Автор: Нургалиева Ирина Геннадьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: СП детский сад "Звездочка" ГБОУ СОШ№2 им. Героя Советского Союза Г.Н. Гурьянова ж.-д. ст. Шентала
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
"Использование нестандартного оборудования как средства
развития двигательной активности детей раннего возраста"
Я хочу
поделится своим опытом работы, тема которого «
Использование
нестандартного
оборудования
как
средства
развития
двигательной
активности детей раннего возраста
».
Почему я выбрала именно это направление?
Федеральный государственный
стандарт Дошкольного образования уделяет большое внимание становлению
ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами.
Еще в 18 веке французский писатель Жак Руссо, говорил:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким
и здоровым:пусть работает,действует, бегает, кричит, пусть он находится в пост
оянном движении…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и
достаточна сложна. Я, работая много лет в детском саду, замечаю, что в
последнее время увеличивается количество детей, с ярко выраженной
гиперактивностью, или же наоборот – малоподвижностью. Дошкольники
чаще выражают нежелание принимать участие в подвижных играх и
упражнениях. Не секрет, что дома дети большую часть своего времени
проводят в сидячем положении за компьютером или телевизором.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания,
утверждающих, что именно в раннем дошкольном возрасте, в результате
целенаправленного педагогического воздействия,
когда ребенок только
входит в мир отношений, формируется здоровье, создаются предпосылки для
развития
выносливости,
скоростно-силовых
качеств,
происходит
совершенствование
деятельности
основных
физиологических
систем
организма.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
вывод,
что
необходимо:
1.
Повысить
интерес
детей
к
различным
видам
двигательной
деятельности;
2. Увеличить объём двигательной активности детей;
3. Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4. Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а
также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности
детей с применением нестандартного оборудования.
Что
же
понимается
под
термином
«нестандартное
физкультурное
оборудование»?
Нестандартное
физкультурное
оборудование
–
это
оборудование,
сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и
материалов. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный
стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не
бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в
спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно
–
игровое
нестандартное
оборудование
призвано
содействовать
решению,
как
специфических
задач
целенаправленного
развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и
формирования личности.
Цель: Обогащение развивающей среды спортивного зала нестандартным
физкультурным оборудованием.
Задачи: 1. Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности и
функциональные
возможности.
2.
Определить
теоретические
основы
создания нестандартного оборудования с учетом особенностей детей. 3.
Обогатить двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у
детей. 4. Привлечь родителей воспитанников к изготовлению нестандартного
оборудования. 5. Обобщить и распространить опыт работы по созданию
нестандартного оборудования для двигательной среды.
Нестандартное оборудование должно быть:
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетическим.
Предлагаю
нестандартное физкультурное оборудование сделанное
своими руками из подручных средств и материалов, для пополнения
предметно-пространственной развивающей среды.
«Массажеры»
Материал: капсулы от шоколадных яиц, ручки от 5 литровых бутылок, шнур.
Цель: укреплять мышцы спины, груди и ног.
Использование: самомассаж мышц спины, рук, ног; при выполнении О.Р.У.
«Султанчики»
Материал: капроновый шнур.
Цель: координация движений, развитие физических качеств, повышение
интереса к выполнению упражнений.
Использование: спортивные танцы, О.Р.У., подвижные игры.
Снаряд для метания «Мешочки»
Материал: ткань, песок.
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Скакалка из крышек»
Материал: разноцветные крышки, две ручки от 5 литровых бутылок, шнур.
Цель: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость,
внимание.
Использование: для прыжков, а также это пособие может служить как для
метания в цель, если скакалку соединить в круг.
«Тоннель»
Материал: обручи, ткань.
Цель:
Развитие координации движений, ловкость, смелость, внимание,
умение
передвигаться,
опираясь
на
ладони
и
колени
в
замкнутом
пространстве, снятие психологического напряжения у детей.
«Моталочки»
Материал: палки, шнур, пластиковые бутылочки.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений.
Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в
соревнованиях.
«Разноцветные кружочки»
Материал: пластиковые крышки, разноцветная самоклеящаяся бумага.
Цель: закреплять цвета (красный, желтый, зеленый, синий), упражнять детей
в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание.
Использование: для проведения подвижных игр.
«Рыбалка»
Материал: пластмассовые баночки от питьевых йогуртов.
Цель: Развивать координацию движений, глазомер.
Использование: Баночки служат для подвижной игры «Рыбак и рыбки», а
можно применять их в спортивных эстафетах. С помощью гимнастической
палки «удочки», нужно перенести по одной «рыбке» (баночке). Ребенок
кончиком палки должен попасть в отверстие баночки и приподнять ее вверх и
«рыбка» поймана.
«Дорожка здоровья»
Материал: пазлы, фетр, камешки, пробки, пуговицы, карандаши, пластины от
конструтора лего, крышки от йогурта, веревка, резиновый коврик.
Цель:
Приобщение
детей
к
здоровому
образу
жизни; профилактика
плоскостопия; улучшение
координации
движений; улучшение
функций
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем; улучшение
эмоционально-
психического состояния детей.
Разработанные и изготовленные своими руками пособия – несложные,
недорогие, вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес
детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами.
Новое оборудование –
это
всегда
дополнительный
стимул
активизации физкультурой. Поэтому оно, никогда не бывает лишним. У
детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка,
мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции.
Использование нетрадиционного,
нестандартного оборудования способствуют
комплексному физическому воспитанию
и
закреплению
достижений
коррекционно-восстановительной работы.
Опыт работы позволяет мне подтвердить мнение о том, что использование
нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных
занятий
способствует
повышению
интереса
и
увеличивает
степень
двигательной активности детей.
Закончить хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще
повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».