Автор: Заверюха Татьяна Анатольевна
Должность: Преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: Лимфатическая система
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
Тема «Лимфатическая система»
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека»
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Чита-2022
Методическая разработка составлена на основании рабочей программы
по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» и в соответствии с
требованиями ФГОС
Автор методической разработки:
Преподаватель: Заверюха Т.А.
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № от « » 2022г.
Председатель ЦМК «ТОМУ» _____________ Грешилова Р.Р.
Согласована:
Методист ______________Носкова О.В.
Продолжительность занятия: 180 мин.
Тип занятия: урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма проведения: аудиторное практическое занятие
Место проведения занятия: кабинет «Анатомии» № 213, корпус №3.
Методы обучения:
1.
Практические
методы:
(метод
кооперативного
взаимообучения:
взаимопомощь, взаимоподдержка обучающихся посредством взаимопроверок
тестовых
заданий,
пересказа
друг
другу
изучаемого
материала,
взаимоисправления ошибок; решение тестовых заданий).
2.
Наглядные
методы:
(метод
наблюдения,
использование
схем,
микротаблиц, иллюстраций, презентационный метод ведения практического
занятия).
3. Словесные методы: (эвристическая беседа, объяснение материала).
4.
Самостоятельная
аудиторная
работа
студентов
с
учебниками,
атласами, (чтение, повторение, изучение, контроль).
5. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов с учебниками,
(чтение, изучение)
Оснащение занятия:
методическое пособие для самостоятельной
работы студентов, схемы, алгоритмы, микросхемы, анатомические таблицы
«Лимфатическая система», «строение селезенки», «Строение лимфатического
узла», «Строение вилочковой железы»
Учебная цель: демонстрация структурных компонентов лимфатических
сосудов
и
органов
лимфатической
системы
с
объяснением
основных
характеристик и связи с предстоящей профессиональной деятельностью.
Формирование ОК и ПК согласно ФГОС:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач,
а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды, за результат
выполнения заданий.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей.
Задачи: По окончанию занятия студент должен
Знать:
-
анатомо-физиологические
особенности
строения
лимфатической
системы в соответствии с учебниками и лекциями;
- Изученные ранее (в теме Спланхнология) скопления лимфоидной
ткани: миндалины, одиночные и групповые лимфатические узлы.
-описание лимфатической системы, классификацию центральных и
периферических органов лимфатической системы;
- Образование лимфы. Состав лимфы. Принцип движения лимфы по
лимфососудам. Регуляция системы лимфообращения.
Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой.
-демонстрирование
на
анатомических
таблицах
элементов
лимфатической системы, строение сосудов, капилляров, лимфатических узлов.
Уметь:
находить, называть, показывать на таблицах:
- строение сосудов и органов лимфатической системы;
- грудной проток.
- правый лимфатический проток.
- наиболее выраженные регионарные лимфатические узлы (брюшной
полости, таза, грудной полости, головы и шеи, верхней и нижней
конечностей).
- рассказывать значение лимфообращения
для организма, функции
лимфатической системы;
-
применять
теоретические
знания
в
будущей
профессиональной
деятельности (фельдшерской помощи).
Воспитательная цель:
-понимание сущности и социальной значимости будущей профессии;
- формирование ценностных установок и профессиональных качеств,
- воспитывать коммуникативные навыки осознанного отношения к
профессии, понимания ее значимости;
- организация собственной деятельности, исходя из целей и способов их
достижения;
- расширение кругозора студентов по дисциплине;
- анализ рабочей ситуации, осуществление оценки и коррекции
собственной деятельности;
- работа в команде;
- развитие общечеловеческих ценностей: уважение к жизни и здоровью
человека;
- развивать умения и делать выводы.
Развивающая цель:
- проверить и оценить знания студентов по теме;
-
развивать
мышление,
профессиональную
речь,
познавательную
деятельность самостоятельность;
- развивать способности составлять и анализировать и, проявление к ней
устойчивого интереса.
