Напоминание

"Не балуйся с огнем!"


Автор: Попова Валентина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 15 Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Не балуйся с огнем!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка проведения тематической недели со старшими

дошкольниками «Не балуйтесь с огнем!»

Автор: старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 15 Адмиралтейского района

Санкт – Петербурга Попова Валентина Михайловна

Педагогический замысел: формировать у детей устойчивые представления о

пожароопасных ситуациях и о том, как их предотвратить, о средствах тушения пожара и

поведении при пожаре; познакомить с работой пожарной команды; воспитывать у детей

уважение к труду пожарных; учить детей брать на себя игровые роли и вести их до конца

игры, оречевлять свои действия по ходу игры.

Содержание тематической недели:

1.

Беседы с детьми: «Как человек приручил огонь», «Как огонь пришел в наш дом»,

«Кому огонь помогает в работе», «Пожарная служба в старину», «Вызываем «ноль

один»».

2.

Чтение художественной литературы. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

«Тревога», Я Аким «Случай по детей», «Пожар», М. Манакова стихи про пожар, В.

Шефнер «Лесной пожар», Г. Остер «Вредные советы», Л. Толстой «Пожарные

собаки», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», С. Михалков «дядя Степа»,

Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; загадки, пословицы, поговорки.

3.

Театрализованная деятельность. Инсценировка С. Маршак «Кошкин дом»

4.

Рассматривание иллюстраций по теме «Пожарная безопасность», знаков

безопасности из набора «Азбука пожарной безопасности», карточек с

изображением предметов, размещенных на пожарном щите, предметов, входящих в

набор «Азбука пожарной безопасности»

5.

Дидактические игры. «Горит – не горит», «Что нужно пожарному», «Составь целое

из частей», «Четвертый лишний», «Опасные предметы», «Полезные номера

телефонов», «Угадай по описанию», «Слушай стихотворение – находи знак»,

«Разложи по порядку», пожарные загадки, тренинговая игра «Вызов пожарных»

6.

Продуктивная деятельность. Рисование по сказке С. Маршака «Кошкин дом»,

конструирование «Пожарная машина».

Итоговые мероприятия тематической недели:

-разработка памяток «Каждый ребенок должен знать..», «Чего никогда !!! не нужно

делать»

-становление сюжетно ролевой игры «Пожарная команда»

-приложения

ПАМЯТКА 1. «Каждый ребенок должен знать…»

ПРАВИЛО 1. Не играй со спичками и зажигалками сам и не позволяй этого делать

другим.

ПРАВИЛО 2. Уходя из комнаты или из дома, выключай электроприборы. Даже

оставленный в режиме «ожидания» электроприбор представляет собой потенциальную

опасность.

ПРАВИЛО 3. Не суши белье на электрообогревателях или над плитой: оно может упасть и

загореться.

ПРАВИЛО 4. Нив коем случае не зажигай дома фейерверки, свечи или бенгальские огни

(это нужно делать только вместе со взрослыми).

ПРАВИЛО 5. В деревне или на даче без взрослых не разжигай огонь в печи и не открывай

печную дверцу: от выпавшего уголька может загореться пол.

ПРАВИЛО 6. Не поджигай сухую траву и самостоятельно не разводи костры: горение

сухой травы или тополиного пуха контролировать практически невозможно.

ПРАВИЛО 7. Если заметил огонь или дым, почувствовал запах гари, немедленно сообщи

об этом взрослым, если никого из взрослых нет, позвони диспетчеру по телефону»01».

Самое главное при этом правильно назвать свой домашний адрес.

ПАМЯТКА 2. «Чего никогда (!!!) не нужно делать»

ПРАВИЛО 1. Нельзя бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных.

ПРАВИЛО 2. Нельзя открывать окна и форточки, так как приток кислорода,

содержащегося в воздухе, приведет к усилению огня.

ПРАВИЛО 3. Нельзя пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу 9дым

очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие).

ПРАВИЛО 4. Нельзя спускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней

и веревок (если в этом нет острой необходимости).

ПРАВИЛО 5. Нельзя прыгать из окна.

ПРАВИЛО 6. Нельзя паниковать. Постарайся рассуждать здраво. Тебя обязательно

спасут, но ты не должен натворить глупостей.

Сюжетно – ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста

«Пожарная команда»

Оборудование и материалы: детский игровой комплект «Азбука пожарной

безопасности», телефоны (настольный и мобильный), кнопка пожарной тревоги, пожарная

машина, ширма – дом, комплекты одежды пожарного, мягкие игрушки – обитатели дома,

где возник пожар, макеты деревьев, руль, светильник «Пламя», мягкие модули красного

цвета.

Содержание и ход игры

Педагог вместе с детьми собирают игровое оборудование, создают игровую обстановку. В

комнате устанавливают ширму –дом, в которой случится пожар; из мягких модулей

составляют «пожарную часть», в которой стоит игровой модуль – пожарная машина. На

выезде из пожарной части устанавливаются ворота.

