Напоминание

Психологическая диагностика экологического сознания в отечественной науке


Авторы: Мосейчук Юлия Дмитриевна, Елена Васильевна Фалунина
Должность: ФГБОУ ВО "Братский государственный университет"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Братский государственный университет"
Населённый пункт: Факультет магистерской подготовки (г. Братск)
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическая диагностика экологического сознания в отечественной науке
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕНОЙ НАУКЕ

Мосейчук Юлия Дмитриевна

Магистрант факультета магистерской подготовки

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»

Фалунина Елена Васильевна

Доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»

Аннотация:

в

данной статье поднимается проблема психологической

диагностики экологического сознания у студентов педагогических колледжей,

нашедшая своё отражение в современной отечественной науке. Показана

значимость

изучения

знаниевой

содержательной

гносеологического

компонента

в

структуре

экологического

сознания

личности,

а

также

эмоционально-чувственной (аксиологической) и деятельностно-поведенческой

(праксиологической) составляющей исследуемого психологического феномена.

Ключевые слова:

экосознание; компоненты структуры экосознания;

психодиагностика экологического сознания личности.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIAN SCIENCE

Moseychuk Yulia Dmitrievna

Master's student of the Faculty of Master's Training

Bratsk State University

Falunina Elena Vasilyevna

Doctor of Psychological Sciences, Professor

Bratsk State University

1

Abstract:

this article raises the problem of psychological diagnostics of

ecological consciousness among students of pedagogical colleges, which is reflected

in modern Russian science. The importance of studying the knowledge of the content

of the epistemological component in the structure of the ecological consciousness of

the individual, as well as the emotional-sensory (axiological) and activity-behavioral

(praxiological) component of the psychological phenomenon under study is shown.

Keywords:

eco-consciousness;

components

of

the

structure

of

eco-

consciousness; psychodiagnostics of the ecological consciousness of the individual.

Проблема изучения экологии сознания является актуальной в современном

мире в связи с увеличением влияния жизнедеятельности

современного

технократического и постиндустриального общества на живую природу.

Негативное воздействие жизнедеятельности человека на окружающую среду

настолько возросло, что в скором времени это может привести к негативным

последствиям для всего человечества в общемировом масштабе. Для того,

чтобы избежать наихудших сценариев, необходимо решить экологические

проблемы

через

все

имеющиеся

сферы

научной

и

профессиональной

деятельности

– технические,

политические,

социальные, экономические,

медицинские, образовательные. Человек, как феномен живой природы, с одной

стороны, неизбежно является её составляющей частью; а с другой – есть

первопричина всех негативных изменений и проявлений в природе, которые

происходят в окружающей нас действительности. Причина тому – низкий

уровень развития экологического сознания общества.

Феномен экологического сознания рассматривался в трудах Н.Н. Вересова,

Л.И. Греховой, А.П. Сидельковского и др. В ряде работ отечественных учёных

рассматриваются

психологические

аспекты

формирования

экологической

культуры (С.А. Дерябо, В.А. Ясвин и др.). В трудах Л.И. Божович,

Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн –

2

исследовались

факторы

антропогенной

деятельности

на

формирование

экологического сознания и др.

Основная гипотеза нашего исследования

предполагала, что уровень

экологического сознания у студентов педагогических колледжей возможно

изучить

посредством

психодиагностических

методик,

разработанных

в

отечественной психологической науке и образовательной практике.

Теоретическим

обоснованием

темы

выступили

научные

труды

отечественных и зарубежных ученых: С.Н. Глазачева, Е.И. Глебова, В.А.

Гречушкина, Г.Е. Дулатовой, И.Д. Зверева, Т.В. Иванова, О.Е. Калининой и др.

В работе был подобран и апробирован комплекс методик, проверенный

практикой в отечественной науке:

1) Методика «ЗнаниЯ» (О.В. Полосуева);

2) Методика «Ценность природы» (О.В. Полосуева);

3) Методика «Я и природа» (С.В. Жданова);

4) Методика «Моя помощь» (С.В. Жданова);

5) Методика «Я и моя жизнь – как частица природы» (О.В. Полосуева);

6) Методика «Уровень развития экологического сознания» (авторская);

7) Методика «Дифференциально-диагностический опросник личности»

(Е.А. Климов);

8) Методика «Эннеотип личности» (Г.И. Гуджиев).

