Автор: Воронова Валентина Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№8 г. Томмот
Населённый пункт: РС(Я) г. Томмот, Алданский район
Наименование материала: Самоонализ социального педагога
Тема: Распространение опыта работы
Раздел: полное образование
Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога МБОУ
СОШ№8 г. Томмот Вороновой Валентины Ивановны.
2022г.
Я, Воронова Валентина Ивановна (28.08.1954 г.р.), работаю социальным педагогом в
МБОУ «СОШ№8» с 1997 года. В 1976 году окончила Иркутский политехнический
институт по специальности горный инженер обогатитель. Прошла курсы повышения
квалификации. Присвоена квалификация – социальный педагог. В настоящее время
занимаю должность - социального педагога. Общий трудовой стаж 45 лет, стаж
педагогической работы по специальности-25лет., стаж работы в данном учреждении -25
лет. Имею первую квалификационную категорию с 2002-2003 учебный гогд. Последняя
аттестация 12.02.2018г.
Главными целями в моей работе являются:
социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности,
духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную человека,
умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье,
их интересы, отношения с семьёй и их товарищами. Такое знание помогает понять истоки
трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в
умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их
воспитанности.
Для успешной работы у меня имеется пакет документов (в соответствии с инструкцией
об организации и порядке ведения в общеобразовательных учреждениях системы учета
обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении):
1.
Должностные обязанности социального педагога.
2.
Социальный паспорт школы.
3.
Социальные паспорта учащихся и их семей.
4.
Социальные паспорта классов.
5.
План работы социального педагога.
6.
Анализ работы социального педагога за прошедший год.
7.
Сведения о несовершеннолетних детях, находящихся под опекой
(попечительством).
8.
Сведения о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и на учете в
подразделении по делам несовершеннолетних Братского ОВД.
9.
Сведения о педагогически несостоятельных семьях.
10. Списки малообеспеченных, многодетных, неполных семей.
11. Список детей с ограниченными возможностями в здоровье.
Правовой основой воспитательной деятельности являются следующие нормативные
документы:
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Жилищный кодекс.
Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1999 года. «О неотложных мерах
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»
Ф3 № 12 от 13.01.1996 года «Об образовании»
Ф3 № 124 от 24.07.1998 года « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Ф3 № 181 от 24.11.1995 года « О социальной защите инвалидов»
Ф3 № 120 от 21.05.1999 года « Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
Ф3 № 159 от 21.12.1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения взрослых»
Устав школы
Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов
ребёнка в педагогическом коллективе, среди родителей и лиц их заменяющих, среди
учащихся, я создала методическую копилку разработок, выступлений, бесед по
пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании в школьной среде, плакаты.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как:
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты,
дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других
категорий).
Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в
социуме. На начало года провожу социальную паспортизацию классов и составляю
социальный паспорт школы. Анализирую образовательный уровень родителей учащихся,
создаю банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составляю
списки многодетных семей, опекаемых детей.
Большое место в моей работе занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей. В школе обучается 10 детей, находящихся под опёкой. Традиционными стали
посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в октябре, апреле.
Документы подаю в социальную защиту г. Алдан.
В настоящее время осваиваю компетентностный подход в образовании и в воспитании.
Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не
информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.
Ведется индивидуальная работа с несовершеннолетними и их педагогически
несостоятельными семьями. На начало года в школе было зарегистрировано 4
педагогически несостоятельных семьи. совместно с классными руководителями провожу
посещения на дому данных семей (2 раза в год, а по необходимости и чаще), провожу
консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения (10), провожу
консультации для родителей по вопросам охраны прав детства, о правовой
ответственности за несоблюдение родительских обязанностей.
В течение трёх лет мною было проведено более 300 консультаций для учащихся школы и
их родителей.
Для учащихся: по проблемам успеваемости, поведения в школе и вне школы,
конфликтных ситуаций, посещаемости уроков, оформления документов.
Для родителей: по проблемам взаимоотношений опекунов и опекаемых, уклонения
родителей от воспитания детей, по поводу поведения детей в школе и во внеурочное
время, пропусков занятий детьми без уважительных причин.
Для учителей: по проблемам необъективно поставленной оценки знаний учащегося,
некорректного обращения с учениками, оказания помощи в проведении классных часов и
внеклассных мероприятий.