Педагог помогает детям из игрового оборудования отобрать только те предметы, которые

необходимы диспетчеру и пожарным: для командира, водителя и пожарных – накидки,

каски, рукавицы- краги, для диспетчера –кнопка пожарной тревоги и телефон.

Педагог вместе с детьми распределяют роли. Дети надевают костюмы в соответствии с

ролями. Диспетчер, дежурный по пожарной части, пожарный расчет, водитель занимают

свои места. Командир пожарного расчета (педагог) проводит инструктаж, затем

тренировку, отрабатывает игровые – ролевые действия. Педагог звонит диспетчеру,

сообщает о пожаре, называет свой адрес, затем объясняет диспетчеру, что нужно делать

(принять вызов, повторить адрес, записать в журнал и нажать кнопку пожарной тревоги).

Затем дети в роли пострадавших на пожаре по очереди звонят диспетчерам, сообщают о

пожаре, четко называя свой адрес.

Прогуливаясь около дома, «прохожие» начинают игру. Взрослый незаметно включает

светильник «Пламя» и обращает внимание детей на то, что дом «горит». В это же время на

балкон выставляются символ «пламя» и мягкие игрушки (жители дома). Они просят о

помощи. Взрослый напоминает детям о том, что в таких случаях главное быстрее

сообщить о пожаре взрослым. Громко кричать «пожар» и сразу же вызвать пожарный

расчет, набрав номер телефона «01», правильно назвав адрес, где случился пожар. Кто –

нибудь из детей – прохожих достает мобильный телефон и набирает «01», громко и четко

произносит адрес.

В игру вступает диспетчер пожарной охраны. Он снимает трубку телефона и громко

повторяет адрес, прибавляет «Ждите и встречайте пожарную машину».

Пожарный расчет быстро собирается на пожар. Водитель подбегает к пожарной машине и

изображает, как он заводит мотор. Командир и пожарные надевают накидки, каски,

рукавицы – краги. Пожарный расчет садится в машину. Дежурный по пожарной части

открывает ворота, машина выезжает. Дети - зрители изображают звуковую сирену, с

которой машина едет на пожар.

Дети - прохожие все это время остаются около дома, встречают пожарных, показывают,

где и что горит.

Командир громко командует: «Потушить пожар!». Один из пожарных устанавливает

лестницу, другие в это время спасают «жильцов», подбегая к дому, беря по одной игрушке

и перенося их в безопасное место. Если на пожаре есть пострадавшие, пожарные

вызывают бригаду скорой помощи. После этого пожарные раскатывают рукава, берут в

руки стволы и тушат пожар. Через некоторое время педагог незаметно выключает

светильник и объявляет, что пожар потушен. Пожарные скатывают рукава, закрепляют их

на машине и возвращаются в пожарную часть. Там они раздеваются, снимают рукавицы –

краги, каски, накидки, аккуратно развешивают и раскладываю все для просушки.

После игры педагог выясняет у детей, какими знаниями и качествами характера должен

обладать пожарный. Что помогает пожарной машине быстрее добраться до места пожара.

Алгоритм проведения сюжетно – ролевой игры «Пожарная команда»

1.

Звонок в пожарную часть.

2.

Объявление тревоги.

3.

Пожарные собираются на пожар (надевают одежду пожарных)

4.

Водитель заводит мотор, дежурный открывает ворота.

5.

Пожарная машина с пожарными едет на пожар.

6.

Пожарные устанавливают лестницу, спасают пострадавших.

7.

Пожарные раскатывают рукава и тушат пожар.

8.

Пожарные возвращаются в пожарную часть, раздеваются, сушат одежду,

отдыхают, занимаются тренировками.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Материал для беседы с детьми на тему

«Как человек приручил огонь»

Для того чтобы дышать, человеку нужен воздух. Его жизнь невозможна без пищи и воды.

Он живет на земле и пользуется ее дарами и плодами. А зачем человеку огонь? Издавна

человек понимал, что огонь подобно солнцу, освещал все вокруг и согревал его. Но он

боялся огня, как боялись его дикие звери и птицы. Да и сам огонь представлялся ему

красным зверем, огнедышащим драконом. А человек хотел подружиться с огнем.

Один из мифов Древней Греции повествует о Прометее, который принес на землю огонь,

украденный у богов, обитающих на горе Олимп. Есть много других легенд и сказок о том,

что люди научились добывать огонь. Как бы то ни было, но пришло время, когда человек

2приручил» огонь, как приручил и некоторых животных, сделав их своими помощниками.

