Автор: Быханова Наталья Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов «Методическое сопровождение организации мини-музея по формированию ценностного отношения воспитанников к традиционному культурному наследию России в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Раздел: дошкольное образование
Нравственно- патриотическое воспитание
дошкольников средствами музейной педагогики
Цыряпкина Наталья Александровна
(воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ Зыковский детский сад)
Актуальность.
В
настоящее
время
Россия
переживает
один
из
непростых
исторических
периодов.
И
самая
большая
опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики,
не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий
уровень
детской преступности
вызван общим
ростом
агрессивности
и
жестокости
в
обществе.
Детей
отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому проблема
патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных.
Музейная педагогика является инновационной
технологией в сфере личностного воспитания
детей, создающая условия погружения
личности в специально организованную
предметно-пространственную среду
Цель музейной педагогики
– создание условий для решения задач нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредствами музейной педагогики.
Задачи музейной педагогики:
Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Развивать творческие и организаторские способности, предоставлять возможность
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять
свою неповторимую индивидуальность;
Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно
адаптироваться в окружающем мире;
Формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
Осваивать новые типы занятий, формировать профессиональную компетентность музейного
педагога;
Формировать систему критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной
педагогики.
Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.
Формировать у дошкольников представления о музее.
Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
Развивать речь и расширять словарный запас.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Воспитывать культуру поведения.
Средства музейной педагогики:
Художественные средства – это фотографии, альбомы, открытки,
репродукции картин, печатные издания, художественная литература,
материалы о поселке, районе, природе родного края.
Социальные средства – включают в себя семейную среду (обычаи,
традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы,
детского сада, события в жизни ребенка.
Деятельностные средства - представляются в виде практической и
краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою
очередь включает:
- собственную деятельность детей, то есть различные виды
художественно – творческой деятельности, размещение предметов,
экспонатов, поделок в музее группы, детского сада;
- совместная поисковая деятельность с педагогом и семей,
составление проектов;
- экспериментальную деятельность – опыты,
наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов:
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап
включает в себя проведение таких мероприятий, как:
-анкетирование
- родительские собрания
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с
экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не
только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также
материалы для проведения анкетирования, диагностики.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Спасибо за внимание!