Автор: Щербакова Светлана Ивановна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБПОУ ЧМТ
Населённый пункт: р.п. Чунский Иркутской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по дисциплине Охрана труда
Раздел: среднее профессиональное
Рабочая программа производственного обучения
по учебной дисциплине
«Охрана труда»
для лиц с ОВЗ
Профессия 16675 Повар
р.п. Чунский
2022 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины разработана на основе профессионального стандарта для
профессиональной подготовки рабочих по профессии: 16675 Повар из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья без получения общего среднего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
приобретение обучающимися знаний в области охраны труда и производственной
безопасности жизнедеятельности на предприятиях общественного питания, освоение
безопасных методов организации труда и технологии производства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать в своей работе основные законодательные положения по охране труда;
-организовывать технологический процесс и рабочее место с учетом правил техники
безопасности, санитарии, пожарной безопасности;
-правильно пользоваться оборудованием и инвентарем;
-применять безопасные приемы работы и в случае необходимости правильно
ориентироваться в экстренной ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током, ожогах,
механических травмах;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные законодательные положения по охране труда ;
-правила производственной санитарии;
-требования техники безопасности, санитарии и пожарной безопасности к устройству и
содержанию предприятий;
-организацию технологических процессов и рабочих мест;
-правила электробезопасности;
-технику безопасности при эксплуатации технологического оборудования;
-правила пожарной безопасности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 17 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 17 часа.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
II. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
2.1 Учебная работа
№
Виды работ
1 курс, 1 полугодие
1
Уроки теоретического обучения
14
2
Практические занятия
3
Всего
17
2.2 Перечень практических работ
№п/п
Тематика
Срок проведения
1 курс
1 пол.
2 пол.
1
Инструктажи по охране и технике
безопасности (вводный, первичный,
повторный, внеплановый,
текущий), характеристика,
оформление документации
Сентябрь
2
Способы и средства защиты от
вредных факторов.
Октябрь
3
Ответы на контрольные вопросы.
Решение ситуационных задач по
безопасной эксплуатации
оборудования
Декабрь
2.3. Тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Уровень
усвоения
Всего
Теория
ЛПЗ
1
Тема 1. Введение
1
1
2
2
Тема 2.Основные законодательные
положения и организация охраны
труда
2
2
2
3
Тема 3. Организация охраны труда
на предприятиях общественного
питания
3
2
1
4
Тема 4. Вредные производственные
факторы и меры защиты
2
2
2
5
Тема 5. Электробезопасность
2
2
2
6
Тема 6. Пожарная безопасность
2
1
1
2
7
Тема 7. Техника безопасности при
эксплуатации технологического
оборудования
4
3
1
2
Дифференцированный зачет
1
1
-
-
Итого:
17
14
3
2.4 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Тема 1.Введение
Содержание учебного материала
1.Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины.
Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний по охране труда в
профессиональной деятельности.
Тема 2.
Законодательство в
области охраны
труда
Содержание учебного материала
2.Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение.
3. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
(Трудовой кодекс РФ, ст. 211).
Тема 3.
Организация
охраны труда в
организациях, на
предприятиях
Содержание учебного материала
4.Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права,
функциональные обязанности
5.Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда.
6.Практическая работа. Инструктажи по охране и технике безопасности
(вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий), характеристика,
оформление документации
Тема 4.
Основы понятия
условия труда.
Опасные и вредные
производственные
факторы
Содержание учебного материала
7.Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологические
параметры (производственный микроклимат) и их влияние на организм человека.
8.Вредные производственные факторы: понятие, классификация. Способы и
средства защиты от вредных производственных факторов
Тема 5.
Электробезопасность
Содержание учебного материала
9.Электробезопасность. Требования электробезопасности, предъявляемые к
конструкции технологического оборудования
10. Защита от поражения электрическим током. Индивидуальные средства защиты
от поражения электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила
эксплуатации и хранения
Тема 6.
Пожарная
безопасность
Содержание учебного материала
11. Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения.
Противопожарный инструктаж. Эвакуация людей. Основные причины
возникновения пожаров. Огнетушители.
12.Практическая работа. Способы и средства защиты от вредных факторов.
Тема 7.
Требования
безопасности к
оборудованию
Содержание учебного материала
13.Нормативная база: правила и инструкции по технике безопасности
14.Общие требования безопасности, предъявляемые к торгово-технологическому
оборудованию
15.Специальные
требования
безопасности
при
эксплуатации
различных
типов
торгово-технологического
оборудования:
механического,
торгового,
измерительного, холодильного и другого.
16.
Практическая
работа.
Ответы
на
контрольные
вопросы;
Решение
ситуационных задач по безопасной эксплуатации
17.Дифференцированный зачет
Всего:
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся,
-рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения: компьютер
1.2.
Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.2.1.
Дополнительная литература
1Изменения и дополнения в законодательстве об охране труда Издательство: Альфа-
Пресс, 2016 г.
2.Охрана труда. Универсальный справочник (+ CD-ROM) Издательство: АБАК, 2014 г.
3 .Охрана труда. Обеспечение прав работников. Серия: Закон и общество Издательство:
Омега-Л2015 г
4. О. С. Ефремова Охрана труда в организации. Изд-во Питер-пресс2016 г
5.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (с приложениями).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
знать:
-
основные
законодательные
положения
по
охране
труда
-правила производственной санитарии;
-требования
техники
безопасности,
санитарии
и
пожарной безопасности к устройству и содержанию
предприятий;
-организацию технологических процессов и рабочих
мест;
-правила электробезопасности;
-технику
безопасности
при
эксплуатации
технологического оборудования;
- правила пожарной безопасности.
-уметь:
использовать
в
своей
работе
основные
законодательные положения по охране труда
-организовывать технологический процесс и рабочее
место
с
учетом
правил
техники
безопасности,
санитарии, пожарной безопасности;
-правильно пользоваться оборудованием и инвентарем;
-применять
безопасные
приемы
работы
и
в
случае
необходимости
правильно
ориентироваться
в
экстренной ситуации;
Экспертная оценка результата
выполнения практического
задания.
- Устный опрос;
- Письменный опрос
(тестирование, работа по
карточкам, разбор ситуаций,
вопросы для самоконтроля,
письменные ответы на вопросы,
выполнение практических работ,
и др.);
- Проверка ведения тетрадей;
- Дифференцированный зачет.