Автор: Рожнева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: Город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Символы и символика РФ
Раздел: дошкольное образование
«Символы и символика РФ»
«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и
величия».
В.А.Сухомлинский
Гимн, флаг и герб — это главные символы каждого государства. Они
отражают
исторический
процесс
становления
страны,
национальные
особенности, отличающие одно государство от всех остальных. Знание
государственных символов даёт возможность ребёнку почувствовать себя
частью большой страны, членом общества, который может внести свой
небольшой вклад в общее дело.
Работа с детьми дошкольного возраста заключается в создании условий
для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России.
Вся работа с детьми по патриотическому воспитанию в ДОУ строится на
основе принципов современного образования:
•
Духовно-нравственного развития (развитие социальных навыков)
•
Компетентного,
деятельностного
подхода
(активность
ребёнка,
позволяющая стать субъектом деятельности
•
Здоровьесбережения
(интеграция
с
различными
направлениями
деятельности).
Работа с детьми направлена на расширение знаний дошкольников о родной
стране, воспитание чувства гордости уважения к Родине.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой РФ
осуществляется поэтапно.
На первом этапе происходит знакомство с первым Государственным
символом флагом России. Первоначальное знакомство с Государственным
флагом России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением
российского триколора
дети встречаются наиболее часто: на улицах, на
открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде. Во-
вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь
две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение.
Считается, что цвета триколора отражают духовные начала Россиян. Белый
цвет-символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и
верность. Красный-энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
На втором этапе педагоги знакомят детей с гимном РФ.
Детям
объясняют, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн
России
прославляет
нашу
Родину
–
Россию.
Государственный
гимн
исполняется в торжественных случаях, например при проведении праздничных
мероприятий, посвященных дням воинской славы, награждении победителей
международных спортивных соревнований. Это обстоятельство значительно
поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое значение. Гимн
прослушивается стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн,
молча, или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается
достойным.
На третьем этапе происходит знакомство с гербом РФ?. Этот этап более
сложный для восприятия ребенка. Для этого педагоги в
своей работе
используют материалы по геральдике российских городов. Хочется отметить,
что геральдика - это наука, которая занимается изучением гербов. Понятие
“символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для
дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания и сами российские
символы. Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного
государственного
символа,
как
герб?
В
первую
очередь
необходимо
познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в
прошлой, так и в современной жизни.
Начало работы над геральдикой состоит в осознании смысла знака и символа,
отражающего, что-то главное. С этой целью на занятиях и в свободной
деятельности с детьми педагоги придумывают и создают эмблемы, с помощью
дидактических игр закрепляют знания по геральдике.
Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на
примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается
вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это
могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия,
ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный
объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город
гордится.
Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов:
природный или экологический, профессиональный, исторический.
Если на большой карте России разложить все карточки с изображением
гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких
картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей
страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение
двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои
крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями,
опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно
же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От
востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.
Воспитанникам обьясняется , что двуглавый орел – один из древнейших в
истории человечества символ власти, силы, мудрости. Система работы по
ознакомлению с описанием, использованием и размещением Государственного
герба РФ происходит в непосредственно образовательной деятельности. В
комплексно - тематическом планировании отражается, как часть занятия.
Такая
последовательность
при
ознакомлении
дошкольников
с
символикой
России
соответствует
одному
из
основных
дидактических
принципов – от простого материала к сложному, и как показывает опыт, дает
хорошие результаты.