Напоминание

"Арт-терапия- развитие самовыражения и самопознания ребенка"


Автор: Загорулько Марина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ДОУ Солнышко
Населённый пункт: ПГТ Забайкальск
Наименование материала: Статья
Тема: "Арт-терапия- развитие самовыражения и самопознания ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Арт-терапия –развитие самовыражения и

самопознания ребенка»

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через

развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-

терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям,

помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит

Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого

потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не

выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей,

рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С

их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на

то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной

сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя,

ребенок

попадает

в

сказку,

наполненной

радостью,

взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая

работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия

опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие

рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать

эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для

успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием

сказок,

метод

практической

психологии.

Сказкотерапия

разнопланово

использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий

метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для

сказкотерапии

подбираются

разные:

народные,

авторские,

а

также

специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение

сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно

узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают,

или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия

одно

из

направлений

арт-терапии,

реализует

психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть

активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает

возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при

помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается

необходимый

психотерапевтический

эффект.

Музыкотерапия

помогает

преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия

вид

психотерапии,

в

которой

используется

терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть

психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и

эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В

рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования

по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.

Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях

для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий

цветотерапией.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок

научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать

эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями

волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в

сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство

образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К

душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний

мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием

техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним.

Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают

свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться

своему "Я".

Слово предоставляется педагогу дополнительного образования по ИЗО

Тема сообщения «Изотерапия в работе с дошкольниками»:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством);

психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного

искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон,

создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять

самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и

сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и

зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно

требует согласованности многих психических функций. Не случайно

выражение

-

«Рисуют

головой,

а

не

руками».

Художественное

самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а

потому может рассматриваться как значительный психологический и

коррекционный фактор.

«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным

детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку,

аппликацию.

В

результате

чего

у

детей

формируются

различные

эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т.

д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого

замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить

имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои

чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества,

возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные

исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

«Маленькие

дети

спонтанно

выражают

свою

личность,

свои

индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения –

рисованием, моделированием, игрой и т. д.».

Изотерапия

имеет

индивидуальную

коррекционно-развивающую

направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной

адаптации,

эмоционально-волевой

неустойчивостью,

заниженной

самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.

Использование

искусства

в

качестве

терапевтического

фактора

в

образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские

знания для этого не требуются.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для

восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в

выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания».

Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических

навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие,

особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что

техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и

групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.



В раздел образования