Автор: Соколова Марианна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие мелкой моторики рук в 4-5 лет в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономного дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»
«Развитие мелкой моторики рук в 4-5 лет в
домашних условиях»
Информационный материал для родителей
Подготовила: Соколова М.В.
Г. Нижневартовск, 2022 год
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в
головном мозге
человека
центры,
отвечающие за
речь
и движения
пальцев
рук,
расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым
соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за
речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть
новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Дети
младшего
дошкольного
возраста
могут
выполнять
простые
упражнения,
сопровождаемые
стихотворным
текстом.
Не
обходите
вниманием
необходимость
приобретения
элементарных
навыков
самообслуживания:
умения
застегивать
и
расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с
процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке
движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание
речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук
необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской
деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев
рук :
Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование,
аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок,
перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого
сопровождения.
Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул
и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и
выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль,
при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только
большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку,
листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним
пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие
дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,
помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу
предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и
раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы
он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.
Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше
умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены
для ванн, зубной пасты и т. п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети
оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо
сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.