Напоминание

"Слова - паразиты в речи"


Автор: Сапрыгина Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №64 г. Томск
Населённый пункт: Томская область, с. Тимирязевское
Наименование материала: Презентация. Исследовательский межпредметный проект.
Тема: "Слова - паразиты в речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Слова-паразиты в речи

Муниципальное Автономное Общеобразовательное

Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №64 г. Томск

групповой информационно –

исследовательский, краткосрочный,

межпредметный проект

Авторы: учащиеся 6 Б класса.

Руководитель: Сапрыгина И. А., учитель русского

языка и литературы.

Цель проекта:

Изучение проблемы засорённости речи у учащихся

5 Б, 6Б, 11 классов словами – паразитами и поиски

путей решения данной проблемы.

Задачи:

выяснить, почему слова называются «паразитами»;

рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»;

провести анкетирование среди учащихся 5Б, 6Б, 11 классов;

проанализировать, насколько речь учащихся соответствует

нормам литературного языка;

определить, какие мероприятия помогут повысить культуру

речи;

выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам.

Способы избавления от слов-паразитов».

Объект исследования: речь учащихся 5Б, 6Б, 11 классов МАОУ СОШ №64 г.

Томска.

Предмет исследования: слова – «паразиты», используемые в речи учащимися в

устной речи.

Гипотеза: большинство учащихся употребляют слова – «паразиты» потому, что не

замечают их в своей речи или не придают значение проблеме засорён-

ности языка.

Актуальность: наш язык засоряется ненужными словами, речь становится

неяркой, малопонятной, невыразительной;

существование в речи таких слов затрудняет правильное

восприятие речи собеседника;

современные школьники очень часто употребляют в своей речи

слова - паразиты, а на это нужно обращать внимание.

Методы исследования:

Изучение литературы по теме;

Наблюдение;

Сравнение;

Обобщение;

Анкетирование;

Оформление результатов.

В лингвистической литературе встречаются

разные понятия этих слов:

слова или словосочетания, не несущие никакой

смысловой нагрузки (Д.Э. Розенталь)

«лишние слова» (О. Б. Сиротина),

«вставные элементы»

(Т. А. Ладыженская)

Есть интересная теория о том, что

слово- «парзит», живущее в лексиконе

человека, может рассказать о его

натуре, характере, сущности

мышления и видении мира…

«В

принципе»

«Типа»

«Это

самое»

«Например»

«Короче»

«В

натуре»

«Вот»

«Такскать»

(так

сказать)

«В общем-

то»

«Блин»

«Это»

№ Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э, ак, просто,

прямо, как

2.

Частицы

Ну, вот, типа, тбы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в

принципе, допустим,

значит, короче, например,

понимаешь, собственно

говоря, слушай, стало

быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные

наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи

в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное,

вероятно, кажется

Блин - тонкая лепешка из жидкого

теста, испеченная на сковородке.

В натуре - то, что существует в

действительности.

В принципе - то, что заложено в

основном, исходном положении какой-

нибудь теории, учения, науки.

Как бы - частица со значением условно-

предположительного сравнения.

На самом деле - в действительности.

Типа - производное от тип: форма,

вид чего-нибудь, обладающие

определенными признаками, а также

образец, которому соответствует

известная группа предметов, явлений

Истинное значение слов

- паразитов

Причины появления слов – «паразитов»:

Бедность словарного запаса;

Своего рода «мода» ;

Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы

«выиграть время»;

Тактическая роль в речи;

В некоторых случаях слова-«паразиты» говорят о

психологических особенностях человека .

Результаты исследования

1.

Все учащиеся употребляют слова – паразиты.

Подавляющее большинство не замечает их

в речи, а поэтому не видят необходимости их

искоренять из языка.

2.

Самой употребляемой паразитической конструкцией

в речи учащихся школы стало выражение – слово – блин;

на втором месте по частоте употребления – щас, ну,

на третьем месте по частоте употребления – это…, а-а-а, типа

Результаты опроса среди учащихся следующие:

1.Все ли учащиеся знают, что такое

«

слова

паразиты

»

- 96%

2. Учащиеся употребляют в своей речи слова

паразиты -86%

наиболее употребляемое слово-паразит -

блин,

;

далее по частоте - употребления

щас, ну;

на третьем месте по частоте употребления – это…, а-а-а, типа.

3. Учащиеся замечают употребление в своей речи слов-паразитов – 79,5%

4. Слова

паразиты нужно искоренять из речи –73%

5. Опрошенные учителя назвали самый распространенный метод борьбы это:

а). читать – 82%, б). следить за речью – 71%.

Результаты опроса среди учителей следующие:

1.Все учителя знают, что такое

«

слова

паразиты

»

- 100%

2. Учителя иногда, но употребляют в своей речи слова

паразиты -67%

наиболее употребляемое слово-паразит среди учащихся -

блин,

ну ; далее по частоте

- употребления

короче, щас, , как его, это.

3. Учителя замечают употребление в своей речи слов-паразитов – 78%

4. Слова

паразиты нужно искоренять из речи – 100%

5. Опрошенные учителя назвали самый распространенный метод борьбы это:

а). читать – 100%, б). следить за речью – 67%.

1.

Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать

публично.

2. Сначала записать свой монолог или публичное выступление

на

диктофон.

Прослушав

запись,

вы

сможете

понять,

какие

слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.

3. Попросить своих близких прерывать вас, как только вы

произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать

себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.

4. Прочитайте любой отрывок текста, а потом попытайтесь его

пересказать. Прослушайте, есть ли слова паразиты, если да –

пересказываем

заново.

И

так

до

тех

пор,

пока

пересказ

не

станет чистым и свободным.

Практические рекомендации

Памятка

«Способы борьбы со словами паразитами»

Если «слова-паразиты» присутствуют в твоей речи, и ты хочешь от них

избавиться, используй следующие методы:

1. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с

нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать

ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки

неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре.

Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

2. Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла

«кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но

трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

3. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе

не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «ну» и «типа».

4. Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой

задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а

потом внимательно прослушивай монолог.

5. Запишись на курсы ораторского искусства

Берегите наш язык, наш

прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние,

переданное нам нашими

предшественниками.

И.С.Тургенев

16

Давайте говорить

грамотно!

Давайте беречь

наш язык!

Благодарим за внимание!



В раздел образования