Напоминание

""Что такое школьный невроз?" Возможные трудности в школе у первоклассников с некомпенсированными недостатками речи"


Автор: Нигаметзянова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №25 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ""Что такое школьный невроз?" Возможные трудности в школе у первоклассников с некомпенсированными недостатками речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 «Дюймовочка» компенсирующего вида

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Консультация

«Что такое школьный невроз?

Возможные трудности в школе у первоклассников

с некомпенсированными недостатками речи.»

Учитель-логопед И.Н.Нигаметзянова

2022-2023 учебный год

Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается

сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних

(требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник

испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными

заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-

психические расстройства.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения,

агрессивности или же вялости. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с

конкретной эмоциональной ситуацией. Дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них

может развиться невроз.

Невроз - достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка,

сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У

невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная

боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к влиянию окружающей среды. В основе

невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. По

мнению детского психоневролога А.И. Захарова, «Успешно лечить невроз ребенка можно только

поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями

родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье».

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Практически каждый

ученик сталкивается в школе с такими трудностями, как:

- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне регуляции поведения,

организованности);

- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со

сверстниками);

- проблемы взаимоотношений с учителем;

- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения

выбирает он сам. К сожалению, порой эти проблемы так и остаются неразрешимыми для ребенка. И

если не оказывается помощь со стороны родителей, педагога, школьного психолога, то у детей могут

наблюдаться различные формы школьных неврозов.

Фактически школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, связанный с отношением к школе.

Подобный недуг мешает учиться всем: способным и не очень, первоклашкам и выпускникам.

Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):

- не хочет идти в школу;

- в школе не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит;

- часто забывает дома необходимые школьные вещи;

- часто роняет предметы;

- потирает лоб, голову, руки;

- боится отвечать у доски;

- дома прячет тетради от родителей;

- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;

- влажные ладони, дрожат руки ;

- грызёт ногти, ручку;

- кусает губы; теребит, крутит волосы;

- во время урока шаркает ногами под партой;

- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в

немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);

- портит свои и чужие вещи.

Диапазон проявлений школьных неврозов достаточно велик. Можно выделить несколько групп

детей, страдающих «школьными неврозами»:

1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, во время

занятий грубят учителю. Как правило, учатся плохо.

2. Успевающие школьники, которые в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг

начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. У ребенка могут

возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне

настроения, тревоге. Иногда дети отказываются от речи как средстве общения.

3. Школьники, у которых при внешнем благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное

поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у

доски, при устных ответах с места — тремор рук, тихий голос. В силу повышенной тревожности

такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности.

Безусловно, выделение этих групп достаточно условно. Исследования показывают, что

агрессивность в первом случае, апатичность в втором, и зажатость, скованность в третьем — это

различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления

психологической защиты при школьных неврозах зависят от типа высшей нервной деятельности, от

особенностей семейного воспитания. Семья обеспечивает тот психологический фон, который

необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам

не сможет успешно учиться, но и мешает другим детям.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку,

уверенность и способность противостоять трудностям:

- доверие к ребенку;

- уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том,

что все должно получиться;

- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности

преодоления жизненных сложностей;

- детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;

- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые

отвечает только он (домашние поручения, уроки);

- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;

- своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи,

повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.

Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:

- понимание серьезности создавшегося положения;

- вера в положительные результаты, терпение и последовательность;

- доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;

- способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;

- готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;

- согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;

- анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять

их в своем семейном опыте.

Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает

ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.

Вредные советы логопеда для родителей первоклассника

Логопедические проблемы у детей часто дают о себе знать после 1 сентября, когда на их решение,

казалось бы, уже совсем нет времени. Родители ждут, что эти проблемы решит школа,

не осознавая, что двойки за диктанты или плохо выученные стихи — это не признак лени, а повод

обратиться за помощью. Существуют распространенные родительских заблуждениях, которые

осложняют жизнь первоклассникам.

1. «Проблемы не такие уже серьезные, уйдут по мере обучения»

Полагаться на то, что школа «исправит» небольшие дефекты в речи ребенка — серьезная ошибка.

У учителей в первых-вторых классах очень большая нагрузка, которая порой мешает им вовремя

заметить логопедические нарушения у детей и сообщить о них родителям. В результате

к специалистам приходят школьники третьих-четвертых классов, когда учеба уже идет вовсю,

а ребенок ничего не успевает.

Например, бывает, что у ребенка все звуки хорошие, а фонематический слух нарушен. В итоге, когда

он начинает активно писать диктанты, обнаруживается, что он систематически заменяет «б» на «п»,

«г» на «к», «д» на «т».

В такой ситуации работа с логопедом будет сложной и займет много времени. Поэтому, если

в начале учебы появились подозрения на какие-либо логопедические проблемы у ребенка, стоит

проверить их сразу, не откладывая в долгий ящик, — хотя бы пройти диагностику.

2. «После 1 сентября поздно идти к логопеду, у нас нет на это времени»

Во-первых, проблему все равно придется решать позже, но на нее уйдет гораздо больше сил

и времени (см. пункт.1). Во-вторых, есть и хорошая новость: если у первоклассника отсутствует один

или даже несколько звуков, обычно это можно исправить довольно быстро.

У трудоспособного школьника, который выдерживает довольно продолжительные занятия, при

работе над одним звуком автоматически появляются и другие звуки этого ряда — например, при

работе над «с» сами собой «встают» «з» и «ц».

Поэтому не стоит заранее бояться, что работа с логопедом займет слишком много времени.

3. «Для учебы важен не интерес, а прилежание»

Еще до школы родителям стоит насторожиться, если ребенок в принципе не интересуется чтением,

отказывается от него.

Чтение — процесс увлекательный, хотя и сложный на первых этапах. В норме ребенок сам

постепенно начинает проявлять к нему интерес. Если этого интереса нет вовсе, важно разобраться,

почему так произошло.

В начальной школе родители задаются вопросом, почему ребенку тяжело читать: например, он плохо

соединяет слоги в слова, не читает окончания и т. п. Это не значит, что ребенок ленится или

не хочет — ему на самом деле может быть трудно. Логопед подскажет, какие тренажеры

и упражнения использовать, по какой схеме начинать читать, и всего 2-3 недели занятий очень

помогут запустить этот процесс.

4. «У ребенка нет проблем с произношением — значит, логопед ему ни к чему»

У многих детей с хорошим фонематическим слухом возникают неожиданные сложности —

например, проблемы со стихотворениями. Ребенок не может запомнить даже пару строчек, в голове

у него «белый лист». В моей практике был такой ребенок, которого я в итоге направила к неврологу.

Выяснилось, что проблема была результатом огромного внутреннего стресса после развода

родителей. Когда мы привлекли к работе папу, у ребенка сразу произошел колоссальный

положительный сдвиг.

5. «Проблемы с письмом — это точно не к логопеду»

Если у ребенка сложности с письмом, не развита моторика, тяжело держать в руках ручку,

карандаш — специалист подскажет лайфхаки, которые помогают решить проблему в относительно

короткие сроки. Например, очень хорошо работают красивые насадки для карандашей и ручек в виде

любимых героев книг и мультиков или игровые упражнения с карандашами.

Даже несколько занятий с логопедом могут существенно помочь ребенку. Хотя, конечно, родителю

нужно быть настроенным на систематическую и продолжительную работу.



В раздел образования