"Образ матери в произведении Г.Г.Ходжера "Повесть о матери""
Автор: Пассар Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Верхний Нерген Населённый пункт: село Верхний Нерген, Нанайского района, Хабаровского края Наименование материала: учебно-исследовательская работа Тема: "Образ матери в произведении Г.Г.Ходжера "Повесть о матери"" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
имени Григория Ходжера с. Верхний Нерген»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
Учебно-исследовательская работа
тема: «Образ матери в произведении
Григория Гибивича Ходжера
"Повесть о матери»
Выполнила:
Актанко Алёна
8 класс
МБОУ ООШ с. Верхний Нерген
с. Верхний Нерген, ул. Зелёная 7
Руководитель:
Пассар Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
89143720553
2016 год
Содержание
I. Введение стр. 3 - 4
II. Основная часть
Главы из повести
III. Заключение стр. 19 - 21
IV. Литература стр. 22
Учебно-исследовательская работа по теме «Образ матери в произведении
Григория Гибивича Ходжера "Повесть о матери»
Темой
моей
исследовательской
работы
является
"Образ
матери
в
произведении Григория Гибивича Ходжера "Повесть о матери”.
Актуальность. Я считаю, что данная тема актуальна, так как в наше
время
есть
не
только
любящие
сыновья
и
дочери,
но
равнодушные
и
жестокие, которые, став взрослыми, не считают нужным помогать своим
престарелым родителям. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает
нас
более
чуткими,
восприимчивыми.
Именно
в
материнской
любви
заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее
сила?
Григорий Гибивич Ходжер, нанайский писатель. Я горжусь тем, что он -
мой земляк. В 2016 году нашей школе исполняется сто лет. Моя школа носит
имя нашего земляка, нанайского писателя, Григория Гибивича Ходжера.
Целью изучения моей темы исследования является:
- воспитание любви к матери через произведение
писателя «Повесть о
матери».
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи :
- изучить образ матери в повести Григория Гибивича Ходжера «Повесть о
матери»;
- определить,
какое влияние оказывал образ матери на главного героя
повести «Повесть о матери»;
- провести анкетирование о взаимоотношениях наших школьников с матери.
Предмет исследования:
Предметом исследования является образ матери в повести Григория
Гибивича Ходжера «Повесть о матери».
Методы исследования : наблюдение, анкетирование, анализ.
Объект исследования:
Объектом исследования является повесть Григория Гибивича Ходжера
«Повесть о матери».
Гипотеза.
Будет ли способствовать изучение повести «Повесть о матери»
Григория Гибивича Ходжера воспитанию любви к матери.
Моё исследование состоит из следующих частей:
-введения, в котором я обосновала актуальность исследования,
-цели и задачи;
-основной части, состоящей из одного блока, где на основе повести «Повесть
о матери» показала нравственный смысл и элементы именно «материнской
точки
зрения»,
противоположной
проповеди
аморальности,
насилия,
доносящей мысль о величайшей ценности человеческой жизни, о любви и
сострадании; результатов анкетирования среди учащихся с 1-9 классов,
-заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы
исследования;
-списка использованной литературы.
Этапы работы:
- общее ознакомление с повестью Г. Г. Ходжера «Повесть о матери»;
- анализ глав;
- анализ анкетирования;
- заключение;
- подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов.
Введение .
Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни
колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном
языке? И какое слово чаще всего первым
произносит ребенок? Конечно,
МАМА!
Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она
неотступно
находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит
ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к
МАМЕ! И даже, когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного
дома, их связь с матерью
не обрывается. И в минуты беды, опасности,
отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ… Так
было и будет всегда, но иногда бывает так, что мама не может найти общего
языка со своим ребёнком. Почему?
В наше время дети не уделяют должного внимания по отношению к
своей матери. Думают так будет всегда: мама им поможет, купит то, что им
надо, защитит, будет работать вместо них. Совершенно не уделяют внимания
своей маме, не заботятся, не интересуются, что им нужно, что их беспокоит.