Человек подружился с огнем. Еще живя в пещерах, люди поддерживали огонь, добытый

во время стихийных пожаров, например, от удара молнии. Они брали горящие ветки и

вносили их внутрь пещеры, следили, чтобы пламя не угасло. Всегда в племени были

люди, неустанно следившие за костром. Все понимали, что огонь – необходимая для

жизни стихия.

Так из разрушительной силы огонь превратился в помощника людям. Огонь обогревал,

освещал жилище. На костре жарилось мясо убитого зверя. Яркий свет отпугивал диких

животных. Огонь служил сигнальным знаком на расстоянии. Издавна красный цвет

пламени символизировал опасность, предупреждение для людей, и для животных.

Пришло время, и люди научились добывать огонь самостоятельно. Они высекали искры с

помощью кремниевых камней над легковоспламеняющимся природным материалом.

Другой способ добывания огня – быстрое трение палочки, зажатой между ладонями, о

камень. А еще позднее человек изобрел линзу, спички, добыл огонь – невидимку:

электрический ток. А теперь люди управляют атомной энергией. А сколько еще впереди

открытий!

Приложение 2. «Кому огонь помогает в работе»

Как только огонь пришел в наш дом, в наш быт, он сразу же стал помощником человека.

Сегодня нам даже трудно представить, как можно обходиться без энергии огня во время

приготовления пищи и многих хозяйственных работ. Но есть такие профессии, которые

напрямую связаны с открытым огнем. Там, где пламя огня необходимо, его

поддерживают, раздувают. Никогда не прекращает свою огненную работу доменная печь

на металлургическом заводе. Металлурги работают посменно, чтобы не остывал

выплавляемый из руды металл.

И в кузнице мастерам – кузнецам помогает работать пылающий в горне и раздуваемый с

помощью мехов огонь. Кусок металла должен быть накален докрасна.

В работе стеклодува тоже необходима печь для плавления стекольной массы. Из горячей

массы мастер через трубку выдувает прекрасные изделия – стеклянные сосуды, фигурки.

Гончарные работы связаны с огнем. Все керамические изделия должны не просто

высохнуть, а по- настоящему затвердеть, то есть подвергнуться обжигу. Иначе посуда и

другие глиняные предметы будут непрочными, а попав в воду размякнут.

Приложение 3. «Пожарная служба в старину»

Пожары всегда были самой разрушительной бедой. От них погибали целые города и

селения. И простые люди, и государи искали пути борьбы с пожарами, думали о том, как

их предупредить. Издавались царские указы. Например, царь Иван третий издал Указ о

запрещении вольного обращения с огнем и о строительстве кузнечных мастерских вдали

от жилых построек.

Другой царь – Алексей Михайлович издал закон о правилах обращения с огнем, ввел

ответственность за поджоги, специально устроенные пожары. Пойманных поджигателей

ждала смертная казнь.

Узнать о пожаре люди могли по звону набатного колокола. Каждый кто мог помочь

потушить пожар, сразу бежал на помощь, прихватив с собой ведра. Топоры. Лопаты. А

специальных средств тушения пожаров тогда не было.

Первые пожарные службы появились в Москве. Пожарных тогда называли «ярыжными».

Они же были и городскими фонарщиками.

При тушении пожаров ярыжные превращались в «топорников» и «ведерников».

В России среди пожарных были и государи. В истории пожарного дела известны два

таких имени. Великий князь московский и всея Руси Иван третий самолично вместе с

сыном и дружинниками участвовал в тушении двух московских пожаров. Наравне со

всеми он был «топорником» - рубил топором деревянные заборы, разбирал постройки.

Царь Петр Первый также лично принимал участие в тушении многих пожаров, спасая

новую столицу, свое детище – Санкт – Петербург. В его правлении была введена

должность трубочиста, который должен был отвечать за чистоту печных труб и

дымоходов в жилых домах. По указу Петра Первого к пожаротушению стали

привлекаться правительственные войска.

Уже во времена Екатерины Второй в составе полиции были учреждены «пожарные

конторы» во главе с брандмайором.

Приложение 4. Литературный материал для работы с детьми (загадки)

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар,

Это бедствие - …(пожар)

Вьется по ветру ретиво

Из огня и дыма грива.

Видит каждый - мал и стар:

Это бедствие… - (пожар)

Он друг ребят,

Но, когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом. (огонь)

Черный бык стоит, дрожит,

Черный на небо бежит. (огонь и дым)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой).

Если дом горит, тогда

Пригодится нам….(вода).

Попало наше тесто

В горячее место,

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало.

Какое это место?

Куда попало тесто? (печка)

Он горючий, он летучий,

Для машин необходим,

Но опасным он бывает

И пожары вызывает,

Называется…. (бензин)

Стоит столбом,

Горит огнем:

Ни жару, ни пару,

Ни угольев. (свеча)

Стоит дом,

Пятьдесят сестричек в нем,

Посоветую я детям –

Не играйте с домом этим! (коробок спичек)



В раздел образования