Автор: Малютина Олеся Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАУО "Надежда" Населённый пункт: город Нижнекамск, Татарстан Наименование материала: конспект занятия Тема: Белая-белая сказка Раздел: среднее профессиональное
Малютина Олеся Юрьевна
педагог- психолог
Муниципальное Автономное Учреждение Образования «Надежда»
Занятие в сенсорной комнате по развитию и коррекции когнитивной сферы у детей дошколь-
ного возраста со сложной структурой дефекта
Тема: “Белая-белая сказка”
Задачи :
1.
Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные,
слуховые, тактильные ощущения при восприятии зимних явлений.
2.
Развивать и корректировать произвольность познавательных процессов.
3.
Развивать зрительное, тактильное, слуховое восприятие, аналитико-синтетическую дея-
тельность, образную память.
4.
Развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, ис-
пользуя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.
5.
Развивать и корректировать операции ассоциативного мышления, воссоздающего вообра-
жения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с зимними
явлениями.
6.
Формировать активные, гибкие представления о зимних явлениях.
7.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование
1.
Интерактивные панели сенсорного оборудования.
2.
Дополнительно к комплекту оборудования сенсорной комнаты : цветик-семицве-
тик, пиктограммы основных эмоций, чудесный мешочек, плоскостные геометриче-
ские формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), предметные картинки с
изображением природных явлений, птиц, животных, растений, одежды зимнего, осен-
него, летнего сезонов года (по 3 на каждого ребенка).
Ход занятия:
Основные части занятия, цели,
оборудование
Ход занятия
1. Вводная часть
- упражнение “Моё настроение”
(психогимнастика)(оборудование:пик-
тограммы
эмоций
радости,
грусти,
злости)
Цель: создать положительный настрой
на
занятие,
закреплять
знания
об
основных эмоциях.
-игра “Кто я?” (психогимнастика) (обо-
рудование:мяч)
Цель:
развивать
самосознание
на
основе упражнения в самоопределе-
нии
относительно
родственных
свя-
зей, пола, социума, возраста.
Психолог:
-
С
каким
настроением
вы
пришли
на
занятие?
(расскажите, покажите)
-
С каким настроением я вас встречаю?
Я очень
рада видеть вас. У меня есть два друга-колобка. По-
смотрите, какое у них настроение? (грустное, серди -
тое, злое…). Какое настроение возьмем с собой на
занятие? (веселое, хорошее, радостное…)
- Расскажем колобкам- кто мы? Поиграем в игру “Кто
я?”, поможет нам веселый мяч (дети по очереди ло-
вят мяч и отвечают на вопрос: “Кто ты?”: мальчик, де-
вочка, ребенок, человек, внук, сын, брат, друг, мы –
люди).
-
Сегодня в нашей волшебной комнате вырос вол-
- постановка темы, цели занятия, сюр-
призный момент
(дневной свет, цве-
тик-семицветик)
- умственная разминка “По цветным
дорожкам”(оборудование:
чудесный
мешочек с геометрическими формами,
предметные картинки по сезонам года)
Цель:
концентрация
внимания,
за-
креплять навыки подбора предметов к
материалу изготовления, геометриче-
ской форме, развивать тактильно-дви-
гательное восприятие, активизировать
представления
об
основных
призна-
ках зимы, осени, лета.
2.
Основная часть.
-“Зимняя сказка” (оборудование: голу-
бой
фонарь,
интерактивные
панели
“Столбики”, “Телевизор”, “Водопад”)
Цель: развивать операции ассоциатив-
ного мышления на основе упражнения
в сравнении оборудования комнаты с
зимним периодом, развивать гибкость,
активность
представлений
о
природ-
шебный цветок (педагог показывает цветок), все ле-
пестки у него разного цвета (дети называют цвета).
Он волшебный – помогает путешествовать. Хотите
отправиться в путешествие? Какое сейчас время года?
Предлагаю вам отправиться в путешествие в зимнюю
сказку. Согласны?
-
До волшебного цветика-семицветика можно дой-
ти по цветным дорожкам. На каждой дорожке – 3 кле-
точки, пройдете их, если выполните задания (дети
передвигаются по клеточкам дорожек, выполняя зада-
ния):
1.
Игра “Один – много” (педагог называет предмет в
единственном числе, дети - во множественном): ве-
тер- ветры, мороз -морозы, сугроб – сугробы….
2.
“Подбери предмет” (педагог называет материал
изготовления, дети – предметы, сделанные из этого
материала)
-
Что
бывает
стеклянным
(деревянным,
пласт-
массовым, железным)?
3.
“Чудесный мешочек” (педагог предлагает детям
на ощупь определить геометрические формы, подо-
брать предметы к данной форме)
4.