Считают заботу, опеку, любовь мамы, как «должное». Не говорят о своей
любви. А как же сила материнской любви, любви всепрощающей? Может,
повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть в семью
мир, покой, благополучие?
Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен.
Образ
Матери
–
один
из
самых
почитаемых
и
любимых
в
литературе.
«Повесть о матери» Григория Гибивича Ходжера, нашего земляка, нанайского
писателя, чьё имя носит наша школа.
Я прочитала статью Ходжер Е.Г., дочери нанайского писателя, к 85 –
летию отца. В ней чувствуется нежное чувство к родителям, но особенно к
матери. «Сложно говорить о самых близких и дорогих людях, потому что,
начав писать об отце Григории Гибивиче, невозможно не сказать и о маме,
Таисии Леонтьевне, его верной подруге и спутнице. Пусть это и звучит
архаично, но по сути верно. Ведь им досталось время, когда были другие
ценности, традиции, идеалы.
Мама, Таисия Леонтьевна, была и первым читателем, и самым резким
критиком, и музой, и самой большой любовью отца. Она же и главный
хранитель, ценитель и летописец творческой жизни отца. Таисия Леонтьевна
прекрасно понимала, оценивала талант мужа и тщательно собирала, хранила,
подписывала практически все документы, фотографии, рукописи. И в том,
что часть документального наследия Г. Г. Ходжера была достаточно легко
подготовлена
и
передана
в
Государственный
архив
Хабаровского
края,
заслуга мамы. Сегодня в Государственном архиве Хабаровского края имеется
личный
фонд
Г.
Г.
Ходжера".
Таким
образом,
мы
видим,
что
Таисия
Леонтьевна занимала не последнюю роль в жизни Григория Гибивича. Она
его
наставляла,
помогала
ему,
поддерживала,
вдохновляла.
По
моему
мнению, в «приступы одиночества» Григория Гибивича, Таисия Леонтьевна
была
ему
словно
мать:
успокаивала,
слушала
его,
направляла,
поддерживала».
Основная часть
Я считаю, что данная тема актуальна, так как в наше время есть не
только
любящие
сыновья
и
дочери,
но
равнодушные
и
жестокие
дети,
которые часто обижают своих мам, отталкивают их от себя, сдают в дома
престарелых, не желают им помогать, не обращают на своих мам никакого
внимания. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более
чуткими, восприимчивыми, внимательными к близким людям и не только.
Именно
в
материнской
любви
заключается
живительная
сила,
способная
совершать чудеса. Не в этом ли ее сила? Лучше Григория Гибивича, я думаю,
нельзя сказать о матери:
"Мать!..
С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до
седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно
оберегающего
ее
старость.
И
с
презрением
казним
того,
кто
забыл
о
женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору
отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.
А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение
к человеку..."
Я полностью согласна с этим высказыванием, так как считаю, что
человек, забывший свою мать, ту, что подарила ему жизнь, достоин лишь
жалости и презрения…
«
Много лет, мама, мы, твои дети, живем без тебя. И
все эти годы я в мыслях постоянно с тобой. Все эти годы я собирался
написать о тебе и – не мог… Я часто по ночам говорил с тобой. Я видел тебя,
словно ты на самом деле была рядом… Ты, как и раньше, учила меня добру,
учила
не
бояться
трудностей,
уважать
людей…
Как
и
раньше,
я
жадно
впитывал твои советы, как и раньше, я безгранично верил тебе. И то, что я
стал Человеком , - это твоя заслуга, мама...
Я боялся писать. Сомнения одолевали меня: сумею, смогу ли рассказать
о тебе, найду ли такие слова, что выразят и любовь мою, и гордость, и
восхищение тобой. Мне стыдно, мама, что когда-то с детской упрямостью,
непонятной мне самому, звал тебя Денькой, что не признавал в тебе родной
матери… А ты не обижалась (или прятала свою обиду глубоко в сердце?),
была терпелива, ты просто любила меня, любила всех нас, твоих детей…».