Предназначение методик представлено в следующем порядке:

- изучение гносеологического компонента в структуре экологического

сознания предусмотрено методикой 1 – «ЗнаниЯ» О.В. Полосуевой;

- изучение аксиологического компонента в структуре экологического

сознания

предусмотрено

методикой

2

«Ценность

природы»

О.В. Полосуевой;

- изучение праксиологического компонента в структуре экологического

сознания – представлено методиками 3 «Я и природа» и методикой 4

«Моя помощь» С.В. Ждановой;

3

- для изучения уровня сформированности экологической культуры

личности как следствия высокого уровня развития экосознания в работе были

использованы две методики с интегративными показателями – методика 5 «Я и

моя жизнь – как частица природы» О.В. Полосуевой, и методика 6 «Уровень

развития экологического сознания»;

- индивидуально-личностный аспект, как предрасположенность человека к

развитию

экологического

сознания

возможно

изучить

методикой

«Дифференциально-диагностический

опросник

личности»

Е.А.

Климова,

ориентированной на выявление внутрипсихологических связей личности с

миром профессий и позволяющей определить природные предпосылки к

выбору того или иного типа труда, ориентируя респондента на одно/два (из

пяти предложенны) направления работы («Природа», «Техника», «Знаковая

система», «Человек», «Искусство»); и методикой «Эннеатип личности»

Г.И. Гуджиева, изучающей природообусловленные интересы и склонности

человека к природоохранной и природосохранной деятельности, причиной

чему являются особенности структуры индивидуально-психической активности

человека,

связанные

с

высоким

уровнем

сформированности

порога

эмоциональной чувствительности в сфере жизнедеятельности.

Представленный и научно-обоснованный комплекс психодиагностических

методик

предложен

к

внедрению

в

образовательную

практику

профессионального образования в воспитательной работе со студентами

педагогических колледжей города Братска.

Список литературы

1. Фалунин А.Ф., Никифорова В.А., Фалунина Е.В. Экология сознания как

междисциплинарное научное направление. // WORLD SCIENCE: PROBLEMS

AND

INNOVATIONS:

сборник

статей

LVI

Международной

научно-

практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. –

314 с. С. 171 – 174.

4

2. Фалунин

А.Ф.,

Никифорова

В.А.,

Фалунина

Е.В.

Становление

экологической психологии как области научного знания. // Материалы I

Всероссийской

научно-практической

конференции

проблемы

развития

регионов Сибири. Труды Братского государственного университета Серия

«Гуманитарные и социальные науки». – Братск : БрГУ, 2021. – 189 с. – С. 156-

159.

3. Фалунин

А.Ф.,

Никифорова

В.А.,

Фалунина

Е.В.

Психология

экологического сознания: экологический подход в изучении человека и

окружающей среды. //

Молодая мысль: наука, технологии, инновации:

материалы XII (XVIII) Всероссийской научно-технической конференции. –

Братск: Изд-во БрГУ, 2021. – 367 с. – С. 145-150.

4. Фалунин А.Ф., Никифорова В.А., Фалунина Е.В. Экология сознания, как

основа экологической культуры студентов колледжа. // Молодая мысль: наука,

технологии,

инновации:

материалы

XIV

(XX)

Всероссийской

научно-

технической конференции. – Братск: Изд-во БрГУ, 2022. – 325 с. С.310-318.

5. Фалунин А.Ф., Никифорова В.А., Фалунина Е.В. Формирование

экологического сознания студентов колледжа как проблема современного

образования. // Молодая мысль: наука, технологии, инновации: материалы XIV

(XX) Всероссийской научно-технической конференции. – Братск: Изд-во БрГУ,

2022. – 325 с. С.133-140.

5



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники