Автор: Лемешенко Василий Иванович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ФГОС - как залог успеха современного урока в системе СПО в образовательных учреждениях Уголовно-исполнительной системы"
Раздел: среднее профессиональное
ФГОС - как залог успеха современного урока в системе среднего
профессионального образования в образовательных учреждениях
Уголовно-исполнительной системы
Лемешенко Василий Иванович
Преподаватель
высшей
категории
Федерального
казенного
профессионального
образовательного учреждения № 205 г. Азова Федеральной службы исполнения наказаний
Профессиональное обучение
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный
образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения
положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача,
которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который
будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие
учащегося как субъекта познавательной деятельности.
ФГОС – это не только совокупность требований к структуре и результатам
освоения образовательной программы. Это, прежде всего система, обеспечивающая
условия реализации данных требований – информационно-образовательная среда (ИОС).
ФГОС определяет следующие структурные элементы ИОС: технические средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ),
информационные
образовательные ресурсы (ИОР) и современные педагогические технологии.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит
главной
задачей
развитие
личности
обучающегося.
Современное
образование
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системе деятельности образовательной
программы, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями
деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и
технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой
дисциплине в образовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения,
так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются
новые технические средства и технологии обучения, а урок - учебное занятие, оставаясь
основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить
развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
На
учебном
занятии
должны
формироваться
навыки
самостоятельного
и
критического мышления, непрерывного самообразования и саморазвития, развиваться
творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться работать в
коллективе. Сценарий плана учебного занятия на 30-60% предоставляет свободу
преподавателю, который предполагает формулировку целей – через деятельность
обучающихся,
активное
целеполагание.
Преподаватель
на
занятии
организует
деятельность обучающихся: по поиску и обработке информации; по обобщению способов
деятельности; по постановке учебной задачи. Используются формулировки заданий,
призванные активизировать учебную деятельность: проанализируйте, докажите, создайте
схему или модель, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте,
оцените, измените. Проводится оценка предметных и межпредметных достижений
обучающегося на учебных занятиях, и оценка уровня сформированности общих и
профессиональных компетенций на учебных занятиях по учебным дисциплинам
профессионального цикла. Осуществляется работа над развитием у обучающегося
способности к самооценке; применяется критериальное оценивание.
Время
неумолимо
меняет
требования
к
самым
консервативным
областям
человеческой деятельности, сам факт реформирования системы УИС уже говорит о
назревших
проблемах
и
необходимости
в
переменах
системы
среднего
профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению
свободы. Какие же тенденции подготовки осужденных к трудовой деятельности, их
адаптации после освобождения могут быть выделены при организации среднего
профессионального образования и профессиональной подготовки в исправительных
учреждениях и профессиональных училищах.
Прежде
всего,
необходимо
выделить
«активную
позицию»
осужденного.
Психологи
называют
этим
термином
«такую
деятельность,
развитие
которой
обусловливает
главнейшие
изменения
в
психических
процессах
и
психических
особенностей личности на данной стадии». Имеется в виду воспитание при обучении в
профессиональных училищах таких качеств у осужденных, которые будут востребованы
вне зависимости от того, где и кем станет впоследствии трудиться обучающийся.
Осужденные в процессе обучения должны познать себя, свои способности, уяснить для
себя, что они качественно могут делать работу, могут профессионально работать, у них
должна появиться заинтересованность к труду, учебе, карьере. Уже с первых занятий по
овладению специальностью должны выявляться и определяться позиции и ожидания,
обучающихся по отношению к учебе и будущей профессии. Понятно, что от педагогов
профессионального обучения потребуется пересмотр, прежде всего своих взглядов на
подходы к подготовке спецконтингента. Переход на новые стандарты и технологии
обучения так же требует от педагога специальной подготовки и переподготовки.
Профессиональный педагогический работник «сегодня является действующим субъектом
в обновленной системе образования». Одним из важнейших звеньев в подготовке
педагогических работников является методическая служба. Одна из целей методической
службы
–
обеспечение
условий,
способствующих
повышению
профессиональной
компетентности профессионально-педагогических работников, росту их педагогического
мастерства
и
развитию
творческого
потенциала,
направленного
на
подготовку
конкурентоспособного специалиста. Специалист становится настоящим мастером, если он
наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег, перенимает удачные
практические приемы более опытных коллег по работе. Так было и раньше, но сегодня это
– обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося
профессиональным обучением и профессиональной подготовкой осужденных.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования и
профессиональной подготовки при учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области
возникла необходимость в единой систематизации документации, которая касается
выпускных
квалификационных
испытаний
обучающихся.
Так
как,
в
каждом
образовательном учреждении, а на территории Ростовской области, существовали свои
нормативные
документы
и
локальные
акты,
со
своими
сроками,
правилами
и
особенностями квалификационных испытаний.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая
аттестация
выпускников
государственных,
муниципальных
учреждений
среднего
профессионального образования, является обязательной. Она заключается в определении
соответствия
уровня
подготовки
выпускников
требованиям
Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Итоговая аттестация выпускников по программам СПО состоит из следующих
испытаний:
- сдачи итоговых экзаменов по отдельным учебным дисциплинам, включенным в
состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной
программы;
-
выполнения
выпускной
практической
квалификационной
работы
по
специальности в пределах требований ФГОС СПО.
- защиты письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по
теме, определяемой образовательным учреждением.
Итоговая аттестация выпускников по программам профессиональной подготовки
так же состоит из нескольких испытаний:
- сдачи итоговых экзаменов по отдельным учебным дисциплинам, включенным в
состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной
программы;
-
выполнения
выпускной
практической
квалификационной
работы
по
специальности в пределах требований Профессионального стандарта.
Список литературы
1. Жиделев М. А. «Современные методы обучения», Москва, 1985 г.
2. Информационные, педагогические, научно-методическое издание: Профессиональное
образование, 2004 г.
3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», Москва, 1998 г.
4. Леветес Д. П. «Практика обучения: современные образовательные технологии»,
Воронеж, 1998 г.
5. Кругляков Г. И. «Настольная книга мастера производственного обучения», Москва,
2007 г.