Произведение состоит из 12 глав. В «Повести о матери» писатель
говорит о себе, о своём детстве, которое помнит с пятилетнего возраста.
В них есть и лирические отступления, в которых автор обращается к
своей матери. Сначала у автора, как он считал была одна МАМА, которая
постоянно
болела.
Вот
как
он
описывает
своё
отношение
к
матери:
"Деревянная
кровать
стояла
за
перегородкой
в
дальнем
левом
углу.
Это
кровать моя и МОЕЙ МАМЫ. Справа ещё кровать, на ней спят отец и
молодая красивая женщина, с длинной, чуть ли не до пят, косой. Кто она
такая я толком не знаю, звал её просто Денькой, потому что так называла её
МОЯ МАМА. Денька приносила чашки, тарелки с едой к нашей постели.
Осторожно ставила на маленький низенький столик…»
Он, Гэрисэ, старший сын, есть ещё Сино и Витька. Но он Сино не
любил, как и не любил Деньку. Когда «мама» его спрашивала: «Любит ли он
Деньку?», он отвечал: «За что её любить? Её, Деньку, я не люблю». Отсюда
получается вывод: бабушка Гэрисэ с младенчества его опекала, так как, он
первенец, добытчик, и любила больше всех. Он не знал, что его «мама» на
самом деле его бабушка, а молодая красивая женщина, Денька - его родная
МАТЬ. Гэрисэ не видел любви Деньки (или просто не хотел замечать?),
любви матери к своему сыну, НО!.. Несмотря на это, Денька всё равно его
любила. Любила, несмотря на его выходки и слова в её адрес, которые больно
отзывались в её материнском сердце… Он, Гэрисэ, только повзрослев, понял,
что его искренне любили две женщины – это его бабушка и мама…
Впервые он узнал, что Денька - его мать -
от старухи, жившей на
окраине деревни, которой помогало всё стойбище, так как она была одинокая.
А Денька всегда говорила, что нужно помогать старым одиноким людям.
Бабушка Хэрэ оказалась права – она, Денька действительно его мать, а
«МАМА» - его бабушка. Он старший в семье, поэтому бабушка любит его
больше всех. За «маминой» спиной Гэрисэ было хорошо:
она его всегда
защищала, кормила разными «вкусностями». Он привык всегда надеяться на
свою «мать». Она говорила, что он кормилец, добытчик.
Однажды, когда родился его братик, он неожиданно для себя сказал
Деньке, что хочет ей приготовить «вкуснятину»: мороженый хлеб – твёрдый,
холодный
с
белыми
пупырышками,
хлеб.
И
в
благодарность,
Денька
попросила придумать имя братику. Высокое доверие Гэрисэ не оправдал, так
как не мог подобрать подходящее имя. Все имена, которые он придумывал,
ему не нравились. Я считаю, что то действие, которое совершил Гэрисэ - это
порыв души, проявление «любви» сына к матери.
Во 2 главе (лирическое отступление) писатель делится с читателями
тем, что вот уже много лет он собирается написать о своей матери, и боится
того, сможет ли он найти слова, которые выразят его любовь, гордость и
восхищение своей матерью. Ему стыдно за то, что он не признавал в ней
родной матери. Мать не обижалась, была терпеливой, и просто любила всех
своих
детей.
Также
он
пишет
о
том,
что
этот
рассказ
будет
крохотной
частицей его долга. Это лирическое отступление – его позднее раскаяние
перед матерью. Признание своей вины, и восхищение ею… Думаю, Григория
Ходжера всё время, с того момента, когда он узнал, что Денька – его мама,
терзало чувство вины перед ней… Он, Гэрисэ, признаёт свою вину, свою
неправоту.
