусстве.

Революционная волна, казалось, полностью подхватила М. Пришвина, но в определенный

момент в его мировосприятии что-то меняется, и он решает уехать в село Хрущёво.

М.М.Пришвин

Власть и пахари (отрывок)

«Ничего нет наивнее и хуже, как в наше время что-то скрывать от народа. Хуже ничего

нет, потому что сам же народ больше всяких властей его хочет победы, наивнее ничего

нет, потому что, как ни малограмотен народ, но в такое время все становятся как бы

грамотными. Как будто можно бросить камень в пруд и запретить воде волноваться….

Так вот и в самых глухих местах по-своему разговаривают о всем, что пишут в газетах,

разговаривают грамотные и неграмотные; время такое, что все тайное становится явным».

Ведущий 1:

Принадлежа к высокообразованному, культурному слою российского

общества, для которого были характерны глубокий патриотизм, гордость за великую

Россию, за ее прошлое и будущее, они считали, что большевики захватили власть

незаконно, насильно и, самое главное, - по своему культурному уровню они не вправе

руководить такой великой страной.

Ведущий 2:

Общее мнение интеллигенции было таково: Октябрьская революция была не

нужна России. Это результат деятельности крайних демагогов, конец которых неизбежен.

Но силой русскую революцию не остановить. Надо ждать, пока в Советской России

созреют новые, здоровые силы, способные сокрушить порядок, установленный Лениным.

И уж если наибольший ущерб большевики нанесли духовности, возрождение России

возможно только через духовное перерождение русского народа.

Ведущий 1:

А. Керенский писал: « борьба ...в 1917 году закончилась видимым

торжеством красной реакции, но далеко еще не завершилась».

Исполнение романса «Гори, гори, моя звезда» на фоне презентации, посвященной

видным деятелям интеллигенции этого времени.

Ведущий 2:

История страны имеет как светлые так и темные страницы. Воспоминание о

событиях Октябрьской революции

-

это не попытка сохранить прошлое. Это

свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

Ведущий 1:

После распада советской державы появились новые книги, кинофильмы.

Потускнели легендарные кадры о взятии Зимнего, историки до сих пор спорят о той

далекой поре – что в ней правда, а что мифы.

Каждый же из нас сделает для себя свои

выводы.

Ведущий 2:

Но нам должно быть ясно одно: опыт 1917 года должен научить нас

стремиться к лучшему, упорным трудом строить высокоразвитое, современное

демократическое государство, главная цель которого – улучшение жизни граждан.

На фоне музыки ( песня «Смело товарищи в ногу…») появляются по одному

участники революции: матрос, рабочий, женщина, крестьянин и читают строки:

Ты вспомни, товарищ, семнадцатый год,

И памятней не было года

Когда измождённый войною народ,

За правду шёл в бой и свободу,

Не стало тогда для народа преград

И с верной дороги не сбили

Ни козни Антанты, ни яростный град,

Из пуль и осколков, и были

Сердца у бойцов тогда тверже свинца,

Ведь были сердца их из стали,

Их храбрость и твёрдость не знали конца,

Они за тебя воевали!

Так не посрами же их память и ты

Не сдайся в жестоком бою,

За то, чтоб реальностью стали мечты,

За жизнь и за правду твою,

Пусть весть разлетится о нас как стрела,

В рядах наших смело иди

Считал, Революция в прошлом была?

Неверно, она впереди!

Ведущий 1: Революция 1917 года стала одним из самых значительных событий XX века

и коренным образом повлияла на ход дальнейшей истории. Люди получили право на труд,

на образование, на отдых, право участвовать в управлении страной. Это чувство хозяина,

сознание своей причастности к судьбам страны, возможность творчества в труде давали

невиданные производственные результаты, вызывали энтузиазм и самоотверженность.

Ведущий 2: Благодаря Октябрьской революции народ обрел государственность, создал

экономический и интеллектуальный потенциал, сберег и обогатил национальную

культуру.При всей неоднозначности оценок революции, она помогает лучше понять наше

прошлое и разобраться в настоящем. Ведь идеи объединения и солидарности трудящихся,

равенства всех людей остаются актуальными и в наше время.

Появляется муза Клио ( на фоне музыки):

Мы вновь и вновь свершаем дальний путь

Туда, где пламенеет эта дата.

И нам волненье сдавливает грудь

Как лента пулеметная когда то.

Нет лучше спутника, чем память.

С ней наше сердце заодно

Она правдивыми глазами

Найдет, что было так давно.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники