Автор: Воронова Валентина Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№8 г. Томмот
Населённый пункт: РС(Я) г. Томмот, Алданский район
Наименование материала: программа кружка Я и закон
Тема: Работа с группой риска
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа №8 г. Томмот
Алданский район.
Утверждаю _______
Директор МБОУ СОШ№8 г. Томмот
Т.Н.Казакова
02.06.2019 год.
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«Я и Закон».
Целевая аудитория: Дети «группы риска»
Возраст 11-16 лет
Срок реализации 2019-2020 учебный год.
Разработал социальный педагог: Воронова В.И.
2019-2020 учебный год.
Программа правового кружка для подростков “ Я и закон”
1. Пояснительная записка:
Происходящие в современном российском обществе изменения в социально -
политической, гражданской, культурной жизни ставят принципиально новые
задачи перед воспитанием, в том числе и воспитанием детей, оставшихся без
попечения родителей. Дети должны активно осваивать явления социальной
жизни, уметь успешно взаимодействовать в системе нормативных отношений,
быть способными брать на себя ответственность в правовом поведении.
Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются
вместе
с
реалиями
жизни.
Сейчас,
когда
общество
захлестнула
волна
преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого
средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование
законопослушных граждан, обращение особого внимания на умение добывать
правовую информацию и пользоваться ею. Право живет в действии, в практике
его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности.
Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение
праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм
действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать
решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы.
Данная программа составлена для воспитания правовой культуры и
законопослушного поведения подростков – это целенаправленная система мер,
формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права,
цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Программа ориентирована на детей среднего и старшего возраста и рассчитана на
постоянное развитие познавательного процесса, ориентированного на повышение
интеллектуального потенциала. Правовое воспитание является одним из важных
условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения
человека в обществе. Важно, чтобы подростки хорошо ориентировались в
вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного
поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за
них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность»,
вопросам морали, морального облика, кодекса чести.
Кружок правовых знаний - это одна из наиболее интересных форм
пропаганды
правовых знаний.
Он
позволяет собрать единомышленников,
организовать их интересы. Развитие демократии в государстве затрагивает все
стороны жизни общества, в том числе и молодежную политику. Правовое
воспитание в этом направлении должно способствовать формированию идейной
убежденности в том, что государство обеспечивает защиту своих граждан, что
оно обоснованно требует выполнения обязанностей, что все равны перед законом
2. Цель и задачи программы
Целью кружка является правовое просвещение школьников, формирование
активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и
преступности несовершеннолетних, обеспечение неформального общения и
организация свободного обмена мнениями и информацией между членами
кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу
вопросов.
Задачи:
1.
Создать
целостное
представление
о
личной
ответственности
за
антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным
правом;
2. Научить детей вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и
порядок в школе;
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции,
отрицательному отношению к правонарушениям;
5. Предупредить опасность совершения необдуманных действий, свойственных
подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
6. Формирование у детей понимания требований правовых норм и необходимости
руководствоваться ими в повседневной жизни.
7.
Воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование
активной гражданской позиции.
3. Социальные знания, умения и навыки
- Применение в жизни знаний правил личной безопасности
- Уметь соотносить моральные нормы с повседневным поведением
- Выработать защитный механизм, который автоматически сработает в трудной
жизненной ситуации
- Приобрести первоначальные представления о юридической ответственности
4. Формы и методы работы
Проводится занятия - один раз в неделю, по одному учебному часу.
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.
Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать
собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию,
самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления,
умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог,
дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, правовая игра, деловая игра,
ролевая игра, викторина, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов,
фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся
включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по
внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд
интересным для учащихся.
На
занятиях
кружка
используются
практические
задания,
которые
позволяют
заметно
оживить
беседу,
преодолеть
или
ослабить
влияние
формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном
примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес
воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для
разработки
методики
изучения
педагогом
степени
сформированности
гражданского сознания (гражданственности).
5. Тематическое планирование
№
п/п
№
п/п
Тема учебного занятия
Форма
учебного
занятия
Всего
часов
1
Введение в курс правоведения
“Воображаемая страна. Здравствуй, это Я”
Введение участников в ситуацию тренинга.
Формирование интереса у участников к
групповой работе, развитие мотивации у
детей. Введение правил.