В 3 главе автор даёт описание родного села Верхний Нерген. Как в
тридцатые годы всё село переехало на правый берег, т.к. левый нижний берег
постоянно
затапливало.
Поэтому
село
и
называется
Верхний
Нерген.
Построили,
в
первую
очередь,
школу,
амбулаторию,
клуб.
Как
впервые
наказал себя (пил чай без сахара и хлеба), когда не захотел помочь Деньке
нести продукты из магазина. Мама сказала ему, что он старший в семье, и он
должен помогать матери. Чувство вины дало о себе знать, Гэрисэ сам себя
наказывает. Он понимает, что поступил неправильно, и что нужно искупить
свою вину.
В 4 главе (лирическое отступление), автор рассказывает нам о том, как
Денька вспоминает, что когда была беременна им, она с дедом поехала на
рыбалку зимой. Попалась калуга! Какая она была огромная! Дед сказал: «Ты,
Денька – сильная. И внук мой, которого ты носишь под сердцем будет
удачливым человеком!». Григорий Гибивич говорит, что ему трудно писать о
матери, так как, как летописец, он должен следовать за эпизодами её жизни.
Он также пишет о том, что портрет матери – это её дети. И говорит, что не
надо добавлять новых красок к портрету его матери, потому что её портрет
совершенен! Дети её живут полнокровной жизнью. У всех есть любимая
работа, никто не бездельничает. Все растят своих подрастающих детей. Мать
Гэрисэ может гордиться своими детьми, потому что её дети - замечательные
люди, работники, друзья, и, что все они проживают счастливую жизнь.
В 6 главе Григорий Гибивич пишет о том, что умирает его «мама» от
туберкулёза.
И
маленький
Гэрисэ,
увидев,
что
Денька
рыдает
на
своей
постели, сам не понял почему, кинулся к ней, сел на колени, обхватил руками
шею и прошептал: «Мама, не плачь, не плачь, мама!» Он впервые назвал
Деньку мамой. Чем старше он становился, тем труднее ему становилось
сказать: «Прости, ты - моя родная мама!». И вот наступил тот момент, когда
он
понял,
что
Денька
-
его
родная
мать.
После
похорон
«мамы»,
он
почувствовал всю горечь потери и заболел. Он тосковал по своей главной
заступнице и покровительнице…
Шли дни. Гэрисэ учился жить по-другому, без своей «защиты». Он
пытался не плакать, когда его ругали. Начинал думать не только о себе, но и
о
своих
младших
братьях
и
сестрах.
Старался
как
можно
больше
«вкусностей» принести домой. Другими словами – начинал взрослеть.
В 8 главе у семьи героя появляется корова, затем – патефон. Он учится
стрелять в уток. Отец говорит ему, что быть жадным плохо. Но все же одна
подраненная утка у него есть. Мама сказала, что пусть остается, так как на
острове ее поберет лиса, колонок и скажут ему спасибо.
Гэрисэ ворчал на маму, что она старая, когда она стала ходить в ликбез,
участвовать в лыжных кроссах, ходить на военные занятия, где изучала
винтовку, противогаз, гранаты, а мама ему отвечала, что нельзя отставать от
людей, если можешь – шагай рядом со всеми.
Когда же осенью ему с братом надо было копать картошку, чтобы зимой
семье не умереть с голоду, герой увлекся охотой на бурундуков, и забыл об
этом. Мама сидела вечером перед печкой, курила длинную трубку. Автор
пригляделся – мама плакала. Затем услышав, как Гэрисэ закашлялся, она не
глядя кинула в него палкой. Автор говорит, что он увернулся, но палка,
отскочив о косяк двери, больно шлепнула его по ноге. Ему стало обидно (в
этом доме его ни разу не били, а тут палкой!) ведь он и так понял, что
совершил
бесчестный
поступок,
что
из-за
него
малышам
придется
туго.