Важное место в моей деятельности занимает работа по профилактике правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних, социальная защита прав ребенка, социальная
поддержка детей и подростков, системное проведение мероприятий по нормализации
социальной жизни несовершеннолетних. Для этого совместно с заместителем директора
по воспитательной работе школы разработала программу «Социально-педагогическое
сопровождение образовательного процесса в «МБОУ СОШ №8». Программа включает
мероприятия образовательно-воспитательного характера: беседы с учащимися;
распространение информационно-методического материала для учащихся, педагогов и
родителей; просмотр видеофильмов, родительские собрания, конференции, круглые столы
и т.д. Диагностического характера: составление социальных паспортов; мониторинг
занятости и правонарушений, анкетирование и т.д. Организационно-коммуникативного:
составление планов; участие в заседаниях КДН; подготовка и проведение заседаний
профсовета и т.д. Далее следует- охранно-защитная и посредническая функции
реализации программы, это изучение нормативно-правовых документов, разбор
конфликтных ситуаций в семье, в классе, в школе.
В течение 5 лет ведется мониторинг образовательного процесса, где отслеживаются
учащиеся, состоящие на учете в ПДН, в школе.
Анализ состояния правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ СОШ №8
Содержание
2019
С
января
по май
2019
С
сентября
по
декабрь
2020
С
января
по май
2020
С
сентябр
я по
декабрь
2021
С
января
по
май
2021
С
сентября
по
декабрь
2022
С
января
по
май
2022
С
сентября
по
декабрь
Всего учащихся
368
366
366
347
351
364
364
372
Правонарушений
0
4
0
0
2
0
0
1
Участников
правонарушений
0
4
0
0
3
0
0
1
Учащихся,
состоящих на учёте
ПДН
1
4
3
2
2
2
4
4
Учащихся,
состоящих на учёте
КДН
0
0
1
0
2
2
4
0
Учащихся,
состоящих на учете
ВШУ
11
10
11
7
3
3
6
5
Данная категория учащихся, требует повышенного педагогического внимания, и
состоит на особом контроле у классных руководителей, школьной социально - психолого -
педагогической службы.
В течение года целенаправленно веду работу по вовлечению несовершеннолетних во
внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.).
Из 5 несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, в течение года все дети
занимаются в городских учреждениях дополнительного образования.
Организовала кружок «Подросток», членами которого являются дети группы риска. В
клубе имеются свод правил, обязанности, права. На еженедельном сборе клуба проводятся
профилактические беседы, тренинги, диагностика; проходят встречи с представителями
правоохранительных органов, специалистами, интересными людьми.
Дети из педагогически несостоятельных семей особо нуждаются в дополнительном
образовании, организованной занятости во внеурочное время. С начала учебного года
веду работу с данными семьями по вовлечению детей в кружки и секции, чтобы оградить
их от совершения правонарушений. Некоторые ребята достигли определенных
результатов в дополнительных занятиях. Дети с удовольствием посещают кружки, что
положительно сказывается на их воспитании и обучении.
В современном обществе необходимым условием выживания является не только
коммуникабельность, но и быстрое освоение новейших технологий. В своей работе
использую Интернет – ресурсы (просматриваю сайты при подготовке к
профилактическим мероприятиям, родительским собраниям), создаю медиапрезентации,
зарегистрировалась в сообществе социальных педагогов, где участвую в обсуждении
проблем, новинок в работе.
С коллегами нахожусь в доброжелательных отношениях. Оказываю помощь в работе по
разным вопросам, делюсь опытом.
Педагогическая деятельность предполагает непрерывное самообразование и рост
профессиональной компетенции. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень,
изучая нормативные документы, методическую литературу, посещая городские семинары
социальных педагогов. Так в октябре посетила семинар «Профилактика наркомании в
молодежной среде. Использование СМИ в качестве инструмента для связи с
общественностью», проводимый Центром профилактики наркомании.
Провожу профилактические мероприятия с приглашением специалистов из СПИД-центра,
инспекторов ПДН ГОВД; участковых инспекторов и т.д.: классные часы, общешкольные
родительские собрания.
Проблемное поле:
1.
Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
2.
Снижается возраст риска (дети до 9 лет).
3.
Посещаемость учащихся.
4.
Нет необходимых средств для оказания более действенной помощи детям из
малообеспеченных семей.
Возможные пути преодоления недостатков:
1.
Продолжать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического
сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении.
2.
Усилить профилактическую работу с несовершеннолетними, совместно с
психологом школы проводить раннюю диагностику.
3.
Полное выполнение совместного плана работы всех служб профилактики города и
школы и его реализация.
4.
Привлечение спонсорских средств для оказания помощи остронуждающимся
детям.