Автор: Загорулько Марина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ДОУ Солнышко
Населённый пункт: ПГТ Забайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: "Арт-терапия- развитие самовыражения и самопознания ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Арт-терапия –развитие самовыражения и
самопознания ребенка»
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это
понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через
развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-
терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям,
помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит
Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого
потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не
выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей,
рисунок для детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С
их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на
то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной
сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя,
ребенок
попадает
в
сказку,
наполненной
радостью,
взаимопонимания, успеха.
А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая
работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия
опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие
рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать
эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для
успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием
сказок,
метод
практической
психологии.
Сказкотерапия
разнопланово
использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий
метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для
сказкотерапии
подбираются
разные:
народные,
авторские,
а
также
специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение
сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно
узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают,
или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия
–
одно
из
направлений
арт-терапии,
реализует
психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть
активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает
возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при
помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается
необходимый
психотерапевтический
эффект.
Музыкотерапия
помогает
преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия
—
вид
психотерапии,
в
которой
используется
терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть
психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и
эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В
рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования
по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.
Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях
для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий
цветотерапией.
Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок
научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать
эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями
волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в
сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство
образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К
душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний
мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием
техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним.
Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают
свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться
своему "Я".
Слово предоставляется педагогу дополнительного образования по ИЗО
Тема сообщения «Изотерапия в работе с дошкольниками»:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством);
психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного
искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон,
создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.
Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять
самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и
сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и
зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно
требует согласованности многих психических функций. Не случайно
выражение
-
«Рисуют
головой,
а
не
руками».
Художественное
самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а
потому может рассматриваться как значительный психологический и
коррекционный фактор.
«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным
детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку,
аппликацию.
В
результате
чего
у
детей
формируются
различные
эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т.
д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого
замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить
имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои
чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества,
возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные
исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.
«Маленькие
дети
спонтанно
выражают
свою
личность,
свои
индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения –
рисованием, моделированием, игрой и т. д.».
Изотерапия
имеет
индивидуальную
коррекционно-развивающую
направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной
адаптации,
эмоционально-волевой
неустойчивостью,
заниженной
самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.
Использование
искусства
в
качестве
терапевтического
фактора
в
образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские
знания для этого не требуются.
Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для
восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в
выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания».
Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических
навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие,
особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что
техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и
групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.