Автор: Душечкина Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №239"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация
Раздел: дошкольное образование
«Речь – как средство
общения»
Выполнил: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 239»
Душечкина Ирина Владимировна
Речь – это удивительное сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Возраст 4 – 5 года имеет особое значение для речевого развития
ребенка.
Главная
задача
педагога
в
области
развития
речи
детей
данного
возраста помочь им в освоении приобретений, именно приобретений, т.к.
речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок
начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка
развивалась правильно и своевременно. Поэтому рекомендуется как можно
больше и чаще, содержательно разговаривать с детьми, стимулируя их.
Цель:
Формирование устной речи и навыков речевого общения
с
окружающими
на
основе
овладения
литературным
языком своего народа.
Задачи:
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5.
Знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6.
Развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического слуха.
Консультации для родителей
1.
«Как общение матери и ребенка влияет на развитие речи»
2.
«Речь – как средство общения»
3.
«Чем занять ребенка»
4.
«Учите вместе с нами» (расскажи стихи руками)
5.
«Игры на развитие речи для детей 4-5 лет»
Консультации
Игра на развитие речевого дыхания
«Определи место игрушки»
Цель:
добиваться умения, слитно, на одном дыхании, произносить фразу
из 5 – 8 слов.
Материал:
игрушки, хорошо знакомые детям.
Ход игры.
Педагог раскладывает на столе в один ряд различные игрушки (мяч, кукла,
машинка, пирамида, мишка).
Вызывая
ребенка,
он
спрашивает:
между
какими
игрушками
стоит
пирамида. Ребенок должен дать полный ответ. (Пирамида стоит между
куклой и машинкой).
Проводя
игру,
педагог
следит,
чтобы
дети
говорили
неторопливо,
не
отделяя большими паузами одно слово от другого. После двух – трех
ответов игрушки меняют местами. При повторении игры можно по одной
заменять игрушки другими.
Игра на развитие речевого слуха
«Кто внимательный»
Цель:
учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию не зависимо
от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Материал:
подобрать
игрушки,
с
которыми
легко
производить
различные
действия.
Ход игры.
Дети сидят в три ряда напротив педагога. На столе различные игрушки.
«Сейчас я буду давать игрушки тем, кто сидит в 1 ряду. Говорить я буду шепотом,
поэтому нужно сидеть тихо, чтобы всем было слышно. Будьте внимательны. Вика,
возьми мишку и посади в машинку.»
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в 1 ряду. Затем они меняются
местами 2 ряд – 1 место, 3 ряд – 2 место.
Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания
нужно давать короткие и простые.
Игра на развитие правильного произношения
Сказка «Поспешили - насмешили»
Цель:
развивать
речевой
слух
и
речевую
активность
детей,
побуждать
произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха у детей.
Материал:
фланелеграф, дом в окно которого выглядывает медведь, лягушка,
мышка, курица, гусь, корова.
Ход игры.
Прискакала лягушка к медвежьему домику. Ква-ква-ква – я к вам в гости пришла.
Прибежала мышка. Запищала пи-пи-пи – пироги у вас вкусны. Курочка пришла. За
квохтала, ко-ко-ко – корочки говорят, рассыпчаты. Гусь приковылял. Гогочет, го-го-
го – горошку бы поклевать. Корова пришла, мычит, му-му-му – мучного поила
попить бы! Тут медведь из окна высунулся. Зарычал р-р-р. Все и разбежались.
Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел.
Вот что р-р-р-рад гостям. Заходите пожалуйста!
Следует
сопровождать
рассказывание
сказки
показами
персонажей
на
фланелеграфе. Звукоподражания произносить четко, выделяя гласные звуки.
Дидактические игры
Рабочие тетради
Спасибо за внимание!