Беседа
1
3.09
2
“Ваши права”. Как и почему зарождалось
право. Роль права в жизни человека и
общества (презентация).
Лекция, Беседа,
показ
презентации
1
11.09
3
Конституция – это основной закон
государства (презентация)
Лекция с
элементами
обсуждения,
показ
презентации,
беседа
1
18.09
4
Международно-правовые документы по
правам (ребёнка). Конвенция о правах
ребёнка. Азбука права. Права ребёнка
(презентация)
Беседа,
презентация
экспресс-
викторина;
практикум.
1
25.09
5
Игра «Герои книг имеют право»
игра
1
3.10
6
“Кража или ?”
Беседа,
групповая
работа,
1
10.10
7
“Дайте мне сказать” Умей сказать “Нет”.
Групповая
работа, работа с
документами,
игра,
1
16.10
8
“Что бы вы сделали?”
Деловая игра
1
23.10
9
“Насилие и закон”
Лекция с
элементами
обсуждения
1
30.10
10
“Крошка” Право на жизнь. Нарушение прав
человека (ребёнка). Защита прав человека
Групповая
работа, ролевые
1
13.11
(ребёнка).
игры,
практикум,
11
Права и обязанности ребёнка в семье
Лекция с
элементами
обсуждения и
работы с
документами
1
20.11
12
“Нет – дороге в ад” Профилактика ЗОЖ
Лекция с
элементами
обсуждения,
презентация,
игра.
1
27.11
13
Статус ребёнка в уголовных
правоотношениях. За всё ли мы в ответе
Групповая
работа, метод
анализа
ситуации,
практикум.
1
4.12
14
Полиция: структура, права и обязанности.
Групповая
работа –
обсуждение
ситуаций,
метод
«Мозговой
штурм»,
практикум
1
11.12
15
Проступок. Правонарушение. Преступление
Ситуационная
беседа-диалог.
презентация
1
18.12
16
Шалость. Злонамеренный поступок.
Вандализм
Беседа-диалог
1
25.12
17
Ролевая игра “Поверь в себя”
Игра
1
15.01
18
Я - гражданин страны. Патриот
Лекция с
элементами
беседы
1
22.01
19
Почему я должен следовать закону?
Групповая
работа
1
29.01
20
Гражданские правоотношения.
Правоспособность. Дееспособность
несовершеннолетних
Метод анализа
ситуации;
групповая
работа,
практикум
1
5.02
21
Знаешь ли ты право
Интеллектуальн
о-правовая игра
1
12.02
22
Главная книга страны
Презентация
1
19.02
23
Права и обязанности гражданина.
групповая
работа,
практикум
1
26.02
24
Нет прав без обязанностей. Ограничение
прав и свобод
Лекция и Д.И.
1
5.03
25
Право на неприкосновенность личности
Лекция и
презентация
1
12.03
26
Проступок и преступление
Правовая игра
1
19.03
27
Права детей - забота государства
Презентация
1
2.04
28
Как
предохранить
себя?
Как
не
стать
жертвой преступления.
«Мозговой
штурм»,
практикум
1
9.04
29
Хулиганство как особый вид преступлений
несовершеннолетних
Деловая игра
1
16.04
30
Характеристика достойной жизни (добро,
истина, красота) Умей быть собой.
Презентация
1
23.04
31
Твои документы.
Презентация
1
30.04
32
Выбор в жизни человека. Викторина на
знания прав ребенка.
Викторина
1
7.05
33
Ответственность. Умей сказать «Нет!»
Ролевая игра
1
14.05
34
. Я гражданин России
Викторина
1
21.05
35
Повторение
1
28.05
6. Содержание занятий кружка
«Закон и Я»
Тема 1.
Введение в курс кружкового занятия. “Воображаемая страна. Здравствуй,
это Я”
Введение участников в ситуацию тренинга. Формирование интереса у участников
к групповой работе, развитие мотивации у детей. Введение правил.
Цель
:
,
.
.
Знать что и зачем будем изучать на занятиях кружка Как будем заниматься
,
.
Как работать с источниками информации как оценивать свои учебные достижения
Формы и методы проведения занятия
:
,
.
лекция беседа
Тема 2.
“Ваши права”. Как и почему зарождалось право. Роль права в жизни
человека и общества (презентация).