Межпредметные связи:
ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП.03. Основы патологии;
ОП.11. безопасность жизнедеятельности
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах.
ПМ.03
Оказание
доврачебной
медицинской
помощи
при
неотложных и экстремальных состояниях.
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская
сестра по уходу за больным.
Внутрипредметные связи с темами:
1.
«Структурные уровни организма»
2.
«Артериальная система».
3.
«Венозная система».
3. «Дыхательная система. Строение органов дыхания».
4. «Органы иммунной защиты»
5. «Пищеварительная система»
Задания для самостоятельной работы студентов:
- подготовить сообщение студента на тему: «Жизненная сила вилочковой
железы»;
- подготовить презентацию по теме «Роль селезенки в иммуногенезе и
кроветворении»;
- составить глоссарий терминов по теме «Лимфатическая система».
Литература для самоподготовки:
Основная:
1. «Анатомия и физиология человека» Федюкович Н.И. стр.398-414, 2021г.
2. «Анатомия» Гаврилов А.С. стр.345-365, 2019г.
3. «Анатомия» Самусев Р.П. стр.378-402, 2018г.
4. «Анатомия и физиология человека» Воробьев Е.А. стр.373-394, 2017г.
5. «Физиология» Георгиева А.И. стр.245-253, 2018г.
Дополнительная:
1. «Анатомия и физиология детей и подростков» Сапин М.Р. стр420-437, 2017г.
2. «Анатомия в схемах и таблицах» Горелова Л.В. стр.337-369, 2018г.
3. «Анатомия и физиология» Смольяннинова Н.В. стр.238-268 , 2018г.
Перечень приложений дидактического материала:
-вопросы для фронтального опроса,
-тестовый контроль с эталонами ответов,
-схемы,
-вопросы самоконтроля.
Наглядные средства обучения:
- анатомические таблицы;
- схемы;
- влажные препараты;
- методические рекомендации;
- презентации.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- телевизор.
Этапы занятия и контроль их усвоения
№
Этапы занятия
Методы
проведения этапа
Формы контроля,
уровни усвоения
Время
1.
Вводная часть
Организационный момент
Цели занятия
Мотивация
Преподаватель
проверяет
готовность группы
к
занятию
-
внешний
вид,
заполняет
журнал,
отмечает
отсутствующих,
сообщает
тему
занятия.
Преподаватель
формирует
цель
занятия.
Проводит
мотивацию.
Приложение № 1, 5
Студенты
готовят
кабинет к занятию,
приводят
в
порядок
внешний
вид,
дежурный
сообщает
отсутствующих,
записывают
тему
занятия.
Студенты
участвуют
в
постановке
цели
занятия.
Отвечают
на
поставленные
вопросы.
3 мин.
3 мин.
10 мин.
2.
Актуализация опорных знаний
(контроль
исходного
уровня
знаний)
Преподаватель
задает
вопросы
в
виде фронтального
опроса.
Приложение №2
Студенты
отвечают
на
поставленные
вопросы.
14 мин.
3.
Основная часть занятия
Самостоятельная работа.
Преподаватель
раздает
рекомендации
для
практических
работ:
.
Помогает
и
контролирует
самостоятельную
работу.
Приложение
№3,
№4
вопросы,
решают
задачи.
Изучают
рекомендации.
Приложение № 4
Полученные
данные заносят в
тетради
Отвечают
на
вопросы
приложение №3
100 мин.
4
Заключительная часть
Заключительный контроль
Подведение итогов
Преподаватель
раздает
тестовые
задания
для
итогового
контроля.
Приложение № 6
Преподаватель
подчеркивает
актуальность темы,
отмечает активных
студентов, отмечает
лучшие ответы.
Студенты
выполняют
тестовые задания.
Отвечают
на
поставленные
вопросы
40 мин.
5 мин.
Домашнее задание
Преподаватель
сообщает
задание
на
дом.
