Автор: Нигаметзянова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №25 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ""Что такое школьный невроз?" Возможные трудности в школе у первоклассников с некомпенсированными недостатками речи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Дюймовочка» компенсирующего вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Консультация
«Что такое школьный невроз?
Возможные трудности в школе у первоклассников
с некомпенсированными недостатками речи.»
Учитель-логопед И.Н.Нигаметзянова
2022-2023 учебный год
Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается
сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних
(требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник
испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными
заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-
психические расстройства.
Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения,
агрессивности или же вялости. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с
конкретной эмоциональной ситуацией. Дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них
может развиться невроз.
Невроз - достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка,
сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У
невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная
боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к влиянию окружающей среды. В основе
невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. По
мнению детского психоневролога А.И. Захарова, «Успешно лечить невроз ребенка можно только
поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями
родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье».
Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Практически каждый
ученик сталкивается в школе с такими трудностями, как:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне регуляции поведения,
организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со
сверстниками);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения
выбирает он сам. К сожалению, порой эти проблемы так и остаются неразрешимыми для ребенка. И
если не оказывается помощь со стороны родителей, педагога, школьного психолога, то у детей могут
наблюдаться различные формы школьных неврозов.
Фактически школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, связанный с отношением к школе.
Подобный недуг мешает учиться всем: способным и не очень, первоклашкам и выпускникам.
Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):
- не хочет идти в школу;
- в школе не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит;
- часто забывает дома необходимые школьные вещи;
- часто роняет предметы;
- потирает лоб, голову, руки;
- боится отвечать у доски;
- дома прячет тетради от родителей;
- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;
- влажные ладони, дрожат руки ;
- грызёт ногти, ручку;
- кусает губы; теребит, крутит волосы;
- во время урока шаркает ногами под партой;
- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в
немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);
- портит свои и чужие вещи.
Диапазон проявлений школьных неврозов достаточно велик. Можно выделить несколько групп
детей, страдающих «школьными неврозами»:
1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, во время
занятий грубят учителю. Как правило, учатся плохо.
2. Успевающие школьники, которые в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг
начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. У ребенка могут
возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне
настроения, тревоге. Иногда дети отказываются от речи как средстве общения.
3. Школьники, у которых при внешнем благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное
поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у
доски, при устных ответах с места — тремор рук, тихий голос. В силу повышенной тревожности
такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности.
Безусловно, выделение этих групп достаточно условно. Исследования показывают, что
агрессивность в первом случае, апатичность в втором, и зажатость, скованность в третьем — это
различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления
психологической защиты при школьных неврозах зависят от типа высшей нервной деятельности, от
особенностей семейного воспитания. Семья обеспечивает тот психологический фон, который
необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам
не сможет успешно учиться, но и мешает другим детям.
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку,
уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том,
что все должно получиться;
- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности
преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые
отвечает только он (домашние поручения, уроки);
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;
- своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи,
повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.
Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:
- понимание серьезности создавшегося положения;
- вера в положительные результаты, терпение и последовательность;
- доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;
- способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;
- готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;
- согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;
- анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять
их в своем семейном опыте.
Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает
ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.
Вредные советы логопеда для родителей первоклассника
Логопедические проблемы у детей часто дают о себе знать после 1 сентября, когда на их решение,
казалось бы, уже совсем нет времени. Родители ждут, что эти проблемы решит школа,
не осознавая, что двойки за диктанты или плохо выученные стихи — это не признак лени, а повод
обратиться за помощью. Существуют распространенные родительских заблуждениях, которые
осложняют жизнь первоклассникам.
1. «Проблемы не такие уже серьезные, уйдут по мере обучения»
Полагаться на то, что школа «исправит» небольшие дефекты в речи ребенка — серьезная ошибка.
У учителей в первых-вторых классах очень большая нагрузка, которая порой мешает им вовремя
заметить логопедические нарушения у детей и сообщить о них родителям. В результате
к специалистам приходят школьники третьих-четвертых классов, когда учеба уже идет вовсю,
а ребенок ничего не успевает.
Например, бывает, что у ребенка все звуки хорошие, а фонематический слух нарушен. В итоге, когда
он начинает активно писать диктанты, обнаруживается, что он систематически заменяет «б» на «п»,
«г» на «к», «д» на «т».
В такой ситуации работа с логопедом будет сложной и займет много времени. Поэтому, если
в начале учебы появились подозрения на какие-либо логопедические проблемы у ребенка, стоит
проверить их сразу, не откладывая в долгий ящик, — хотя бы пройти диагностику.
2. «После 1 сентября поздно идти к логопеду, у нас нет на это времени»
Во-первых, проблему все равно придется решать позже, но на нее уйдет гораздо больше сил
и времени (см. пункт.1). Во-вторых, есть и хорошая новость: если у первоклассника отсутствует один
или даже несколько звуков, обычно это можно исправить довольно быстро.
У трудоспособного школьника, который выдерживает довольно продолжительные занятия, при
работе над одним звуком автоматически появляются и другие звуки этого ряда — например, при
работе над «с» сами собой «встают» «з» и «ц».
Поэтому не стоит заранее бояться, что работа с логопедом займет слишком много времени.
3. «Для учебы важен не интерес, а прилежание»
Еще до школы родителям стоит насторожиться, если ребенок в принципе не интересуется чтением,
отказывается от него.
Чтение — процесс увлекательный, хотя и сложный на первых этапах. В норме ребенок сам
постепенно начинает проявлять к нему интерес. Если этого интереса нет вовсе, важно разобраться,
почему так произошло.
В начальной школе родители задаются вопросом, почему ребенку тяжело читать: например, он плохо
соединяет слоги в слова, не читает окончания и т. п. Это не значит, что ребенок ленится или
не хочет — ему на самом деле может быть трудно. Логопед подскажет, какие тренажеры
и упражнения использовать, по какой схеме начинать читать, и всего 2-3 недели занятий очень
помогут запустить этот процесс.
4. «У ребенка нет проблем с произношением — значит, логопед ему ни к чему»
У многих детей с хорошим фонематическим слухом возникают неожиданные сложности —
например, проблемы со стихотворениями. Ребенок не может запомнить даже пару строчек, в голове
у него «белый лист». В моей практике был такой ребенок, которого я в итоге направила к неврологу.
Выяснилось, что проблема была результатом огромного внутреннего стресса после развода
родителей. Когда мы привлекли к работе папу, у ребенка сразу произошел колоссальный
положительный сдвиг.
5. «Проблемы с письмом — это точно не к логопеду»
Если у ребенка сложности с письмом, не развита моторика, тяжело держать в руках ручку,
карандаш — специалист подскажет лайфхаки, которые помогают решить проблему в относительно
короткие сроки. Например, очень хорошо работают красивые насадки для карандашей и ручек в виде
любимых героев книг и мультиков или игровые упражнения с карандашами.
Даже несколько занятий с логопедом могут существенно помочь ребенку. Хотя, конечно, родителю
нужно быть настроенным на систематическую и продолжительную работу.