Цель: объяснить значение понятия «право», сформировать представление учащихся о значении
права в жизни человека. Показать, как возникали правовые регуляторы в истории человечества
и как формируется право в настоящее время. Выяснить, почему возникла потребность в
правовых нормах, как они могли возникнуть. показать, как возникали правовые регуляторы в
истории человечества и как формируется право в настоящее время. Обсудить роль права в
жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать
установку на необходимость соблюдения правовых норм.
Основные понятия: право, признаки права, нормы права, закон, санкция
Формы и методы проведения занятия: лекция, показ презентации, беседа
Тема 3.
Конституция – это основной закон государства (презентация)
.
Цель: познакомить с историей создания основного закона нашей страны, объяснить значение
понятия «конституция»; сформировать представление об основных правах и свободах
гражданина по конституции РФ.
Основные понятия: государство, закон, Конституция, права, обязанности.
Формы и методы проведения занятия: лекция, презентация, групповая работа, практикум,
Тема 4.
Международно-правовые документы по правам (ребёнка). Конвенция о
правах ребёнка. Азбука права. Права ребёнка (презентация)
Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах
человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; выяснить в чем
заключается значение Конвенции о правах ребёнка; сформировать представление о правах и
свободах, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия
мировым сообществом.
Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над притчей, работа с
документами, экспресс-викторина; практикум.
Тема 5.
Игра «Герои книг имеют право»
:
Цель
Закрепить в процессе игровой
,
деятельности теоретических знаний
.
полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина
Развитие
,
коммуникативных способностей навыков взаимодействия в группах в решении
.
общей проблемы Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности
,
.
за свои действия правовой позиции и культуры
Формы и методы проведения занятия: игра.
Тема 6.
“Кража или ?”
:
Цель
:
В процессе групповой работы рассмотреть нравственные дилеммы
,
,
случайно доставшиеся не по праву деньги не могут сделать человека богаче даже
.
если на нем нет вины Ознакомить с правилами регулирующими жизнь
.
,
человеческого общества Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
.
воспитывать уважительное отношение к закону
Формы и методы проведения занятия: беседа, групповая работа.
Тема 7.
“Дайте мне сказать” Умей сказать “Нет”.
Цель:
Рассмотреть права и обязанности индивидов и государства в отношении свободы
выражения убеждений. Способствовать овладению навыков уверенного поведения, научить
аргументировано давать отказ в ситуации выбора.
Основные понятия: конфликт
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, работа с документами, игра.
Тема 8.
“Что бы вы сделали?”
Цель:
Через рассмотрение дел привести воспитанников к рассмотрению ответственности,
которое несет государство и индивид. Формировать умение работать с дополнительной
литературой, использовать источники, доказательно строить свои выступления. Развивать
умение вести дискуссию..
Формы и методы проведения занятия: деловая игра.
Тема 9.
“Насилие и закон”
Цель: Довести до сознания подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращении,
о законах защищающих жертву.
Основные понятия: конфликт
Основные понятия: насилие, закон.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения
Тема 10.
“Крошка” Право на жизнь. Нарушение прав человека (ребёнка). Защита
прав человека (ребёнка).
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человека (ребёнка), определить способы защиты
прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека.
Формировать у подростков правовую культуру, общечеловеческие ценности, воспитывать
уважение к правам и свободам личности.
Основные понятия: право человека, геноцид, расизм, национализм, дискриминация,
правозащитник.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, ролевые игры, практикум,
Тема 11.
Права и обязанности ребёнка в семье
Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать
и соотносить ситуации с нормами семейного права; проанализировать права и обязанности
ребёнка в семье.
Основные понятия: семейный кодекс РФ, семья, права и обязанности родителей и детей.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с
документами; рассмотрение ситуации в соответствии с нормами семейного права практикум –
«Права и обязанности ребёнка в семье».
Тема 12
.“Нет – дороге в ад” Профилактика ЗОЖ
Цель: Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни,
выявление его преимущества для личности и общества, воспитание сдержанности,
самообладания, сильной воли и характера, стремление к совершенствованию и борьбе против
негативных явлений. Профилактика наркомании, курения, приобщения к алкоголю.
Формы и методы проведения занятия: Лекция с элементами обсуждения, презентация, игра.
Тема 13.
Статус ребёнка в уголовных правоотношениях. За всё ли мы в ответе
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести
ситуации с нормами права; выяснить в чём заключается ответственность по уголовному праву;
проанализировать с какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних
за все виды преступлений.
