Напоминание

«Развитие мелкой моторики рук в 4-5 лет в домашних условиях»


Автор: Соколова Марианна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие мелкой моторики рук в 4-5 лет в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономного дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»

«Развитие мелкой моторики рук в 4-5 лет в

домашних условиях»

Информационный материал для родителей

Подготовила: Соколова М.В.

Г. Нижневартовск, 2022 год

Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в

головном мозге

человека

центры,

отвечающие за

речь

и движения

пальцев

рук,

расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым

соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за

речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть

новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания

покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дети

младшего

дошкольного

возраста

могут

выполнять

простые

упражнения,

сопровождаемые

стихотворным

текстом.

Не

обходите

вниманием

необходимость

приобретения

элементарных

навыков

самообслуживания:

умения

застегивать

и

расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с

процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке

движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание

речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук

необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской

деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев

рук :

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование,

аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок,

перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого

сопровождения.

Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул

и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и

выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль,

при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только

большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку,

листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним

пальцем;

• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие

дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,

помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу

предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и

раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы

он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.

Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше

умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены

для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети

оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо

сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.



В раздел образования