Малышей он любил самой большой любовью. Он впервые посмотрел на себя
чужими глазами со стороны. В этот вечер Гэрисэ «расстается» со своим
детством. Он теперь должен думать не только о себе, но и про всю свою
семью, так как он – старший. В этой главе Гэрисэ понимает, что он несёт
ответственность не только за себя, но и за тех, кто ему дорог.
В 9 главе мама хвалит своего сына и говорит ему, что он не только ей
сын, но и «помощница, подруга» и советует ему: «Больше про себя думай,
реже высказывайся». А также признается, что любит всех своих детей и даже
ребёнка,
которого
носит
под
сердцем.
В
действительности,
мамы,
почувствовав, что в них зарождается
новая жизнь, уже начинают любить
своего,
ещё
не
родившегося,
малыша.
Когда
Гэрисэ
пошел
работать
на
консервный завод, мать радовалась, что сын всем стал нужен, т.к. он стал
делать из обрезков жести кружки и говорила, что в каждом деле старание
проявить надо. В этой главе мать Гэрисэ даёт ему совет: научиться отвечать
за свои поступки, меньше высказываться, больше думать. И в последующем
этот совет помогает Гэрисэ становиться взрослее.
В 10 главе – лирическое отступление. Автор вспоминает о своём
родном селе – Верхний Нерген, о том как он посетил свою Родину летом.
Увидел своих соседей, пышные сливовые сады, высокую сопку, с которой
лихо
с
самой
вершины
катался
зимой.
Дом
Культуры,
двухэтажную
кирпичную школу, улицу, которая названа в честь Наю Ходжера, погибшего
на войне.
Вспомнил первую свою учительницу – Капитолину Павловну,
сделал себе наметку, что надо зайти в школу, навестить ее. Он почувствовал
себя счастливым и гордым как в детстве. Он гордится своим селом. Счастлив,
что родился и вырос здесь. Что рядом с ним жили и трудились прекрасные,
чистые
сердцем,
люди.
Это
отступление
тоска
по
родному
дому,
по
счастливому и безоблачному детству. Тоска по матери… Григорий Гибивич
хочет продлить те счастливые моменты, когда ему было легко на душе. Хочет
вернуться в прошлое и сказать своей маме, как сильно он её любит, и что был
не прав, считая её чужой женщиной.
В 11 главе, Гэрисэ заболел, его положили
в госпиталь. Затем ему
вырезали аппендицит. Там же он встретил День Победы. Поджидая мать, он
наловил отборных карасей. И не было счастливее
на свете человека: «Я
приготовился к приезду мамы!» Он обнял маму, уткнулся носом в её мягкую
грудь, и опять превратился в маленького и капризного ребёнка. «Мама, я не
знаю сколько у нас таких встреч впереди. Сколько раз вот так, припав к твоей
груди, буду тихо рыдать от счастья, вдыхая щемящий и знакомый запах
молока
и
беспокойного
детства».
Он
приготовил
для
матери
сюрприз
–
сваренные, вяленые караси. Сестра ужаснулась, как можно собачьим кормом
встречать мать?! Но для счастливой
матери было важно то, что он сам
наловил карасей, вялил. Она гордилась им!
Когда Гэрисэ отправили в Троицкое за зарплатой (за три месяца)
и
хлебными карточками, то мама предложила положить зарплату и карточки в
старый с заплатами мешок, пахнущий рыбой, потому что нехорошие люди
будут думать, что ничего ценного нет в таком мешке. Действительно, никто
не догадывался, что в этом грязном мешке столько богатств. Значит, права
была мама, навязав его вместо отцовской кожаной сумки.
Когда Гэрисэ работал в клубе, у него из клуба украли гармошку –
государственную вещь. Она стоила как его трехмесячная зарплата. И мама
ему сказала: «Хорошо, что у тебя украли гармошку. Могло быть иначе…
Подлость убивает человека», и предложила ему, что три месяца летом им без
денег можно прожить.