Основные понятия:
правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина,
уголовный кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа; метод «Займи позицию»; практикум.
Тема 14.
Полиция: структура, права и обязанности
Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и
обязанности полиции, обсудить проблемы российской полиции.
Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая
служба, отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа, метод «мозговой штурм»; практикум.
Тема 15.
Проступок. Правонарушение. Преступление.
Цель: сформировать представление учащихся о проступке и правонарушении. Выяснить, что
такое преступление, каковы признаки преступления.
Основные понятия: преступление, проступок, правонарушение.
Формы и методы проведения занятия: показ презентации, беседа.
Тема
16.
Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.
Цель: выяснить, что такое шалость, злонамеренный поступок, вандализм. Проанализировать
данные понятия и выяснить их отличия. Отметить, чем опасен вандализм.
Основные понятия: шалость, злонамеренный поступок, вандализм.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения.
Тема 17.
Ролевая игра “Поверь в себя” Ролевая игра “Поверь в себя”
Цель: Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, формирование культуры
права и обязанностей детей и взрослых в семье , развивать навыки дискуссии.
Формы и методы проведения занятия: игра
Тема 18.
Я - гражданин страны. Патриот
Цель: познакомить учащихся с понятием «гражданин». Выяснить каковы права гражданина,
дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства. Рассмотреть главные
обязанности гражданина. Выяснить какого человека можно считать достойным гражданином
своей страны. Определить есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот».
Основные понятия: гражданин, патриот
Формы и методы проведения: работа по группам, учитель предлагает заранее каждой группе
отдельное конституционное право или обязанность и просит подобрать материал из газет,
журналов, телевизионных передач об их нарушении или соблюдении. На уроке каждая команда
докладывает о проделанной работе, при этом разъясняет суть права или обязанности в
трактовке Конституции
Тема 19.
Почему я должен следовать закону?
Цель: сформировать представление учащихся о важности соблюдения закона и уважения
права в стране. Рассмотреть отдельные проблемы преступности, наказуемости. Обратить
внимание на обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона,
крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в
результате физического принуждения и проч.).
Основные понятия: закон, преступление, наказание.
Формы и методы: лекция с элементами обсуждения; с использованием «мозгового штурма»
разработать систему мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению. Обучаемые
обращают внимание на то, какие правонарушения в настоящее время наиболее распространены
и каким образом можно остановить их рост.
Тема
20.
Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность
несовершеннолетних
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды
сделок о договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и
соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решать
юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право
собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа; практикум.
Основные понятия: закон, преступление, наказание. Формы и методы: лекция с элементами
обсуждения; с использованием «мозгового штурма» разработать систему мероприятий по
борьбе с преступностью, ее предупреждению. Обучаемые обращают внимание на то, какие
правонарушения в настоящее время наиболее распространены и каким образом можно
остановить их рост.
Тема20.
Знаешь ли ты право
Цель: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить
умение работать в группе, слушать мнение других людей.
Формы и методы проведения занятия:
Интеллектуально-правовая игра
7. Результаты ожидаемые от реализации программы
Реализация
программы
воспитания
правосознания
и
формирования
законопослушного
поведения
подростков
призвана
способствовать
формированию у них правовой культуры и законопослушности. В результате
подростки должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими
знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушными;
- быть толерантными во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг,
справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно недопущение детьми
совершения
преступлений
и
правонарушений
в
дальнейшей
жизни;
формирование положительной мотивации детей на исполнение правил, законов,
учебную деятельность.
8. Основные понятия кружка
«Закон и Я»
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям,
бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и
счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и
реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с
чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие
реализацию конституционных социально-экономических и социально-
политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого
государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как
критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных
положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая
декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод,
рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории
граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо
убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к
обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством,
которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов
всеми государственными органами, должностными лицами, общественными
организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов
государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то
специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые
к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция,
только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих
его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая
целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений
(моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих
правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять
человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил
поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная
возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека
и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на
высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими
интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится
полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие
дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для
борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и
поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный
на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма
применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений
общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение
результатов чужого труда.