Приложение №9
5 мин.
Приложение №1
Мотивация темы «Лимфатическая система»
Важная часть нашей иммунной системы – лимфатическая. Зачем она нам?
Лимфатическая система привлекает значительно меньше внимания, чем
другие системы и органы человека. Между тем, при ее отказе человек может
прожить не долее суток
В чем же заключается ее значение?
Широкая сеть лимфатических сосудов выполняет в нашем организме три
важнейшие функции:
поддерживает баланс жидкости между кровью и тканями организма, то
есть жидкостный гомеостаз;
абсорбирует
жиры
и
жирорастворимые
питательные
вещества
(например, витамин D) из желудочно-кишечного тракта;
является частью иммунной системы человека: в ней формируются
лимфоциты – важнейшие иммунные клетки.
Лимфатическая система состоит из сосудов и капилляров, которые
достигают всех тканей. Примерно 2 литра жидкости перетекает из кровеносной
системы в ткани в течение суток, и лимфатическая система отвечает за то,
чтобы
частично
собрать
эту
жидкость
обратно
из
межклеточного
(интерстициального) пространства – так образуется лимфа.
Поскольку межклеточная жидкость содержит ряд крупных белков, которые
не могут транспортироваться кровью, лимфа берет эту функцию на себя,
абсорбируя примерно 10% жидкости.
Она дополняет функцию кровеносной системы и в желудочно-кишечном
тракте. Большая часть питательных веществ абсорбируется из кишечника
непосредственно в кровь, однако жировые молекулы сначала попадают в
лимфу, а из нее – в венозную кровь.
Иммунная функция лимфатической системы заслуживает того, чтобы
рассмотреть ее более подробно.
Клеточная оборона В и Т
Когда инородные агенты – микроорганизмы и токсины – проникают в наш
организм, лимфатическая система запускает защитную реакцию. В ней
образуются лимфоциты двух типов: В-клетки и Т-клетки.
Лимфоциты движутся по сосудам и попадают в лимфатические узлы, где
они входят в контакт с вирусами, бактериями или иными инородными
частицами, после чего – активируются.
В-клетки производят антитела, а Т-клетки обучаются распознавать патоген
и уничтожать клетки организма, пораженные им. Если они уже сталкивались с
конкретным патогеном ранее, В-клетки могут продуцировать соответствующие
антитела по памяти.
Приложение №2
Актуализации опорных знаний
Вопросы для фронтального опроса:
1.
.Общий план строения лимфатической системы.
2.
Перечислите основные лимфатические сосуды.
3.
Классификация органов лимфоидной системы.
4.
Строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляров.
5.
Строение лимфоузла, его функции, основные группы лимфоузлов.
6.
Строение лимфоидной ткани.
7.
Образование лимфы. Состав лимфы. Принцип движения лимфы по
лимфососудам.
8.
Перечислить центральные лимфоидные органы.
9.
Перечислить периферические органы лимфатической системы.
10.Регуляция системы лимфообращения.
11.Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой.
12.Лимфоотток от нижних конечностей.
13.Лимфоотток от стенок и органов таза.
14.Лимфоотток от стенок и органов брюшной полости.
15.Лимфоотток от стенок и органов грудной полости.
16.Лимфоотток от органов и тканей головы и шеи.
Приложение №3
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
Тема «Лимфатическая система»
Дисциплина «Анатомия и физиология человека»
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Чита-2022
Пояснительная записка
Методическая
разработка
для
самостоятельной
работы
студентов
разработана в соответствии с требованиями ФГОС к минимуму содержания и
уровню
подготовки
студентов
среднего
специального
медицинского
образовательного
учреждения.
Методическая
разработка
обеспечивает
самостоятельную деятельность студентов по дисциплине «Анатомия и
физиология человека» по теме «Лимфатическая система» и способствует
самостоятельному усвоению учебной информации. В разработке указаны
действия групп студентов по шагам и содержит задания, контрольные тесты,
задачи, которые разработаны с учетом современных требований практического
обучения. Разработка может быть использована при обучении студентов I
курса по специальности: «Лечебное дело», на практических занятиях.