Дети заболели корью, и нужно было сладкого вина для лечения. Гэрисэ
поменял вино на несколько мешков хамсы и принёс домой. Брат у него умер.
Мама его спросила: «Ты вина принёс много? Иди, сын, и всем детям раздай».
В этой главе Гэрисэ хочет порадовать свою маму вкусной едой, и для неё не
важно, что это, главное то, что он о ней думал, и хотел порадовать её. А ещё,
Гэрисэ беспокоится за своих братьев и сестёр, поэтому отправляется за
сладким вином, пускай будет трудно, лишь бы помочь малышам, и им стало
бы
лучше.
Это
проявление
любви,
заботы,
беспокойства
и
чувства
ответственности за них, за его младших.
В последней, 12 главе, автор вспоминает о том, что ему хочется со
своей матерью говорить по-нанайски, наверное скучает по родному языку. И
о том, что, сидя за столом, он пытается представить и ощутить горе матери,
что дети, кроме старших, были смертельно больны, и её радость, когда они
выжили. Он приехал на Сахалин, в Поронайск, куда уехали его родители. В
темноте наощупь стучится в свою дверь, и мамин голос: «Что стучишь,
входи, Гэрисэ». Автор также размышляет над словом «кормилец». «Оно будто
вросло в душу – в детстве мне повторяла его моя старшая мама, позднее – ты.
Главным для вас обеих было – воспитать во мне, во всех ваших детях,
чувство ответственности за свою семью. Вы сделали больше, вы научили нас
любить свой народ, свою землю. Каждый из нас в ответе не только за себя,
все мы в ответе за свою Родину, за счастье ее и покой. Во всем, что успели
сделать твои дети, - есть частица и твоего труда. …Книги, написанные мной,
- твои, мама». Такими словами заканчивается повесть, но нас, читателей, это
наводит
на
размышления
о
том,
что
стоит
проявлять,
показывать
свою
любовь к своей маме, пока это возможно, чтобы не жалеть об это всю свою
оставшуюся жизнь… О том, что роднее и любимей человека, чем мать нам
никогда не найти… Стоит задуматься над тем, что мать – это тот человек,
который
тебя
никогда
не
бросит,
никогда
не
отвернётся
от
тебя,
всегда
поддержит, поймёт и утешит, накажет, если ты не прав… Мама - это тот
человек, который будет жить в твоём сердце всегда. Не стоит отворачиваться
от своей мамы, и забывать то, что она сделала для тебя. Мама посвятила тебе
всю свою жизнь, может стоит, хотя бы немного, но отплатить своей маме
«долг», за который тебе и десяти жизней не хватит, чтобы отплатить.
Следует сделать вывод , что с именем матери у героя повести связано
и само понятие жизни. Мама и бабушка терпеливо учат Гэрисэ быть добрым,
любить
братьев
и
сестер:
научившись
любить
самых
близких,
он
будет
любить и всех людей, найдет в них хорошее, а худое отринет. Главным для
бабушки и матери было – воспитывать в главном герое, и во всех детях,
чувство ответственности за свою семью, за других. Они сделали большее –
научили детей любить свой народ, свою землю, быть в ответе за себя, за
Родину, за счастье ее и покой.
III. Анализ анкетирования.
В анкетировании 12 вопросов. Ученики должны были ответить «да» или
«нет».
Анкета «Какой я сын? Какая я дочь»
При ответе на вопрос «ДА» ставим «+», при ответе «НЕТ» ставим «-».
№
вопрос
Да
+
Нет-
1
Если
тебе
приходится
неожиданно
задержаться
в
школе,
у
товарища… или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом
родителям (запиской, по телефону, через товарищей)?
2
Бывают
ли
случаи,
когда
родители
заняты
какой-то
большой
работой
(генеральной
уборкой,
стиркой,
ремонтом),
а
ты
не
уходишь на улицу, чтобы помочь матери?