“Сезоны года” (дети выбирают из группы пред-
метных картинок картинки по теме “Зима”, объясняя
свой выбор, называют к какому времени года относят-
ся оставшиеся картинки)
Психолог:
-
Вот мы и дошли до цветика-семицветика. Какого
цвета
лепесток
поможет
нам
попасть
в
зимнюю
сказку? (белого). Взялись дружно за руки, произно-
сим волшебные слова-заклинания:
Лети, лети лепесток
Как весенний ветерок
Лишь коснешься ты земли –
В зимнюю сказку нас перенеси.
-
Все вокруг белым-бело
Много снега намело
-
Где лежит снег? (на земле белым одеялом, на де-
ревьях, домах, намело сугробы)
-
Какой снег зимой? (холодный, белый, блестящий,
сверкающий,
искрящийся,
хрустящий,
пушистый,
легкий, чистый – грязный, мокрый)
-
Каким цветом зимой солнце? (белым, голубым).
Почему? (светит, но не греет, холодное).
ных
явлениях,
основных
признаках
зимы
- Физ/минутка “Игры зимой” (обору-
дование: аудиокассета “Времена года”
– “У камелька”)
- игра “Зимний лес” (оборудование:
интерактивная
панель
“Столбики”,
тактильная панель)
Цель: развивать ассоциативное мыш-
ление, зрительно- тактильное воспри-
ятие на основе упражнений в ассоциа-
ции
образцов
панели
с
животными,
птицами зимнего леса, определяя при-
знаки их сходства и отличия
-
А это что зимой? (столбики) – деревья
-
Что это у деревьев? (стволы, макушки, корни).
-
Какие деревья зимой? (снежные, холодные, го-
лые, спящие, одетые в белые шубки).
-
Почему вы решили, что деревья спят? (медленно
дышат, мало пьют, сок двигается медленно).
(включается панель “Телевизор”)
-
На что это похоже зимой? (снежинки, мороз, са-
лют, узоры на стекле, снег искрится).
-
Как мы называем это явление, когда падают сне-
жинки с неба? (снегопад). А если- снегопад с ветром?
(метель, пурга, вьюга, буран).
-
Почему мороз красный? Как люди спасаются от
мороза?
(надевают
шубы,
шапки,
валенки,
ва -
режки…).
-
Когда зимой мы видим салют? (в праздник Новый
год).
(включается панель “Водопад”)
-
На что похожи ниточки зимой? (на сосульки, на
снежинки)
-
Сплетем по одной снежинке. Какой она формы?
Что случится со снежинкой, если она упадет на ладо-
шку? (растает, потому что боится тепла).
-
Из чего состоит снег? (из воды)
Дети имитируют движениями зимние забавы, называя
их (катание на санках, на лыжах, на коньках, на ле-
дянках, игра в хоккей, снежки, лепка снеговика)
Психолог:
-
Хотите отправиться в зимний лес? Чего много в
лесу? (деревьев)
-
Кто живет в зимнем лесу? (животные, насекомые,
птицы – дети перечисляют их, называют что они де-
лают зимой в лесу)
-
Найдем в зимнем лесу его обитателей?! Я загады-
ваю загадки, вы отгадываете и находите этих живот-
ных или птиц “в лесу”.
Загадки: - Шубка – иголки
Свернется он – колкий
Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж)
- Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
3.
Заключительная часть
-игра
“На
полянке”
(оборудование:
зеркальные шары, световые пушки)
Цель:
релаксация,
развивать
умение
слушать
стихотворение,
восприни-
мать красоту художественного слова
- рефлексия
И стоит среди травы
Уши выше головы (Заяц)
- Разбойник серый, нет ему веры
Все клыками щелк.Кто это? (Волк)
- Черноклювый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь)
(дети объясняют признаки ассоциации образцов па-
нели с обитателями леса)
Психолог:
-
Мы долго путешествовали, пора отдохнуть. Ложи-
тесь поудобнее. Полюбуемся на зиму ещё раз (психо-
лог проверяет расслабление мышц тела у каждого
ребёнка)
Чтение стихотворения И.З.Сурикова “Зима”
-Какая зима? (красивая, морозная, снежная, весёлая).
Почему? Это хорошо или плохо?
-Возвращаемся в детский сад (дети закрывают глаза,
оборудование выключается). Вот мы и вернулись в
детский сад. Потянулись и потихонечку встаём.
-Понравилось вам путешествие? Какое у вас сейчас
настроение? Что вам больше всего запомнилось? Что
нового вы узнали сегодня? Мы дарим вам колобков с
весёлым настроением, пусть это настроение сохра-
нится у вас на весь день. Занятие окончено. Сегодня
все хорошо занимались. Спасибо вам за работу.