Самостоятельная
работа
студентов
на
практическом
занятии
предусматривает работу малыми группами по 4-5 человек, по заданиям.
Каждая группа знакомится с блоком дополнительной информации,
анатомическим словарем терминов.
Практическое занятие
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
. Вопросы для самостоятельной аудиторной работы студентов:
1.
Назовите органы лимфатической системы.
2.
Значение каждого из отделов?
3.
Опишите строение капилляров лимфатической системы
4.
Что представляют собой лимфатические сосуды?
5.
Состав лимфы, ее функции в организме человека?
6.
Месторасположение и строение лимфатических узлов?
7.
Назовите самые крупные лимфатические протоки организма человека.
8.
Объясните строение лимфоузла.
II.Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите
лимфатическую систему и строение лимфоузла.
III. Самостоятельная работа студентов
1.
Рассмотрите
схему
строения
лимфатического
узла,
сделайте к рисунку необходимые обозначения.
2. Изучите органы лимфатической системы, заполните таблицу.
Название органа
Расположени
е
в организме
Особенности
строения
Функция
Лимфокапилляр
ы
Лимфососуды
Лимфоузлы
3. Вставьте
в
схему
строения
лимфатической
системы
пропущенные компоненты.
Лимфатические
лимфатические сосуды
капилляры
(прерываются лимфатическими )
грудной лимфатический
проток правый
лимфатический проток
плечеголовны
е вены
плечеголовные
вены
правое предсердие.
4. Изучите
строение
лимфатической
системы
и
сделайте
необходимые подписи к рисунку.
Приложение
№ 4
Приложение №4
Блок дополнительной информации по теме «Лимфатическая система»
ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СТРОЕНИИ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Лимфатическая система — часть сосудистой системы, которая по строению и функции
дополняет венозное русло. Лимфатическая система включает пути транспорта лимфы
(лимфатические капилляры, сосуды, стволы, протоки) и лимфатические узлы (вторичные
лимфоидные органы). Лимфатическая система обеспечивает образование лимфы, проведение
ее в венозную систему, выполняет барьерную, лимфопоэтическую, иммунную функции,
участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Лимфа (от лат. lympha — чистая вода) — бесцветная жидкость, заполняющая лимфатические
капилляры и сосуды. Она состоит из лимфоплазмы, близкой по составу к плазме крови, но с
меньшим содержанием белков, и форменных элементов — в основном лимфоцитов. В
составе
лимфы
из
интерстициального
пространства
тканей
в
кровеносное
русло
возвращаются
вода,
электролиты
и
белки,
переносятся
эмульгированные
жиры,
всасывающиеся в кишечнике, транспортируются лимфоциты, продукты обмена веществ.
Различают лимфу периферическую (до лимфатического узла), промежуточную (после
прохождения через лимфатические узлы) и центральную (лимфу грудного протока).
ЛИМФАТИЧЕСКИЕ КАПИЛЛЯРЫ
Лимфатические капилляры (vasa lymphocapillaria) — начальный отдел лимфатической
системы.
Для лимфатических капилляров характерны:
1) слепое начало, благодаря чему лимфа может продвигаться только в одном направлении —
от «периферии» к центру. Поэтому движение лимфы называют оттоком лимфы, а не
лимфоциркуляцией или лимфообращением;
2) сравнительно большой диаметр (50–200 мкм), значительно превышающий диаметр
гемокапилляров (5–7 мкм);
3) наличие в составе стенки капилляра только слоя эндотелиальных клеток, отсутствие
базальной мембраны и перицитов (поэтому белки и мелкие частицы из интерстициальной
ткани легко проникают внутрь капилляров). Эндотелиальные клетки лимфатических
капилляров имеют ромбовидную форму и в 4 раза крупнее эндотелиальных клеток
гемокапилляров. Накладываясь концами друг на друга, они образуют подобие клапанов,
пропускающих интерстициальную жидкость только в просвет капилляра;
4) наличие стропных, или фиксирующих филаментов — пучков тонких волоконец,
связывающих эндотелиальные клетки стенки капилляра с коллагеновыми волокнами
окружающей соединительной ткани. При изменении ее состояния (отек) происходит
натяжение волоконец, что способствует увеличению просвета капилляров и препятствует их
спадению.