Приложение
Правовой час «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию отрицательного отношения к
противоправным поступкам
ЗАДАЧИ: обобщить знания ребят об основных правах и обязанностях ребёнка; разделить
понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; побуждать детей к
защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать
формированию активной жизненной позиции.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Раздать слова для сценок в ролях: отец, сын, ученик, учитель, Маугли, Гарри Поттер),
предварительно провести конкурс рисунков «Мои права»,повесить рисунки на доску или
разместить на стенде, разместить на плакате
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
20 ноября- Всемирный день прав ребёнка
Конвенция «О правах ребёнка» (1989 г)
Дети- все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства ( ни один ребёнок
не должен подвергаться жестокому обращению и оскорблению)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища , тайну переписки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1.
Игра «Имена».
2.
«Право на имя» интерактивная беседа.
3.
«Конвенция о правах детей.»
4.
Ролевая игра «Юридическая консультация».
5.
«Права и обязанности» - разбор ситуаций .
6.
Подведение итогов.
1.
ИГРА «ИМЕНА»
Ребята, 20 ноября Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята
международная конвенция «О правах ребёнка».
Сегодня мы поговорим о правах детей.
Но сначала поиграем в игру «Имена».Сейчас по цепочке каждый встаёт и говорит своё имя
и прилагательное к нему. Например я начинаю первой. Татьяна - терпеливая.
( по очереди дети говорят имена и прилагательные к ним).
2.
Интерактивная беседа «Право на имя»
Воспитатель- Ребята имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?
Дети- Конечно имеем.
Учитель - А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Дети- Наши имена записаны в свидетельстве о рождении.
Учитель - Правильно, а что ещё там записано?
Дети- Там написаны наши фамилии, имена родителей.
Учитель - Правильно, а ещё там написано, что вы – являетесь гражданами России. А это
значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А
какие ещё есть у вас права? Где они записаны? Кто их утрверждал?
Примерные ответы детей-
-В Конституции, законах, указах и т.п.
-Разрабатывали президент, депутаты..
«КОНВЕНЦИЯ О ТВОИХ ПРАВАХ»
Ребята, все права детей записаны в специальном документе , Конвенции «О правах
ребёнка». Этот документ приняла20 ноября 1989 года Организация Объединённых наций.
Это авторитетная международная организация возникла после второй мировой войны,
которая отняла у десятков миллионов людей их главное право, право на жизнь. Чтобы не
допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию
Объединённых Наций.
Наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные
бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые не могут противостоять всем этим опасностям,
но самыми беззащитными оказываются дети. Они и в мирное время нуждаются в особой
заботе государства. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах
ребёнка».
Конвенция-это соглашение. Это значит, что все государства , которые подписали эту
Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей? ( Воспитатель показывает на плакате какие права есть у
детей. Читают).
РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ - ЮРИСТЫ»
Когда нарушаются наши права, мы идём в юридическую консультацию, к юристу.
Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают
законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить свои права, защитить
себя от произвола и самоуправства. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Юридическая
консультация».Итак. Вы юристы и помогаете людям, даёте разъяснения по нарушению
прав. Некоторые из прав написаны на плакате. Посмотрите на них, послушайте пришедшего
за советом и помогите ему. Начинать совет нужно так-« Согласно Конвенции «О правах
ребёнка»…..»
М а у г л и. Так получилось, что я жил среди животных и птиц, в лесу. Потом я попал к
людям. Имею ли я такие же права как все дети?
Примерные ответы детей:
-Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо в
возрасте до 18 лет. Вам ещё нет 18, значит вы – ребёнок и можете иметь те же права, как и
все дети.
М а у г л и. Но я не умею говорить на человеческом языке. Я жил с дикими зверями и
говорю на их языке. Люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным.
Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет право унижать ваше
человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет право подвергать вас жестокому
обращению, насилию, оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на свободу передвижения.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на медицинское обслуживание,
образование, развитие своих способностей.
Г а р р и П о т т е р .Мой опекун постоянно перехватывает письма, адресованные мне и
читает их. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на личную жизнь ,
на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на уважение его
личного достоинства.
Учитель - Как вы думаете, ребята, почему нарушаются права детей?
Примерные ответы детей:
-не все знают права детей
-не считают детей полноценными людьми
-не уважают детей, считают их глупыми.
УЧИТЕЛЬ:
-Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями,
не уважают детей, поэтому и не соблюдают их прав.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Разбор ситуаций.