3
Отвлекись от компьютера, отложи книгу и осмотри квартиру не
своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые не
на месте? Уберешь?
4
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения
своих родных?
5
Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы, компьютерную игру…)
ты, наверно, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь нужна
срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату, сестре, и когда они
собираются приобрести её?
6
Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь
какую-то работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя
попросили протереть пол на кухне, а ты ещё привёл(а) в порядок
всю обувь)?
7
Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты
проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8
У вас дома взрослые гости. Не приходится ли тебе напоминать,
чтобы ты занялся каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым,
не вмешиваться в их разговор?
9
Стесняешься ли ты дома, в гостях, на улице, в магазине подать маме
руку,
взять
сумку,
подать
пальто
или
оказать
другие
знаки
внимания?
10
Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
11
Часто ли ты обнимаешь свою маму?
12
Часто ли ты целуешь свою маму?
По результатам анкетирования я выявила:
№ вопроса
Ч и с л о
положительных
ответов
Число
отрицательных
ответов
1
83%
17%
2
63%
37%
3
95%
5%
4
54%
46%
5
46%
54%
6
86%
14%
7
75%
25%
8
52%
48%
9
26%
74%
10
68%
32%
11
83%
17%
12
63%
37%
ИТОГО
66%
34%
66% положительных ответов; 34% отрицательных ответов
По 1 вопросу, 83% детей сообщают своим родителям о своей задержке в
школе или у друга, уходе из дому. А 17% не сообщают своим родителям.
По 2 вопросу, 37% детей при уборке в доме остаются и помогают своим
родителям, а 63% не помогают.
По 3 вопросу, 95% уберут какую-либо вещь, не лежащую не на своём
месте, а 5% всё равно.
По 4 вопросу, 54% учащихся помнят дни рождения своих родных,
соответственно 46% не помнят, или вообще не знают.
По 5 вопросу, 46% ребят знают, интересуются какие вещи нужно
приобрести их родителям, а остальным 54% всё равно.
По 6 вопросу, 14% учеников, сделав поручение родителей, сразу же
займутся
своими
делами,
а
86%
сделают
что-нибудь
ещё,
помимо
этой
работы, что очень-то и хорошо.
По 7 вопросу, 25% детей угостят своих родителей какой-нибудь
«вкусняшкой», 75% всё сами съедят.
По 8 вопросу, 52% детей, родителям приходится напоминать, чтобы они
не путались под ногами, когда у них гости. 48%, дети понятливые, сразу
просятся гулять.
По 9 вопросу, 26% детей, а скорее старшеклассников, стыдятся оказывать
знаки внимания своим матерям, 74% не стесняются.
По 10 вопросу, 32% не говорят о своей любви своим мамам, 68% говорят.
По 11 вопросу, 83% ребят обнимают своих мам, 17% не обнимают.
По 12 вопросу, 63% целуют своих мам, 37% нет.
IV. Обобщение исследовательской работы
Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под
заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и
терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже
заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез
и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне,
каким отяготила его немилосердная судьба.
Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и
сердце у матери замирает. И это слово звучит на всех языках мира одинаково
нежно: в русском "мама”, в английском "mother”, в нанайском «эниэ».
Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь
ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как
сказал Сергей Александрович Есенин – «помощь и отрада» в лице наших
матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся,
тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не
всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь,
так надо беречь настоящее.
Прочитав
произведение
Григория
Гибивича
Ходжера
«Повесть
о
матери», я только ещё раз убедилась, что мама – это самый близкий, дорогой,
родной и любимый человек на свете. Что не только мама должна заботиться о
нас,
детях,
но
и
мы
о
своей
матери.
Следует
быть
внимательным,
прислушиваться их советам, рассказывать о своих проблемах, и спрашивать,
как поступить в той или иной ситуации. Нужно говорить о своей любви маме,
и как можно чаще показывать как сильно она нам дорога.