В органах и тканях лимфатические капилляры образуют сети, строение которых зависит: от
конструкции органа (например, в плевре и брюшине сети однослойные, в легких и печени —
трехмерные); функциональных изменений органа (например, яичника, матки, молочной
железы);
Лимфатические капилляры имеются во всех органах и тканях тела человека, кроме:
головного и спинного мозга, их оболочек; глазного яблока; внутреннего уха; эпителиального
покрова кожи и слизистых оболочек; хрящей; паренхимы селезенки; костного мозга; эмали и
дентина; плаценты.
Лимфатические
капилляры
участвуют в
образовании
лимфы,
в
процессе
которого
осуществляется основная функция лимфатической системы — удаление из тканей и органов
избытка
интерстициальной
жидкости
(дренаж
тканей),
продуктов
обмена
веществ,
реабсорбция не попавших в кровеносное русло инородных частиц. В условиях патологии по
лимфатическим путям распространяются и попадают в кровеносное русло возбудители
инфекционных заболеваний и клетки злокачественных опухолей.
ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СОСУДЫ
Лимфатические сосуды
(vasa lymphatica) формируются при слиянии лимфатических
капилляров
и
обеспечивают
транспорт
лимфы
из
лимфатических
капилляров
в
лимфатические узлы, стволы, протоки.
Строение лимфатических сосудов характеризуется наличием:
‒ клапанов;
‒ гладких мышц в составе стенки средних и крупных сосудов (в мелких сосудах мышечные
элементы отсутствуют);
‒ развитой наружной оболочки.
Клапаны состоят из 2 створок, образованных складкой эндотелия и соединительной тканью.
Расстояние между клапанами варьирует от 2–3 мм во внутриорганных сосудах до 12–15 мм в
крупных внеорганных сосудах. Участок лимфатического сосуда между 2 клапанами
обозначается термином «лимфангион». Наличие клапанов придает сосудам характерную
четкообразную форму, обусловленную чередованием сужений сосуда в месте расположения
клапана
и
расширений
между
ними.
Клапаны
обеспечивают
центростремительное
продвижение лимфы.
Различают внутриорганные и внеорганные лимфатические сосуды.
Внутриорганные лимфатические сосуды образуют сплетения, форма и размеры которых
зависят от строения органа. Выходящие из сплетений сосуды сопровождают артерии и вены.
Внеорганные сосуды подразделяются на поверхностные и глубокие. Поверхностные сосуды
располагаются на поверхностной фасции, рядом с подкожными венами. Они собирают лимфу
от кожи, подкожной клетчатки, фасции. Глубокие сосуды располагаются под собственной
фасцией, в составе сосудисто-нервного пучка. Они собирают лимфу от внутренних органов,
мышц,
суставов.
По
отношению
к
лимфатическим
узлам
лимфатические
сосуды
подразделяются на приносящие и выносящие.
ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ
Лимфатические узлы (л. у.) (nodi lymphoidei) — периферические органы иммунной системы,
лежащие на пути оттока лимфы от органов и частей тела. Лимфатические узлы выполняют
барьерно-фильтрационную, цитопоэтическую и иммуннопоэтическую функции. Проходя
через лимфатические узлы, лимфа обогащается лимфоцитами и антителами, а также
очищается от инородных частиц — микробных тел, погибших и опухолевидных клеток,
пылевых частиц, которые здесь задерживаются и частично уничтожаются. В лимфатических
узлах может происходить размножение опухолевых клеток, что приводит к формированию
вторичной опухоли (метастазов). Прежде чем попасть в грудной проток и далее в венозную
систему, лимфа от любого органа и ткани обязательно проходит через один или несколько
лимфатических узлов (правило Масканьи). Исключение составляют печень, пищевод и
щитовидная железа, часть лимфатических сосудов которых несут лимфу непосредственно в
грудной проток.