УЧИТЕЛЬ:
У каждого человека есть права. Но воспользоваться ими можно только тогда, когда не
нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого
человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
СЦЕНКА 1
-отец- Сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
-сын- А я имею право на отдых и досуг, я привык отдыхать с громкой музыкой!
УЧИТЕЛЬ:
Пожалуйста, помогите разобраться кто в чём не прав?
ДЕТИ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине, он не уважает права других людей.
СЦЕНКА 2.
- учитель : Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
-Дима : - Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено
насилие над детьми!
УЧИТЕЛЬ: - Объясните Диме, в чём он не прав.
ДЕТИ: - Кроме прав у Димы есть и обязанности – дежурного ( как и всех детей класса). Кроме
того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют,
если не нарушают права других.
СЦЕНКА 3.
Учитель – Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики. Ведь дети её только что
помыли!
Иванов – И что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
УЧИТЕЛЬ:
- Кто пояснит Иванову его права и обязанности?
ДЕТИ:
- Другие дети имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других
учеников.
( можно разобрать ещё пару ситуаций)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Итак, сегодня вы побывали в роли юристов, разбирали ситуации, узнали о Конвенции «О
правах ребёнка». Как вы считаете, нужно ли знать свои права?
Ответы детей:
- Знать свои права очень полезно - это даёт уверенность в себе
- понравилось разбирать ситуации
-свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать права других
людей
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
Цели: способствовать формированию умения открыто выражать своё отношение к
одноклассникам; развивать умение принимать решения самостоятельно, способствовать
правильному выбору в жизни.
Оборудование: чистые листы бумаги, дерево, сделанное из бумаги, на стене плакат со
строками стихотворения:
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую
Взвесь волю твёрдую, -
Каким идти?
-УЧИТЕЛЬ
- На сегодняшнем занятии мы с вами поиграем. Для начала возьмите чистые листы, которые
лежат у вас на столах. Согните лист пополам, оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.
Теперь оторвите нижний левый уголок. Далее оторвите кусочек в центре. Разверните свои
листы и посмотрите, сравните с листами соседей. Одинаковые они получились? Одинаковые?
НЕТ!
- Какой же вывод можно сделать из этого? ( у всех ребят получилось что-то своё)
Так и в жизни: каждый человек индивидуален, это неповторимая личность, и на всей земле
больше такой не существует.
Игра «День - ночь».
Делимся на 2 команды. Первая команда- «День» встают спинами друг к другу, а ребята из
команды «Ночь» становятся внешним кругом напротив участников команды «День».
Получаются пары. Задача участников найти по 3 сходства и по 3 отличия. По команде ведущего
участники круга «Ночь» совершают переход влево. Так продолжается до тех пор, пока все не
вернуться на своё место.
Вывод: Люди друг на друга настолько похожи, насколько отличаются друг от друга.
Игра «Чёрное и белое», ( или расскажи мне обо мне).
Команды выстраиваются друг напротив друга. Одна команда будет говорить На ухо
проходящему через переход только его хорошие качества, а другая команда его плохие
качества. Игра проходит до тех пор пока каждый не пройдёт.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.
-Какое качество вас заинтересовало: хорошее или плохое? Почему?
-Какую сторону хотелось слышать? Почему?
Каждый из вас сейчас смог услышать, что о вас говорят в классе, то есть в обществе, хоть и
маленьком. Вряд ли это оставило вас равнодушными. Значит , когда вы говорите человеку о его
качествах, это для него очень важно.
Вывод: Каждому человеку хочется услышать о разных качествах своего характера, но всё же о
себе хочется услышать больше хорошего. А это значит надо быть таким, а для этого
воспитывать и развивать в себе хорошие качества.
Игра «Дерево жизни».
Для этого упражнения нам понадобятся 3 маленьких листочка. Напишите на каждом из них
по одной жизненной ценности, которыми вы дорожите больше всего. Теперь разложите
ценности на своём столе. Если ценности схожи, то выкладывайте их по горизонтали в одну
линию в разные стороны. Если ценности разные, то располагайте их по вертикали.
-Что у нас получилось?
- На что похожа эта фигура? ( на дерево нашей жизни, которое состоит из ценностей
каждого ученика класса.)
А теперь давайте расположим эти ценности на нашем дереве жизни ( при помощи кнопок
крепятся листочки с написанными ценностями).