В теле человека насчитывается более 1000 лимфатических узлов, общий вес которых
составляет около 1 % от массы тела. Лимфатические узлы имеют розовато-серый цвет,
округлую, бобовидную или лентовидную форму. Их размеры варьируют от 0,5 до 5 мм.
Приносящие лимфатические сосуды вступают в лимфатический узел с его выпуклой
стороны, выносящие сосуды выходят из его ворот — небольшого вдавления на
противоположной стороне узла.
Снаружи каждый лимфатический узел покрыт капсулой, от которой вглубь узла отходят
тонкие перекладины — трабекулы (капсулярные трабекулы). В области ворот капсула
образует воротное утолщение, от которого в паренхиму узла отходят воротные трабекулы,
наиболее длинные из них соединяются с капсулярными. Внутри лимфатического узла между
трабекулами находится ретикулярная строма. Она состоит из ретикулярных клеток и
волокон, образующих сеть. В ее петлях располагаются клеточные элементы лимфоидной
ткани, а также могут задерживаться и оседать инородные частицы, микробные тела,
опухолевидные клетки. Паренхиму лимфатических узлов подразделяют на корковое и
мозговое вещество. Корковое вещество занимает периферические отделы узла, мозговое —
его центральную часть. В корковом веществе располагаются лимфоидные узелки, в которых
происходит пролиферация и дифференцировка В-лимфоцитов (кортикальная зона). На
границе коркового и мозгового веществ располагается паракортикальная зона, содержащая Т-
лимфоциты (тимусзависимая зона). Паренхима мозгового вещества представлена тяжами
лимфоидной ткани — мозговыми тяжами (В-зона). Здесь завершается созревание потомков
В-лимфоцитов и происходит их превращение в плазматические клетки. Корковое и мозговое
вещество лимфатических узлов пронизано сетью лимфатических синусов. Синус —
пространство, ограниченное капсулой и трабекулами с
одной стороны, узелками и мозговыми тяжами с другой. Синусы являются как
бы
продолжением приносящих сосудов, выстланы они эндотелием, через который в обоих
направлениях могут проникать лимфоциты и макрофаги.
Строение селезенки
Приложение №5
Презентация на тему «Лимфатическая система»
Приложение №6
Тестовый контроль по теме «Лимфатическая система»
1.
От нижней конечности лимфа отводится по:
a) Поясничному стволу;
b) Кишечному стволу;
c) Бедренному стволу;
d) Паховому стволу.
2. Лимфа от головы и шеи оттекает в:
a) Подключичный ствол;
b) Яремный ствол;
c) Бронхо-медиастинальный ствол;
d) Грудной проток.
3. Назовите место впадения грудного протока:
a) В правый венозный угол;
b) В левый венозный угол;
c) В верхнюю полую вену;
d) В яремную вену.
4. Назовите место впадения правого лимфатического протока.
a) В правый венозный угол;
b) В левый венозный угол;
c) В верхнюю полую вену;
d) В яремную вену.
5. Венозный угол образуется между:
a) Внутренней яремной и подключичной венами;
b) Двумя плечеголовными венами;
c) Передней и наружной яремными венами;
d) Наружной и внутренней яремными венами.
6. Назовите образования, выходящие из ворот лимфоузла:
a) Нервы;
b) Артерии и вены;
c) Лимфатические сосуды;
d) Артерии и лимфатические сосуды.
7. Как лимфа поступает в лимфоузлы?
a) Через приносящие сосуды, входящие в выпуклую сторону лимфоузла;
b) Через приносящие сосуды, входящие в ворота лимфоузла;
c) Через ворота лимфоузла;
d) Через экстраорганные сосуды
8. Где располагается селезенка?
a) На уровне от 9-го до 11-го ребра;
b) В правом подреберье на уровне от 8-го до 10-го ребра;
c) В левом подреберье на уровне от 8-го до 10-го ребра;
d) В левом подреберье на уровне 9-го до 11-го ребра.
9. В каком органе происходит разрушение отживших форменных
элементов крови?
a) В миндалинах;
b) В лимфатических фолликулах;
c) В вилочковой железе;
d) В селезенке.
10. Назовите органы, где лимфокапилляры присутствуют.
a) Мозг и селезенка;
b) Эпителий кожи;
c) Хрусталик глаза; Роговица
d) Кишечник
11. Какие лимфатические стволы образуют правый лимфатический
проток?
a) Правый и левый поясничные;
b) Правый подключичный и правый яремный;
c) Правый бронхо-средостенный;
d) Правый и левый бронхо-средостенные.
12. Какой орган относятся к центральным органам иммунной
системы?
a) Лимфоузлы;
b) Селезёнка;
c) Тимус;
d) миндалины.
13. Регионарные лимфоузлы головы располагаются:
a) На границе головы и шеи;
b) По ходу наружной сонной артерии и ее ветвей;
c) По ходу позвоночной артерии;
d) В области шейного сплетения.
14. Назовите периферические органы иммунной системы:
a) Щитовидная железа;
b) Тимус;
c) Гипофиз;
d) Миндалины, лимфоузлы, селезенка.
15. Цифрами 1 и 2 обозначены:
a) Приносящий сосуд, выносящий сосуд;
b) Артерия и вена лимфоузла;
c) Приносящий сосуд и вена лимфоузла;
d) Выносящий сосуд и артерия
лимфоузла.
16. Что обозначено под № 1 на рисунке?
a) Подколенные лимфоузлы;
b) Голено-подколенные лимфоузлы;
c) Бедренные лимфоузлы;
d) Задне-медиальные подколенные лимфоузлы.
17. Цифрами 1 и 2 на рисунке обозначены:
a) Локтевые и подключичные лимфоузлы;
b) Локтевые и грудные лимфоузлы;
c) Локтевые и надключичные лимфоузлы;
d) Локтевые и центральные подмышечные
лимфоузлы
Приложение № 7
Эталоны ответов на тестовый контроль
1.
A
2.
B
3.
B
4.
A
5.
A
6.
C
7.
A
8
D
9.
D
10.
D
11.
B
12.
C
13.
A
14
D
15
A
16
A
17
D
Критерии оценки:
1-2 ошибки– отлично
3-4 ошибки – хорошо
5-6 ошибок – удовлетворительно
7 и более – неудовлетворительно
Приложение 8
Подведение итогов
Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности,
намечает перспективы на будущее.
Приложение №9
Домашнее задание
1)
Изучить состав и функции крови, группы крови, используя
учебники (Анатомия и физиология человека с основами общей
патологии/ А.А. Швырев; под общей ред. Р.Ф. Морозовой. –
Ростов н/Д: Феникс, 2021. с 235-244., Анатомия и физиология./
Н.И. Федюкевич. - Ростов на Дону: Феникс, 2016г. с 235-246, .
Атлас
анатомии
человека:
Учеб.
Пособие
для
студентов
учреждений
сред.
Профессионального
образования/
Р.П.
Самусев. – Москва: Изд-во АСТ: Мир и образование, 2018, с.
252-273) и материалы лекции.
2)
Заполнить таблицу
3
Изучите группы крови и заполните таблицу.
Группа крови
Агглютиногены
Агглютинины
Признак
Эритроцит
ы
Лейкоцит
ы
Тромбоцит
ы
Количество
Форма
Место образования
Продолжительность
жизни
Функции