Сейчас каждый из вас подойдёт и возьмёт по одной ценности, самой важной для него.
Например, если вы выбрали здоровье, то вы должны забрать все листочки , на которых
написана эта ценность.
На следующем этапе вы должны нарисовать на чистом листе ту ценность, которую вы
выбрали и не подписывать её, передать соседу слева, чтобы он по вашему рисунку смог
догадаться какую ценность вы имеете в виду и на обратной стороне написать название
жизненной ценности. Листочек передаётся до тех пор, пока свой не вернётся к себе.
(Обсуждение нарисованного и написанного).
Вывод: Оказывается каждый из нас может без слов объяснить, что имеет какую-то ценность
и дорожит ею.
-Ребята, как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как?
И ещё одна игра. Снова пишите по три ценности на отдельных листочках.
Представьте такую ситуацию: вы поссорились с родителями, ушли из дома и сильно страдаете.
У вас плохо на душе, нет денег на еду… и тут… вам встречается такой человек, который, по его
словам, хочет вам помочь. Он обещает, что через некоторое время всё забудется, не будет
никаких печалей и забот, если вы попробуете наркотики, пойдёте на кражу и у вас будет еда.
Вы согласились. Вам действительно стало легче…Но через некоторое время у вас опять
появились проблемы и вы уже сами ищете того «доброго» человека, вам необходимо опять
забыться…Вы уже зависите от наркотиков. Но за это вы должны расплатиться одной из
ценностей. Отдайте по одной из своих ценностей.
В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. Отдайте
ещё одну ценность. В другой раз вы готовы сами отдать последнюю свою ценность. Больше у
вас не осталось ценностей и придётся отдать свою жизнь.
Задумайтесь, какой выбор у вас? Какой путь выберете вы? Вас всегда будет стоять соблазн
выбора лёгкого пути или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения.
ПРАВОВОЙ ТУРНИР
1. РАЗМИНКА.
- Назовите основные государственные символы.
Герб, флаг, гимн.
- Что такое право?
Право – совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные
отношения между людьми.
- Назовите Основной закон государства.
Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и
обязанности граждан, гарантии этих прав.
- Что такое преступление?
Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
- Что такое алиби?
В уголовном процессе – обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого), если
он в момент совершения преступления находился в другом месте.
- Что такое презумпция невиновности?
Положение, согласно которому обвиняемый(подозреваемый) считается невиновным, пока его
вина не будет доказана в установленном законном порядке.
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления
исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную
ответственность с 14 лет.
конкурс ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
- Очень часто правонарушители и преступники говорят в своё оправдание, что они не знали,
что им за это будет, то есть не знали закона. Применяется ли к ним наказание в таком случае?
Незнание законов никогда не освобождает от ответственности!
-Распространённое правонарушение в школе – вымогательство денег. Каким кодексом
определяется за него наказание? И какое?
Наказание определяется уголовным кодексом. При угрозе – до 3 лет лишения свободы, при
неоднократном вымогательстве – до 7 лет, особо опасное – рэкет, до 15 лет.
- Подростки 12-14 лет жестоко избили своего товарища. Какая мера будет к ним принята?
Отправка в спецшколу.
-Применение в речи нецензурной лексики. Так ли это безобидно? Что это правонарушение или
преступление?
Это всё-таки преступление, за которое полагается либо штраф, либо лишение свободы до 3
лет.
БЛИЦКОНКУРС
1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
2. Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать)
3. Уголовное преступление, описанное в произведении О. Генри «Вождь краснокожих».
(Киднеппинг)
4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера)
5. Посредник в спорах несудебного характера. (Арбитр)
6. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое путём угроз и насилия. (Рэкет)
7. Государственное преступление, особо опасное , выражающееся в похищении, передаче
сведений, представляющих государственную тайну. ( Шпионаж)
ЛИТЕРАТУРНО – ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Бедной девочке запрещено участвовать
в играх и забавах своих сестёр. Какая статья Конвенции была нарушена?
( если бы события происходили в нашей жизни?)
Статья 31. Право ребёнка на отдых и досуг.
2. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое
царство. Что нарушено?
Нарушается статья 11 Конвенции « О правах ребёнка». Она предусматривает принятие мер
для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь
нарушается и статья 16 Конвенции.